08 декабря 2020 г. |
Дело N А42-7430/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 декабря 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Захаровой М.В., Преснецовой Т.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2020 по делу N А42-7430/2018,
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия, адрес: 183006, Мурманская обл., г. Мурманск, Пушкинская ул., д. 12, ОГРН 1105190003049, ИНН 5190915348 (далее - Управление Росимущества), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к федеральному бюджетному учреждению здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Мурманской области", адрес: 183038, Мурманская обл., г. Мурманск, ул. Коммуны, д. 11, ОГРН 1055100194720, ИНН 5190135771 (далее - Учреждение), об обязании в целях устранения повреждений конструктивных элементов здания, расположенного по адресу: г. Мурманск, Театральный бульвар, д. 3, провести в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу ремонтно-восстановительные работы по видам в соответствии с приведенной таблицей (с учетом уточнения требований в соответствии с заключением эксперта).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Северный энергетический таможенный пост (со статусом юридического лица), адрес: 183038, Мурманская обл., г. Мурманск, ул. Карла Либкнехта, д. 27, ОГРН 1105102000332, ИНН 5102007406 (далее - Таможенный пост).
Решением от 03.10.2019 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Определением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2020 установлено наличие предусмотренного пунктом 2 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для безусловной отмены решения суда, поскольку дело было рассмотрено судом первой инстанции в отсутствие Таможенного поста, не извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания; указано на переход к рассмотрению дела по правилам, установленным названным Кодексом для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Постановлением апелляционного суда от 05.08.2020 решение от 03.10.2019 отменено; в иске отказано.
Управление Росимущества в кассационной жалобе просит отменить постановление от 05.08.2020, ссылаясь на неправильное применение и нарушение апелляционным судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, и оставить в силе решение арбитражного суда первой инстанции. По мнению подателя жалобы, в деле имеется достаточно доказательств неудовлетворительного состояния спорного здания и ненадлежащего исполнения Учреждением обязанности по его содержанию и поддержанию в надлежащем техническом состоянии.
Учреждение в отзыве на кассационную жалобу просит оставить ее без удовлетворения, указывая, что истец уклонялся от приемки объекта в казну Российской Федерации, не ссылаясь при этом на ненадлежащее состояние здания, Учреждение после принятия Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Роспотребнадзор) решения о передаче объекта недвижимости в казну Российской Федерации не получало субсидии на содержание здания.
От Учреждения поступило ходатайство о переносе судебного заседания ввиду невозможности обеспечить явку представителя по причине болезни нескольких сотрудников юридического отдела новой коронавирусной инфекцией и отстранения в связи с этим всех сотрудников отдела от работы.
Суд кассационной инстанции, обсудив заявленное ходатайство, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределов рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, необязательности явки в заседание участвующих в деле лиц не усматривает указанных в статье 158 Кодекса оснований для отложения судебного заседания.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и с учетом отклонения ходатайства Учреждения не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие в данном судебном заседании.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Мурманской области от 09.02.2006 N 25 за Учреждением 27.06.2008 зарегистрировано право оперативного управления на нежилое помещение общей площадью 941,5 кв. м, номера на поэтажном плане I, III, IV, VI, VII, XIII, X, IX, по адресу: г. Мурманск, Театральный бульвар, д. 3.
С 2016 года Учреждение обращалось к правопредшественнику Управления Росимущества по вопросу о передаче здания иным заинтересованным лицам в связи с его неиспользованием Учреждением.
В связи с обращением Учреждения Роспотребнадзор письмом от 21.12.2016 N 01/17077-16-27 сообщил Учреждению о согласовании прекращения права оперативного управления Учреждения на не используемый им объект недвижимого имущества - нежилое помещение общей площадью 941,5 кв. м с последующей его передачей в казну Российской Федерации.
Распоряжением Управления Росимущества от 03.08.2017 N 185 имущество, указанное в приложении к названному распоряжению, а именно спорное нежилое помещение площадью 941,5 кв. м по указанному выше адресу, изъято из оперативного управления Учреждения (пункт 1) и закреплено на праве хозяйственного ведения за федеральным государственным унитарным предприятием "Радиочастотный центр Центрального федерального округа" (пункт 2); Учреждению и предприятию предписано совершить соответствующие действия по приему-передаче объекта и обеспечению государственной регистрации прав на него.
Распоряжением Управления Росимущества от 11.10.2017 N М249 распоряжение от 03.08.2017 N 185 отменено.
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 30.01.2018 по делу N А42-8798/2017, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2018 и постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11.10.2018, по заявлению Учреждения распоряжение от 11.10.2017 N М249 признано недействительным; в порядке устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя на Управление Росимущества возложена обязанность прекратить право оперативного управления Учреждения на объект недвижимого имущества - нежилое помещение общей площадью 941,5 кв. м с кадастровым номером 51:20:0002082:246, расположенное по адресу: Мурманская обл., г. Мурманск, Театральный бульвар, д. 3.
В ходе осмотра объекта, проведенного сотрудниками Управления Росимущества с привлечением представителя Таможенного поста, установлено, что здание находится в неудовлетворительном техническом состоянии и не может использоваться по функциональному назначению, не соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам для эксплуатации по целевому назначению. По результатам осмотра составлен акт от 08.08.2018.
Управление Росимущества, ссылаясь на то, что не имеет возможности принять объект до приведения его в надлежащее состояние, считая Учреждение ответственным за содержание принадлежавшего ему имущества, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Апелляционный суд, рассмотрев дело по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, исходя из того, что при проверке использования Учреждением федерального имущества, результаты которой отражены в акте от 26.04.2017, замечаний к состоянию объекта у Управления Росимущества не имелось; отказ Управления Росимущества от приемки помещения в казну Российской Федерации не был обусловлен состоянием имущества; правовые основания для возложения на Учреждение обязанности провести ремонт здания отсутствуют.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу статьи 296 Кодекса учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Как установлено при рассмотрении дела N А42-8798/2017, Учреждение не использовало спорное здание с 2016 года; вопрос о прекращении права оперативного управления Учреждения и о передаче объекта в казну Российской Федерации разрешался в течение 2016-2017 годов. Эти обстоятельства в силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеют преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела, в котором участвуют те же лица.
Из представленного Управлением Росимущества акта осмотра от 08.08.2018 с учетом значительного (в течение почти двух лет) перерыва в использовании объекта Учреждением не следует, что в состоянии, описанном в этом акте, здание оказалось в результате противоправных действий (бездействия) Учреждения. В отсутствие достаточных доказательств причинно-следственной связи между действиями (бездействием) Учреждения и ухудшением имущества не имеется оснований для возложения на ответчика обязанности провести восстановительные работы в отношении спорного объекта.
При таком положении следует согласиться с выводом апелляционного суда об отказе в иске.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция находит обжалуемое постановление законным и не усматривает установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены данного судебного акта.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2020 по делу N А42-7430/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
Судьи |
И.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.