11 декабря 2020 г. |
Дело N А44-2115/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Аникиной Е.А. и Мунтян Л.Б.,
при участии от прокуратуры Новгородской области Кузнецовой Я.В. (доверенность от 03.12.2020),
рассмотрев 08.12.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Транс-экспресс" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 02.06.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2020 по делу N А44-2115/2020,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Транс-экспресс", адрес: 175400, Новгородская область, Валдайский район, город Валдай, улица Гагарина, дом 11, квартира 10, ОГРН 1025300518110, ИНН 5302002356 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к прокуратуре Валдайского района, адрес: 175400, Новгородская область, Валдайский район, город Валдай, улица Кирова, дом 1а, прокуратуре Новгородской области, адрес: 173003, город Великий Новгород, улица Новолучанская, дом 11, ОГРН 1025300815440, ИНН 5321046221 (далее - Прокуратура), о признании незаконным представления от 02.03.2020 N 7-03-2020.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Валдайского муниципального района, адрес: 175400, Новгородская область, Валдайский район, город Валдай, проспект Комсомольский, дом 19/21, ОГРН 1025300516636, ИНН 5302001218 (далее - Администрация).
Решением суда первой инстанции от 02.06.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 17.09.2020, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемые судебные акты и удовлетворить заявление. По мнению подателя жалобы Общество в силу прямого указания федерального законодательства Российской Федерации лишено возможности обустроить места (площадки) для накопления ТКО в пределах земельных участков, на которых расположены указанные в оспариваемом представлении многоквартирные дома. Считает, что создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО относится к полномочиям органов местного самоуправления. Также указывает на то, что применение к работнику мер дисциплинарной ответственности является правом, а не обязанностью работодателя.
В отзыве на кассационную жалобу Прокуратура просила обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
В судебном заседании представитель Прокуратуры возражал против удовлетворения кассационной жалобы, ссылаясь на доводы, изложенные в отзыве.
Общество о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом, однако представителей в судебное заседание не направило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для ее рассмотрения.
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и подтверждается материалами дела, 01.07.2010 и 01.11.2012 собственники жилых помещений многоквартирных домов (МКД), расположенных по адресу: Новгородская область, город Валдай, проспект Васильева, дом 9 и 36, улица Победы, дом 82, и Общество (управляющая организация) заключили договоры управления МКД, по условиям которых управляющая организация обязалась по заданию собственников в течение срока действия договора за плату выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению МКД, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и текущему ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, отоплению, осуществлять иную направленную на достижение целей управления домом деятельность.
В пунктах 3.1.4 указанных договоров установлено обязательство Общества самостоятельно или с привлечением иных лиц организовать предоставление коммунальных услуг, выполнение работ по содержанию, текущему ремонту общего имущества в соответствии с действующим законодательством согласно приложению 1 к договорам.
В приложениях 1 к договорам управления согласовано, что в перечень обязательных работ и услуг по техническому обслуживанию и ремонту общего имущества в МКД входит уборка мусора на контейнерных площадках, уборка мусора из технических помещений со сбором его в тару и отноской в установленное место, также согласована периодичность и стоимость этих работ и услуг.
По результатам проведенной прокуратурой Валдайского района проверки исполнения Обществом требований жилищного законодательства при организации и содержании мест (площадок) накопления ТКО заявителю выдано представление от 02.03.2020 N 7-03-2020, которым в целях устранения выявленного нарушения пункта 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), установлена обязанность Общества организовать места (площадки) для накопления ТКО, образующихся в результате жизнедеятельности жильцов многоквартирных домов, расположенных по вышеназванным адресам.
Не согласившись с представлением прокуратуры, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды, рассмотрев дело по правилам главы 24 АПК РФ не установили наличие совокупности предусмотренных процессуальным законом оснований, необходимых для удовлетворения заявления, в связи с чем отказали Обществу.
Заслушав пояснения представителя Прокуратуры, изучив доводы кассационной жалобы, проверив законность принятых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены или изменения.
В соответствии с положениями Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22).
Накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"; далее - Закон N 89-ФЗ).
В соответствии со статьей 8 Закона N 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений и муниципальных районов в области обращения с ТКО относится, в том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Пунктом 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039, также предусмотрено, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления ТКО лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления ТКО с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается соответствующим органом местного самоуправления (пункт 4 Правил N 1039).
Согласно пункту 26(1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, в состав услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, входят работы по организации и содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
Пунктом 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, установлено, что организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, в том числе организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов, содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Проанализировав приведенные нормы действующего законодательства, суды двух инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что действующим законодательством именно на управляющую организацию возложена обязанность по организации мест (площадок) накопления ТКО для домов, находящихся в управлении.
Суды, оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, установили, что Общество осуществляя деятельность по управлению МКД по адресу: Новгородская область, город Валдай, проспект Васильева, дом 9 и 36, улица Победы, дом 82, не приняло мер по организации мест (площадок) накопления ТКО, в связи с чем пришли к правомерному выводу о наличии законных оснований для вынесения оспариваемого представления.
Арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемом судебном акте либо были отвергнуты судом, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Поскольку выводы судов первой и апелляционной инстанции соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено, оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Доводы Общества, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судах двух инстанций, где получили надлежащую правовую оценку.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 02.06.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2020 по делу N А44-2115/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Транс-экспресс" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.