07 декабря 2020 г. |
Дело N А56-108361/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 декабря 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Чуватиной Е.В., судей Кадулина А.В., Сергеевой И.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Линк Девелопмент" Егорова С.Н. (доверенность от 25.12.2019),
рассмотрев 02.12.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Виллозского городского поселения Ломоносовского района, на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.02.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2020 по делу N А56-108361/2019,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Линк Девелопмент", адрес: 197101, Санкт-Петербург, Большая Монетная ул., д. 25, лит. А, пом. 1Н, ОГРН 1089847375034, ИНН 7811418017 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения администрации Виллозского городского поселения Ломоносовского района, адрес: Ленинградская обл., Ломоносовский р-н, гор. пос. Виллози, д. 8, ОГРН 1024702183208, ИНН 4720007582 (далее - Администрация), от 12.09.2019 N 1878 об отказе в размещении антенно-мачтового сооружения связи на территории кадастрового квартала 47:14:0605002 (дер. Малое Карлино ) согласно заявлению Общества N 753 от 13.08.2019, а также об обязании Администрации принять решение по указанному заявлению Общества.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.02.2020 требования заявителя удовлетворены.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2020 данное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Администрация просит отменить решение от 13.02.2020 и постановление от 03.08.2020, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Суды, по мнению подателя жалобы, не учли, что Обществом не были представлены сведения о соответствии спорного объекта требованиям технических регламентов, противопожарным, санитарно-эпидемиологическим, гигиеническим, экологическим и (или) иным правилам, нормативам, в том числе, правилам благоустройства и (или) нормативам градостроительного проектирования.
Кроме того, Администрация указывает на необходимость согласования размещения объекта с иными организациями со ссылкой на получение ею письма федерального государственного унитарного предприятия "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" от 06.05.2020.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить принятые по делу судебные акты оставить без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
Администрация извещена в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о времени и месте судебного заседания, однако своего представителя в суд не направила, что в силу статьи 284 того же Кодекса не препятствует рассмотрению жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Общество обратилось в Администрацию с заявлением от 13.08.2019 N 753 о разрешении размещения антенно-мачтового сооружения связи (линейно-кабельного сооружения связи) на территории кадастрового квартала 47:14:0605002 (дер. Малое Карлино) сроком на 49 лет.
Письмом от 12.09.2019 N 1878 Администрация уведомила заявителя об отказе в размещении названного объекта со ссылкой на подпункт "з" пункта 9 постановления Правительства Ленинградской области от 03.08.2015 N 301 "Об утверждении Порядка и условий размещения отдельных видов объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута на территории Ленинградской области" (далее - Порядок), указав что заявленное размещение объекта не соответствует санитарно-эпидемиологическим, гигиеническим правилам и нормативам, поскольку согласно приложенной схеме сорное антенно-мачтовое сооружение предполагается разместить в непосредственной близости от территории школы.
Общество, полагая решение Администрации незаконным и нарушающим его права в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Суды первой и апелляционной инстанций признали требования Общества обоснованными и удовлетворили их.
Кассационная инстанция, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов в связи со следующим.
По смыслу статьи 198 АПК РФ во взаимосвязи с нормами статьи 201 того же Кодекса основаниями для признания незаконными решений (действий, бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются несоответствие оспариваемых решений (действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение данными решениями (действиями, бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, в случаях: проведения инженерных изысканий; строительства временных или вспомогательных сооружений; размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1 - 5 пункта 1 указанной статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа.
Согласно пункту 3 статьи 39.36 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Перечень таких объектов утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" (далее - Перечень).
В пункте 11 Перечня в числе таковых указаны линии связи, линейно-кабельные сооружения связи и иные сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Случаи, когда разрешение на строительство не требуется, определены в части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
В частности, названной нормой предусмотрено, что разрешение на строительство не требуется в случае размещения антенных опор (мачт и башен) высотой до 50 м, предназначенных для размещения средств связи (пункт 4.5), а также в иных случаях, если в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется (пункт 5).
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Областного закона Ленинградской области от 18.05.2012 N 38-оз "Об установлении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Ленинградской области" не требуется получение разрешения на строительство для осуществления строительства линий и сооружений связи.
Порядок и условия размещения отдельных видов объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Ленинградской области утвержден постановлением Правительства Ленинградской области от 03.08.2015 N 301 (далее - Порядок).
Пунктом 2 Порядка установлено, что объекты размещаются на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Ленинградской области на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченного на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, о размещении объекта.
Согласно пункта 5 Порядка к заявлению о выдаче разрешения на размещение объекта должны быть приложены копии документов, удостоверяющих личность заявителя и представителя заявителя, и документа, подтверждающего полномочия представителя заявителя, в случае если заявление подается представителем заявителя; схема границ предполагаемых к использованию под размещение объекта земель или земельного участка на кадастровом плане территории с указанием координат характерных точек границ земель или земельного участка (с использованием системы координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости).
Пунктом 6 Порядка предусмотрено, что к заявлению о размещении объекта могут быть приложены иные документы, подтверждающие основания для размещения объектов на землях или земельном участке.
В случае если указанные в пункте 6 Порядка документы не представлены заявителем, такие документы запрашиваются уполномоченным органом в порядке межведомственного информационного взаимодействия (пункт 7 Порядка).
В пункте 9 Порядка определен исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении названной государственной услуги.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, суды пришли к выводу, что испрашиваемый Обществом к размещению объект входит в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, и что Обществом при подаче заявления в Администрацию были представлены все документы, предусмотренные пунктом 5 Порядка.
Из содержания оспариваемого решения следует, что в размещении объекта Администрацией было отказано со ссылкой на то, что размещение антенно-мачтового сооружения не соответствует санитарно-эпидемиологическим, гигиеническим правилам и нормативам (подпункт "з" пункта 9 Порядка).
Между тем Администрация не указала - каким именно санитарно-эпидемиологическим, гигиеническим правилам и нормативам не соответствует размещение испрашиваемого объекта и в чем выражается такое несоответствие.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Поскольку Администрация вопреки требованиям части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ не подтвердила наличие обстоятельств, являющихся в соответствии с Порядком основанием для отказа в размещении объекта, суды правомерно признали оспариваемое решение Администрации незаконным.
Приведенный Администрацией в кассационной жалобе новый довод относительно необходимости согласования размещения объекта с иными лицами, который не был заявлен при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, а также ссылка на документы, не представленные при рассмотрении дела и на которые Администрация ранее не ссылалась, исходя из разъяснений, приведенных в пункте 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", не могут быть приняты судом кассационной инстанции.
При этом суд также учитывает, что пунктом 5 Порядка обязанность заявителя по представлению согласования размещения объекта не предусмотрена, на обстоятельства получения от уполномоченных органов в порядке межведомственного взаимодействия сведений, подтверждающих отсутствие оснований для размещения испрашиваемого объекта (пункты 6 и 7 Порядка), Администрация не ссылалась.
С учетом изложенного предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.02.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2020 по делу N А56-108361/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации Виллозского городского поселения Ломоносовского района - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Чуватина |
Судьи |
Е.В. Чуватина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.