07 декабря 2020 г. |
Дело N А56-114282/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Алешкевича О.А., Толкунова В.М.,
при участии от Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга Гумкина В.В. (доверенность от 09.01.2020), от общества с ограниченной ответственностью "Невский Дом" Зимовца С.А. (доверенность от 19.10.2020),
рассмотрев 07.12.2020 в судебном заседании кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.05.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2020 по делу N А56-114282/2019,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Невский Дом", адрес: 199226, Санкт-Петербург, б-р Александра Грина, д. 1, стр. 1, пом. 14-Н, оф. 26, ОГРН 1079847140614, ИНН 7802417056 (далее - Общество, ООО "Невский Дом"), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга, адрес: 195112, Санкт-Петербург, Малоохтинский пр-кт, д. 68, лит. А, ОГРН 1037867000115, ИНН 7841000298 (далее - Инспекция, ГЖИ), о признании недействительным решения от 20.08.2019 о внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации - Санкт-Петербурга, а также о признании недействительным распоряжения от 23.08.2019 N 612-рл.
Решением суда первой инстанции от 20.05.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 01.09.2020, заявление Общества удовлетворено.
Не соглашаясь с принятыми судебными актами, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, Инспекция обратилась в Арбитражный суд Северо-Западного округа с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
В обоснование доводов жалобы ГЖИ ссылается на то, что в силу пунктов 3, 5 Правил информирования о возникновении отдельных оснований прекращения деятельности по управлению многоквартирным домом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2015 N 289 (далее - Правила N 289), ответственность по информированию собственников о принятии лицензирующим органом решения об исключении сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий возлагается на Администрацию.
Представитель Инспекции в судебном заседании поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель Общества, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, возражал против удовлетворения жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО "Невский Дом" осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами N 4 стр. 1 и 6 стр. 1 на Вилькицком бульваре, расположенными в Санкт-Петербурге, на основании протокола от 06.02.2018 N 3 конкурса по отбору управляющей организации и протокола от 06.06.2018 N В6/1 внеочередного общего собрания собственников помещений соответственно.
На основании части 5.3 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), в соответствии с пунктом 2 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок N 938/пр), установив, что Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), 20.08.2019 ГЖИ приняла решение о внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации - Санкт-Петербург, исключив с 01.09.2019 сведения о вышеуказанных многоквартирных домах из раздела реестра лицензий, содержащего перечень многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет ООО "Невский Дом".
Распоряжением ГЖИ от 23.08.2019 N 612-рл в реестр лицензий субъекта Российской Федерации - Санкт-Петербурга внесены соответствующие изменения.
Общество, полагая, что решение и распоряжение нарушают его права и законные интересы, обратилось в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявление, суд первой инстанции руководствовался статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), статьями 197, 198 ЖК РФ, Правилами N 289, и исходил из отсутствия доказательств, подтверждающих надлежащее информирование органа местного самоуправления и собственников помещений о наличии оснований для исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В силу части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 АПК РФ действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 197 ЖК РФ орган местного самоуправления муниципального образования, на территории которого лицензиат осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами, собственники помещений в многоквартирном доме, деятельность по управлению которым осуществляет лицензиат, ресурсоснабжающие организации, с которыми лицензиатом заключены договоры поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, иные заинтересованные лица должны быть проинформированы о наличии оснований для исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, о принятии решения об исключении сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, о принятии лицензионной комиссией решения о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии, о вступившем в законную силу решении суда об аннулировании лицензии и внесении соответствующей записи в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.
Согласно части 5.3 статьи 198 ЖК РФ в случае, если в течение двенадцати месяцев лицензиату и (или) должностному лицу, должностным лицам лицензиата судом три и более раза было назначено административное наказание за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного жилищного надзора по проведению проверок или уклонение от таких проверок, по решению органа государственного жилищного надзора из реестра лицензий субъекта Российской Федерации исключаются сведения о многоквартирном доме или обо всех многоквартирных домах, в отношении которых лицензиатом были совершены действия (бездействие), направленные на воспрепятствование проведению таких проверок или уклонение от таких проверок.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 Правил N 289 информирование требуется в случае принятия лицензирующим органом решения об исключении сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации.
Согласно подпункту "б" пункта 4, подпункту "а" пункта 5 Правил N 289 в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня получения информации о принятии лицензирующим органом решения об исключении сведений о многоквартирном доме, деятельность по управлению которым осуществляет лицензиат, из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, уполномоченный орган извещает собственников помещений в многоквартирном доме об этом путем размещения информации в местах, удобных для ознакомления - на досках объявлений, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Как предусмотрено частью 7 статьи 198 ЖК РФ, в течение двух месяцев со дня надлежащего информирования в установленном статьей 197 настоящего Кодекса порядке собственников помещений в многоквартирном доме о наличии оснований для исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации указанные собственники вправе принять на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решение о продолжении осуществления лицензиатом деятельности по управлению многоквартирным домом. В течение трех рабочих дней со дня оформления протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме орган государственного жилищного надзора должен быть уведомлен о принятом решении путем направления ему копии протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. В этом случае сведения о таком доме не исключаются из реестра лицензий субъекта Российской Федерации.
В силу приведенных положений закона при наличии оснований для исключения дома из реестра лицензий, собственники помещений дома должны быть уведомлены уполномоченным органом о принятом решении.
С учетом изложенного исключение сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации при ненадлежащем информировании собственников помещений о наличии оснований для исключения не может быть признано правомерным, как не позволяющее собственникам реализовать право на принятие решения о продолжении осуществления лицензиатом деятельности по управлению многоквартирным домом.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, доказательств, подтверждающих надлежащее информирование собственников помещений о наличии оснований для исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, не имеется.
Вопреки доводам жалобы направление в Администрацию извещения от 23.08.2019 N 08-11-9810/19-0-1 таким информированием не является; направлено позже принятия Инспекцией оспариваемого решения.
Учитывая изложенное, на основании имеющихся в деле доказательств, суды обоснованно удовлетворили требования Общества.
Доводы Инспекции, изложенные в кассационной жалобе, основаны на ошибочном толковании положений законодательства, регулирующих спорные правоотношения, а потому не опровергают правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными статьями 65, 71 АПК РФ.
Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 АПК РФ).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах отсутствуют основания для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.05.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2020 по делу N А56-114282/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Аникина |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.