08 декабря 2020 г. |
Дело N А66-19638/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Алешкевича О.А., Толкунова В.М.,
при участии от публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания "Центра" Дроздовой Н.О. (доверенность от 28.04.2020),
рассмотрев 07.12.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания "Центра" на решение Арбитражного суда Тверской области от 19.02.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2020 по делу N А66-19638/2019,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания "Центра", адрес: 119017, Москва, ул. Малая Ордынка, д. 15, ОГРН 1046900099498, ИНН 6901067107 (далее - ПАО "МРСК "Центра", Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Центральному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, адрес: 107031, Москва, ул. Рождественка, д. 5/7, ОГРН 1067746766240, ИНН 7702609639 (далее - Управление, Ростехнадзор), о признании незаконным предписания от 12.11.2019 N 7.1-3161вн-П/0362-2019.
Решением суда первой инстанции от 19.02.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 03.08.2020, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не соглашаясь с принятыми судебными актами, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, Общество обратилось в Арбитражный суд Северо-Западного округа с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы Общество ссылается на отсутствие у Управления правовых оснований для проведения проверки, предусмотренных Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ). Указывая на недоказанность наличия угрозы жизни и здоровью граждан, Общество обращает внимание, что аварийные отключения регламентированы на законодательном уровне, не могут привести к негативным последствиям, поскольку допустимость таких отключений ограничена во времени, а на период таких отключений потребитель в зависимости от выбранной им при технологическим присоединении категории надежности обеспечивает автономное резервное питание. Податель жалобы также ссылается на повторность выявленных нарушений.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы жалобы.
Управление, надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в том числе путем публичного извещения на официальном сайте суда в сети Интернет, явки своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании распоряжения от 30.10.2019 N Т-3161-пр в период с 31.11.2019 по 12.12.2019 Управлением проведена внеплановая выездная проверка ПАО "МРСК "Центра" в целях контроля за соблюдением Обществом требований электробезопасности энергоустановок в связи с массовыми отключениями энергетических объектов после прохождения порывистого ветра на территории Тверской области в период с 27 по 28 апреля 2019 года и ввиду угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан.
Проведение внеплановой проверки согласовано прокуратурой Тверской области решением заместителя прокурора от 30.10.2019.
В ходе осмотра неоднократно отключаемых ВЛ-110 кВ в количестве 23-х штук в местах производства работ по восстановлению исправного состояния и дополнительно осмотренных линий, проходящих по лесному массиву, Управлением выявлены нарушения обязательных требований пунктов 1.1.3, 1.6.2, 5.7.1, 5.7.8, 5.7.14, 5.7.17 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных приказом Минэнерго России от 19.06.2003 N 229 (далее - Правила технической эксплуатации); пунктов 21 (б), 23 (а, б, в) Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160 (далее - Правила N 160); пункта 2.5.116 Правил устройства электроустановок, утвержденных Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго ССР 05.10.1979; пунктов 6.1, 8.2.7 "Типовой инструкции по техническому обслуживанию и ремонту воздушных линий электропередачи напряжением 0,38-20 кВ с неизолированными проводами. РД 153-34.3-20.662-98", утвержденной Департаментом электрических сетей РАО "ЕЭС России" 19.05.1998; пункта 3.2.3 "Типовой инструкции по эксплуатации линий электропередачи напряжением 35-800 кВ РД 34.20.504-94", утвержденной РАО "ЕЭС России" 19.09.1994, а именно:
- по организации работ, связанных с проведением технического контроля состояния оборудования электросетей, расследованием аварий на энергетических объектах, анализом причин их возникновения, выявлением опасных тенденций, разработкой и реализацией мер по ликвидации последствий и предотвращению аварий;
- по обеспечению условий бесперебойной и качественной передачи и распределения электрической энергии;
- по бесперебойному снабжению потребителей филиала ПАО "МРСК Центра" - "Тверьэнерго" электрической энергией установленного нормативами качества;
- по обеспечению проведения мероприятий, направленных на повышение надежности передачи и распределения электроэнергии, а также обеспечению условий для поддержания уровня исходных характеристик распределительных электрических сетей, включая пропускную способность;
- по содержанию просек высоковольтных линий (далее - ВЛ) в надлежащем состоянии с целью обеспечения безаварийного функционирования и эксплуатации объектов электросетевого хозяйства.
Выявленные нарушения отражены в акте проверки от 12.11.2019 N 7.1-3161вн-А/0362-2019.
Обществу выдано предписание от 12.11.2019 N 7.1-3161вн-П/0362-2019, которым предложено устранить выявленные нарушения в срок до 12.02.2020.
Не согласившись с указанным предписанием, ПАО "МРСК "Центра" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого предписания с учетом доказанности выявленных нарушений, соблюдения требований законодательства при проведении внеплановой выездной проверки.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) целями государственного регулирования надежности и безопасности в сфере электроэнергетики являются обеспечение ее устойчивого, надежного и безопасного функционирования и предотвращение возникновения аварийных ситуаций, связанных с эксплуатацией объектов электроэнергетики и энергетических установок потребителей электрической энергии.
В состав мер государственного регулирования надежности и безопасности в сфере электроэнергетики входят принятие нормативных правовых актов Российской Федерации, устанавливающих требования к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок, осуществление федерального государственного энергетического надзора.
В силу абзаца первого пункта 1 статьи 38 Закона N 35-ФЗ субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности) отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями. Основой системы надежного обеспечения потребителей электрической энергией являются надежная схема энергоснабжения и выполнение всех требований правил технической эксплуатации электростанций и сетей (пункт 2 статьи 38 Закона N 35-ФЗ).
В рассматриваемом случае в силу выше приведенных положений Закона N 35-ФЗ и Правил технической эксплуатации, пункта 3.1 Устава ПАО "МРСК Центра", утвержденного решением годового Общего собрания акционеров ПАО "МРСК Центра" от 08.06.2017, Общество обязано предпринимать все действия для их соблюдения в целях обеспечения надежного и качественного энергоснабжения потребителей; бесперебойного и надежного функционирования объектов распределительного электросетевого комплекса.
Факты выявленных нарушений, отраженных в акте проверки и в оспариваемом предписании, подтверждаются материалами дела и по существу в жалобе не оспариваются.
Оценив основание проверки, процедуру проведения проверки, суды признали, что предписание об устранении выявленных нарушений от 12.11.2019 выдано органом, наделенным соответствующими полномочиями, и проверка проведена при соблюдении установленного Законом N 294 порядка.
Отклоняя доводы Общества, суды обоснованно признали, что в рассматриваемом случае, как отражено в пункте 6 распоряжения управления от 30.10.2019 N Т-3161-пр, проверка проводилась в целях контроля за соблюдением требований электробезопасности электроустановок филиала ПАО "МРСК Центра" - филиала "Тверьэнерго" ввиду массовых отключений энергетических объектов после прохождения порывистого ветра на территории Тверской области в период с 27 по 28 апреля 2019 года и мотивированного представления заместителя руководителя Управления от 30.10.2019 N 01-28/1560 о необходимости проведения внеплановой проверки юридического лица ввиду угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан.
Указанное мотивированное представление заместителя руководителя Управления от 30.10.2019 N 01-28/1560 содержит подробное обоснование необходимости проведения внеплановой проверки и отвечает требованиям документа, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ, являющегося основанием для назначения внеплановой проверки в отношении юридического лица.
Исходя из предмета внеплановой проверки, в том числе соблюдения требований нормативно-правовых актов по безопасной эксплуатации ВЛ, проходящих по лесным массивам, не могут быть приняты во внимание доводы Общества относительно недоказанности наличия угрозы жизни и здоровью граждан.
То обстоятельство, что допустимость аварийных отключений ограничена во времени, а на период таких отключений потребитель в зависимости от выбранной им при технологическим присоединении категории надежности обеспечивает автономное резервное питание, не освобождает Общество от соблюдения в процессе эксплуатации объектов электрохозяйства обязательных требований надежности и безопасности в сфере федерального государственного энергетического надзора, направленных на обеспечение надежного электроснабжения потребителей электрической энергии, и устранения выявленных нарушений, отраженных в оспариваемом предписании.
Довод подателя кассационной жалобы о повторности выявленных нарушений, их устранении, не нашел своего документального подтверждения.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными статьями 65, 71 АПК РФ.
Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 АПК РФ).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, не установлено.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Государственная пошлина в размере 1500 руб., излишне уплаченная Обществом при подаче кассационной жалобы, подлежит возврату на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 19.02.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2020 по делу N А66-19638/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания "Центра" - без удовлетворения.
Возвратить публичному акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания "Центра" (ОГРН 1046900099498, ИНН 6901067107) из федерального бюджета 1500 рублей излишне уплаченной государственной пошлины по платежному поручению от 02.10.2020 N 125701.
Председательствующий |
Е.А. Аникина |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.