08 декабря 2020 г. |
Дело N А56-107917/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Алешкевича О.А., Толкунова В.М.,
при участии от государственного унитарного предприятия "Водоканал Санкт-Петербурга" Кутузовой Е.В. (доверенность от 28.11.2019),
от Государственной административно-технической инспекции Дедусевой К.А. (доверенность от 30.12.2019),
рассмотрев 07.12.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного унитарного предприятия "Водоканал Санкт- Петербурга" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.04.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2020 по делу N А56-107917/2019,
УСТАНОВИЛ:
государственное унитарное предприятие "Водоканал Санкт-Петербурга", адрес: 191015, Санкт-Петербург, Кавалергардская ул., д. 42, ОГРН 1027809256254, ИНН 7830000426 (далее - Предприятие, ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга"), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Государственной административно-технической инспекции, адрес: 191014, Санкт-Петербург, Литейный пр., д. 36, лит. А., ОГРН 1027809192575, ИНН 7803032323 (далее - ГАТИ, Инспекция), от 18.09.2019 N 4570 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 14 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N 273-70) и назначении наказания в виде штрафа в размере 350 000 руб.
Решением суда первой инстанции от 16.04.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 29.07.2020, в удовлетворении заявления отказано.
Не соглашаясь с принятыми судебными актами, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, Предприятие обратилось в Арбитражный суд Северо-Западного округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявления.
По мнению подателя жалобы, оснований для привлечения его к административной ответственности не имеется.
Представитель Предприятия в судебном заседании поддержал доводы жалобы.
Представитель ГАТИ, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, возражал против удовлетворения жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 09.08.2019 специалистом ГАТИ проведен осмотр территории, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, г. Зеленогорск, Березовая ул., севернее д. 9 лит. Е, севернее д. 19, севернее участка 2 (восточнее дома 19 лит. Д по Березовой ул.), шахты N 8, 9, 10 (далее - Объект), в ходе которого зафиксировано неисправное состояние зоны производства работ по ордеру ГАТИ от 29.04.2016 N У-3104 (срок действия ордера истек 29.06.2019), а именно: не вывезены порубочные остатки, остатки грунта из зоны производства работ, на площадках с неусовершенствованным покрытием имеются просадки покрытия.
При проведении осмотра территории 20.08.2019 факты нарушений были повторно зафиксированы.
По факту выявленных нарушений пунктов 3.1.1, 4.9, 6.1 Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся правил производства земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга, утвержденные Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 06.10.2016 N 875 (далее - Правила N 875), в отношении Общества 20.08.2019 составлен протокол N 68135, в соответствии с которым действия Общества квалифицированы по пункту 1 статьи 14 Закона N 273-70.
Постановлением ГАТИ от 18.09.2019 N 4570 по делу об административном правонарушении от 20.08.2019 N 68135 Предприятие признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 14 Закона N 273-70, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 350 000 руб.
ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга", не согласившись с данным постановлением, оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности административным органом состава и события вменяемого Предприятию административного правонарушения, процессуальных нарушений, допущенных в ходе привлечения к административной ответственности, не установил, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований отказал.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции считает кассационную жалобу Предприятия подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Согласно пункту 1 статьи 14 Закона N 273-70 выполнение производителем работ земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга, без ордера на производство работ, выданного уполномоченным Правительством Санкт-Петербурга исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, а также неисполнение заказчиком работ обязанности по получению ордера до начала производства работ при условии фактического выполнения работ, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.
Исходя из диспозиции пункта 1 статьи 14 Закона N 273-70 административная ответственность заказчика работ установлена за выполнение производителем работ, связанных с благоустройством без ордера либо за неисполнение им обязанности по получению ордера до начала производства работ при условии фактического выполнения работ.
В силу пункта 3.1.1 Правил N 875 заказчик обязан получить ордер ГАТИ на производство работ, указанных в разделе 4 названных Правил.
В соответствии с пунктом 4.9 Правил N 875 производство работ по восстановлению объектов и (или) элементов благоустройства, нарушенных при производстве работ, выполненных на основании ордера ГАТИ, включено в перечень земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга, требующих получения ордера ГАТИ на производство указанных работ.
Пунктом 6.1 Правил N 875 определено, что заказчики, планирующие работы, указанные в разделе 4 Правил, обязаны до начала работ получить ордер в ГАТИ на их производство. Выполнение работ, предусмотренных в разделе 4 Правил, без ордера Инспекции на их производство запрещено. В соответствии с пунктом 6.11 Правил N 875 ордер на производство работ действителен только на вид, сроки и зону производства работ, указанные в ордере.
В рассматриваемом случае Предприятие привлечено к административной ответственности за неисполнение обязанности по получению ордера до начала производства работ.
Между тем, материалами дела подтверждается факт получения Предприятием ордера ГАТИ N У-3104 от 29.04.2016 (срок действия до 29.06.2019), согласно которому оно являлось заказчиком работ, а ООО "СК "НОСТРУМ" подрядчиком по установке временного ограждения, устройству временной подъездной дороги по адресу: Санкт-Петербург, г. Зеленогорск, Березовая ул., севернее д. 9 лит. Е, севернее д. 19, севернее участка 2 (восточнее дома 19 лит. Д по Березовой ул.), шахты N 8, 9, 10.
Как следует из материалов административного дела, в протоколах осмотра от 09.08.2019, от 20.08.2019 (с приложенными к ним фотоматериалами), протоколе от 20.08.2019 по делу об административном правонарушении N 68135 зафиксировано неисправное состояние зоны производства работ по ордеру ГАТИ от 29.04.2016 N У-3104, а именно: не вывезены порубочные остатки, остатки грунта из зоны производства работ, на площадках с неусовершенствованным покрытием имеются просадки покрытия. Сведений о проведении земляных работ, наличии строительной техники и рабочих на объекте материалы административного дела не содержат.
Иные доказательства, подтверждающие фактическое выполнение работ на объекте, ГАТИ не представлены.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, руководствуясь частью 4 статьи 1.5 КоАП РФ, согласно которой неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица, суд кассационной инстанции приходит к выводу о недоказанности ГАТИ наличия в действиях Предприятия состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 14 Закона N 273-70.
В силу части 2 статьи 211 АПК РФ оспариваемое постановление административного органа подлежит признанию незаконным.
Учитывая, что при рассмотрении спора фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами, но при этом ими неправильно применены нормы материального права, кассационная инстанция полагает, что в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.04.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2020 по делу N А56-107917/2019 следует отменить, заявление государственного унитарного предприятия "Водоканал Санкт- Петербурга" удовлетворить.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.04.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2020 по делу N А56-107917/2019 отменить.
Заявление государственного унитарного предприятия "Водоканал Санкт- Петербурга" удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Государственной административно-технической инспекции от 18.09.2019 N 4570 о признании государственного унитарного предприятия "Водоканал Санкт-Петербурга" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 14 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге".
Председательствующий |
Е.А. Аникина |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.