07 декабря 2020 г. |
Дело N А21-13805/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Александровой Е.Н., судей Лущаева С.В., Соколовой С.В.,
при участии от Министерства развития инфраструктуры Калининградской области представителя Орловой Е.А. (доверенность от 23.11.2020 N 88),
рассмотрев 26.11.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации городского округа "Город Калининград" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 05.03.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2020 по делу N А21-13805/2019,
УСТАНОВИЛ:
Министерство развития инфраструктуры Калининградской области, адрес: 236000, Калининград, ул. Д. Донского, 1, ОГРН 1053900180707, ИНН 3905069558 (далее - Министерство), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском (с учетом уточнения требований в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ) о взыскании с Администрации городского округа "Город Калининград", адрес: 236006, Калининград, пл. Победы, д. 1, ОГРН 1023900770222, ИНН 3903016790 (далее - Администрация), 2 767 977,64 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Калининградской области, адрес: 236007, Калининград, ул. Д. Донского, д. 1, ОГРН 1023900771300, ИНН 3905015665, Министерство финансов Калининградской области, адрес: 236007, Калининград, ул. Д. Донского, д. 1,ОГРН 1023900779814, ИНН 3905014118, Федеральное дорожное агентство, адрес: 129085, Москва, ул. Бочкова, д. 4, ОГРН 1047796331494, ИНН 7717509757.
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 05.03.2020, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2020, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить решение и постановление, принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении иска.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство просило оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Министерства возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с пунктом 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, между Правительством Калининградской области и Федеральным дорожным агентством заключено соглашение от 02.12.2018 N 108-17-2018-036 о предоставлении иного межбюджетного трансферта на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках приоритетного проекта "Безопасные и качественные дороги" государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы" бюджету Калининградской области из федерального бюджета" (далее - соглашение N 108-17-2018-036).
В рамках названного соглашения (в редакции дополнительного соглашения от 16.05.2018 N 108-17-2018-036/1) бюджету Калининградской области из федерального бюджета предоставлено 625 000 000 руб. в целях финансового обеспечения реализации государственной программы Калининградской области в сфере дорожного хозяйства в части программ комплексного развития транспортной инфраструктуры городских агломераций (далее - программа) в рамках приоритетного проекта, предусматривающих мероприятия, соответствующие паспорту приоритетного проекта, утвержденному президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам и достижения значений целевых показателей программы.
Также между Правительством Калининградской области и Федеральным дорожным агентством заключено соглашение от 26.03.2018 N 108-17-2018-051 о предоставлении иного межбюджетного трансферта на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках основного мероприятия "Содействие развитию автомобильных дорог регионального межмуниципального и местного значения" государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы" бюджету Калининградской области из федерального бюджета" (далее - соглашение N 108-17-2018-051).
В рамках соглашения N 108-17-2018-051 бюджету Калининградской области из федерального бюджета предоставлено 444 200 000 руб. на достижение целевых показателей региональной программы Калининградской области в сфере дорожного хозяйства.
Указанными соглашениями установлены целевые показатели, предусматривающие прирост протяженности автомобильных дорог.
В рамках реализации соглашений и исполнения государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы" между Министерством развития и Администрацией заключены соглашение от 12.02.2018 N 29 о предоставлении субсидий (далее - соглашение N 29) и соглашение от 12.02.2018 N 30 о предоставлении в 2018 году из областного бюджета субсидий и иных межбюджетных трансфертов бюджету муниципального образования "Городской округ "Город Калининград" на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках реализации основного мероприятия программы комплексного развития транспортной инфраструктуры Калининградской агломерации "Государственной программы Калининградской области "Развитие транспортной системы" на реализацию мероприятий приоритетного проекта "Безопасные и качественные дороги" (далее - соглашение N 30).
Федеральным дорожным агентством установлено невыполнение Калининградской областью целевых показателей, предусмотренных соглашениям N 108-17-2018-051 и 108-17-2018-036, о чем в Правительство Калининградской области направлены письма от 18.04.2019 N 01-25/14027 и 01-24/14032.
Так, прирост протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального, а также местного значения, в результате строительства автомобильных дорог составил 18,44 км, что на 1,61 км меньше планового значения, установленного соглашением; в результате капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог - 118,96 км, что на 5,17 км меньше планового значения, установленного соглашением. Доля протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального, а также местного значения, составила 45,6%, что на 3,9% меньше планового значения, установленного соглашением N 108-17-2018-051. Фактическое значение показателя "приведение в нормативное состояние дорожной сети городской агломерации в 2018 году" по состоянию на 01.04.2019 составило 57%, что на 1% меньше планового значения, установленного соглашением N 108-17-2018-036.
В соответствии с пунктами 23 и 27 Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках основного мероприятия "Содействие развитию автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения" государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.04.2016 N 329, Федеральное дорожное агентство информировало, что ввиду недостижения трех из четырех целевых показателей, предусмотренных соглашением, Правительству Калининградской области в срок до 01.04.2019 надлежит осуществить возврат в федеральный бюджет денежных средств в общей сумме 2 767 977,64 руб.
Указанное требование было исполнено, что сторонами подтверждается и не оспаривается.
Поскольку недостижение плановых показателей заключенных соглашений о предоставлении из федерального бюджета бюджету Калининградской области иных межбюджетных трансфертов обусловлено расторжением Администрацией муниципальных контрактов, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании с Администрации денежных средств в размере 2 767 977,64 рублей.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об обоснованности требований, в связи с чем удовлетворили иск.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению в связи со следующим.
Согласно постановлению Правительства Калининградской области от 18.06.2015 N 345 "Об установлении порядка предоставления субсидий местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности" (далее - Порядок N 345) нарушение органом местного самоуправления при расходовании субсидии, финансируемой с использованием средств федерального бюджета, значения показателей результативности использования субсидии, соответствующих значениям целевых показателей и индикаторов государственных программ Российской Федерации (федеральных целевых программ), а также обязательств по их достижению, влечет ответственность в размере и порядке, которые соответствуют Правилам формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2014 N 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 5 статьи 7 Закона Калининградской области "О межбюджетных отношениях" в случаях и порядке, предусмотренных нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, за счет средств межбюджетных трансфертов федерального бюджета из областного бюджета предоставляются иные межбюджетные трансферты местным бюджетам по решению органов исполнительной власти Калининградской области.
В соответствии с пунктом 1.2 соглашения N 108-17-2018-036, заключенного между Правительством Калининградской области и Федеральным дорожным агентством, предоставление иного межбюджетного трансферта осуществляется в соответствии с перечнем мероприятий, в целях финансового обеспечения которых предоставляется иной межбюджетный трансферт, согласно приложению N 1 к данному соглашению, утвержденному постановлением Правительства Калининградской области от 17.02.2014 N 65 "О государственной программе Калининградской области "Развитие транспортной системы".
Согласно преамбуле соглашения N 30, заключенного между Министерством и Администрацией, оно заключено в соответствии со статьей 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), Федеральным законом N 145-ФЗ от 31.07.1998, пунктом 5 статьи 7 Закона Калининградской области "О межбюджетных отношениях", постановлением Правительства Калининградской области от 17.02.2014 N 65 "О государственной программе Калининградской области "Развитие транспортной системы" и соглашением N 108-17-2018-036.
Предметом соглашения N 30 является предоставление в 2018 году из областного бюджета бюджету муниципального образования субсидии и иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение дорожной деятельности на выполнение указанного выше мероприятия в рамках реализации мероприятий программы комплексного развития транспортной инфраструктуры Калининградской агломерации "Государственной программы Калининградской области "Развитие транспортной системы" на реализацию мероприятий приоритетного проекта "Безопасные и качественные дороги".
В пункте 1.2. соглашения N 30 определены целевые показатели результативности предоставления трансферта:
- доля протяженности дорожной сети городской агломерации, соответствующей нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационному состоянию;
- снижение количества мест концентрации дорожно-транспортных происшествий (аварийно-опасных участков) на дорожной сети городской агломерации.
В пунктах 3.3.1.-3.3.10. соглашения N 30 установлены обязательства Администрации, в том числе по обеспечению выполнения условий предоставления трансферта, установленных настоящим соглашением, по обеспечению исполнения обязательств по возврату средств в бюджет в соответствии с условиями настоящего соглашения, по обеспечению достижения значений целевых показателей результативности предоставления трансферта, установленных в соответствии с Приложением N 2 к соглашению N 30, по обеспечению выполнения мероприятий, предусмотренных соглашением (Приложение N 1), а также выполнять иные обязательства, установленные бюджетным законодательством Российской Федерации, постановлениями и соглашением
Суды установили и материалами дела подтверждается, что Администрацией не достигнуты значения установленных соглашением целевых показателей по указанным в исковом заявлении объектам, в связи с чем Калининградская область, в свою очередь, не смогла достичь целевых показателей при исполнении соглашения N 108-17-2018-036.
Ввиду недостижения целевых показателей Калининградской областью из областного бюджета в федеральный бюджет 09.07.2019 были возвращены 538 793,10 руб.
Согласно пункту 4.1 соглашения N 30 в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей по соглашению стороны несут ответственность в соответствии с соглашением, Правилами предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках приоритетного проекта "Безопасные и качественные дороги" государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2017 N 47, и законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 4.2 соглашения N 30 ответственность за несвоевременное завершение мероприятий по направлениям использования трансферта несет Администрация.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что в связи с несвоевременным завершением упомянутых мероприятий, Администрация обязана возвратить в областной бюджет 538 793,10 руб., в связи с чем удовлетворили исковые требования в этой части.
Аналогичные выводы сделаны судебными инстанциями и по вопросам исполнения соглашения N 108-17-2018-051 между Федеральным дорожным агентством и Правительством Калининградской области и соглашения N 29 между Министерством и Администрацией.
Предметом соглашения N 29 является предоставление Министерством Администрации субсидии на реализацию мероприятий по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения в рамках государственной программы в соответствии с приложением N 1 к соглашению N 29. Субсидии предоставляются на условиях, предусмотренных приложением N 2 к государственной программе.
Согласно пункту 2.2. соглашения N 29 Администрация осуществляет использование субсидий, полученных из областного бюджета, на финансовое обеспечение мероприятий, указанных в Приложении N 1.
При этом Администрация обеспечивает:
- соблюдение условий предоставления субсидий;
- контроль за соблюдением сроков выполнения работ в соответствии с графиками производства работ, качеством выполняемых работ, применяемых дорожно-строительных материалов, конструкций и изделий на объектах;
- достижение значений результативности использования субсидии, указанных в Приложении N 2 к названному соглашению.
Материалами дела подтверждается, что Администрация в 2018 году не достигла значений целевых показателей по объекту "Работы по строительству автомобильной дороги от ул. Б. Окружная до ул. Лукашова в г. Калининграде".
Соответственно, в связи с неисполнением Администрацией обязательств по соглашению N 29 по названному объекту Калининградская область также не смогла достичь целевых показателей по соглашению N 108-17-2018-051, в связи с чем Калининградской областью из областного бюджета в федеральный бюджет 09.07.2019 были возвращены 2 229 184, 54 руб.
В пункте 3.2 соглашения N 29 предусмотрено, что Администрация несет ответственность перед Министерством в соответствии с пунктами 3.3. - 3.7. данного соглашения.
В силу пункта 3.7 соглашения N 29 в случае недостижения установленных значений показателей результативности предоставления субсидий Администрация несет ответственность в порядке и размере, установленную нормативными правовыми актами Калининградской области, регулирующими порядок предоставления субсидий на цели, указанные в пункте 1.1. соглашения, включая возврат неосвоения выделенных средств субсидии и/или их нецелевого использования.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 306.1 БК РФ нарушение условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, совершенное местной администрацией, финансовым органом, главным администратором (администратором) бюджетных средств, муниципальным заказчиком, а также нарушение условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, повлекшее причинение ущерба публично-правовому образованию, признаются бюджетными нарушениями.
В соответствии с пунктом 26 Порядка N 345 ответственность за невыполнение предусмотренных соглашениями обязательств, в том числе обязательств по софинансированию, несут органы местного самоуправления.
В случае нецелевого использования субсидии и (или) нарушения муниципальным образованием условий ее предоставления, в том числе невозврата муниципальным образованием средств в областной бюджет в сроки и порядке, предусмотренные соглашением, к нему применяются меры принуждения, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации (пункт 27 Порядка N 345).
Учитывая изложенное, суды пришли к правильному выводу о том, что Администрация обязана возвратить в областной бюджет в соответствии с указанным в исковом заявлении расчетом 2 229 184, 54 руб.
Доводы подателя жалобы о том, что соглашение N 29 заключено не во исполнение соглашения N 108-17-2018-051 и с ним не связано, в рамках соглашения N 29 отсутствовало федеральное финансирование, проверены судами двух инстанций и обоснованно отклонены, поскольку оба названных соглашения заключены в рамках исполнения государственной программы "Развитие транспортной системы", что следует из их содержания.
Ссылки Администрации на то, что в соглашениях N 29 и 30 установлены иные показатели результативности предоставления субсидии, чем в соглашениях N 108-17-2018-036 и 108-17-2018-051, сами по себе основанием для отмены судебных актов не являются, поскольку судебные инстанции признали доказанным недостижение ответчиком именно показателей, определенных в соглашениях N 29 и 30, стороной по которым является Администрация. Дополнительное соглашение от 19.11.2018 N 2 к соглашению N 29 выводы судов в этой части не опровергает, поскольку, помимо величины показателей, соглашением предусмотрены также характер объем (строительство) и протяженность подлежащего строительству участка по объекту "Работы по строительству автомобильной дороги от ул. Б. Окружная до ул. Лукашова в г. Калининграде", тогда как выполнение указанных работ ответчиком не подтверждено.
Расчет подлежащей взысканию суммы, произведенный Министерством, проверен судами и признан правильным. Контррасчет Администрацией не представлен, в связи с чем доводы ответчика о неверном определении суммы правомерно отклонены судами.
Принимая во внимание изложенное, суды обоснованно удовлетворили исковые требования.
Поскольку при рассмотрении дела нормы материального права применены судами правильно и нормы процессуального права не нарушены, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 05.03.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2020 по делу N А21-13805/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации городского округа "Город Калининград" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Н. Александрова |
Судьи |
Е.Н. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.