16 декабря 2020 г. |
Дело N А26-12541/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Кудина А.Г., Соколовой С.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Норд-тур" директора Рассихина М.Ю. (паспорт, выписка из единого государственного реестра юридических лиц),
рассмотрев 16.12.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Петрозаводского городского округа на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2020 по делу N А26-12541/2019,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Норд-тур", адрес: 185005, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Ригачина, д. 37А, оф. 206, ОГРН 1071001018978, ИНН 1001201304 (далее - Общество, ООО "Норд-тур"), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным и отмене изложенного в письме от 08.11.2019 N 5.3.2-08/501 решения администрации Петрозаводского городского округа, адрес: 185910, Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. Ленина, д. 2, ОГРН 1021000538481, ИНН 1001040505 (далее - Администрация), об отказе в выдаче разрешения на строительство пирса для маломерных судов-1 на 12 мест, пирса для маломерных судов-2 на 6 мест, защитной дамбы и слипа на акватории Онежского озера (Петрозаводская губа) в г. Петрозаводске, район м. Пески (далее - объект), а также о понуждении Администрации в течение 7 рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу выдать Обществу разрешение на строительство объекта сроком на три года.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено федеральное бюджетное учреждение "Администрация Беломорско-Онежского бассейна внутренних водных путей", адрес: 186350, Республика Карелия, г. Медвежьегорск, ул. Дзержинского, д. 26, ОГРН 1021001009886, ИНН 1013000200 (далее - ФБУ "Администрация "Беломорканал").
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 28.02.2020 в удовлетворении заявления Обществу отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2020 решение суда первой инстанции отменено, оспариваемое решение Администрации признано незаконным; на Администрацию возложена обязанность в течение семи рабочих дней со дня вступления постановления апелляционного суда в законную силу выдать ООО "Норд-тур" испрашиваемое разрешение.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, а также на неполное выяснение им обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, просит отменить постановление от 23.09.2020 и оставить в силе решение от 28.02.2020.
Как указывает Администрация, строительство гидротехнического сооружения (не связанного конструктивно с земельным участком береговой зоны) предполагается в акватории Онежского озера, являющегося федеральной собственностью. В таком случае, по мнению подателя жалобы, орган местного самоуправления не уполномочен распоряжаться водным объектом, в акватории которого планируется строительство указанного объекта, следовательно, у Администрации отсутствуют полномочия по выдаче испрашиваемого Обществом разрешения.
В представленном отзыве на кассационную жалобу Общество возражает против ее удовлетворения, просит постановление от 23.09.2020 оставить без изменения.
В судебном заседании 09.12.2020 представитель Общества поддержал позицию изложенную в отзыве на кассационную жалобу.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей для участия в нем не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании 09.12.2020 был объявлен перерыв до 09 час. 40 мин. 16.12.2020. После перерыва судебное заседание продолжено тем же составом суда с участием представителя Общества.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "Норд-Тур" 31.10.2019 обратилось в Администрацию с заявлением о выдаче разрешение на строительство комплекса пирсов для маломерных судов (пирса-1 на 12 мест, пирса-2 на 6 мест, защитной дамбы, слипа) на акватории Онежского озера (Петрозаводская губа) в г. Петрозаводске, районе м. Пески на земельном участке, покрытого поверхностными водами, в кадастровом квартале 10:01:0040103 (водный объект: Онежское озеро (Петрозаводская губа), код водного объекта: ОНЕ/ОЗЕРО, код Государственного водного реестра: 01040100611102000016332, код водохозяйственного участка: 01.04.01.006 бассейн Онежского озера, Балтийский водохозяйственный округ) сроком на три года. К указанному заявлению Общество приложило заключенный с Администрацией договор от 14.05.2013 N 30895 аренды земельного участка с кадастровым номером 10:01:040103:10, расположенный в северо-восточной части кадастрового квартала 10:01:0040103, разрешение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 27.12.2017 N 24-м на использование указанного земельного участка сроком на три года (т. 3, л.д. 92 - 93), договор водопользования от 24.07.2014 N 10-01.04.01.006-О-ДРБВ-Т-2014-00467/00, заключенный с Невско-Ладожским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов (далее - Невско-Ладожское БВУ; т. 1, л.д. 33 - 59), решение Невско-Ладожского БВУ от 16.02.2018 N 10-01.04.01.006-О-РПБВ-Т-2018-00943/00 о предоставлении водного объекта в пользование (т. 3, л.д. 95 - 103; т. 4, л.д. 56), проектную документацию на строительство объекта, разработанную в июне 2015 г. обществом с ограниченной ответственностью "Макромир" (т. 2, л.д. 1 - 150; т. 3, л.д. 1 - 85) и заключение Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 21.10.2014 по проектным материалам "Гостиничный комплекс с яхт-клубом (туристический комплекс) в районе м. Пески" (т. 3, л.д. 86 - 91).
Администрация письмом от 08.11.2019 N 5.3.2-08/501 отказала Обществу в выдаче испрашиваемого разрешения, отметив, что строительство объекта планируется осуществить в акватории Онежского озера, которое относится к водным объектам, находящимся в федеральной собственности, и на которое не распространяются действия градостроительных регламентов, в связи с чем у Администрации отсутствуют полномочия по выдаче разрешений на строительство гидротехнического сооружения.
Не согласившись с указанным решением Администрации, ООО "Норд-тур" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления, констатировав законность оспариваемого решения Администрации.
Суд апелляционной инстанции не согласился с указанным выводом суда первой инстанции, отменил решение от 28.02.2020 и удовлетворил заявленные требования ООО "Норд-тур", обязав Администрацию в течение семи дней со дня вступления судебного акта апелляционной инстанции выдать Обществу разрешение на строительство пирса для маломерных судов-1 на 12 мест, пирса для маломерных судов-2 на 6 мест, защитной дамбы и слипа на акватории Онежского озера (Петрозаводская губа) в г. Петрозаводске, район м. Пески на срок три года..
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу Администрации подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) разрешение на строительство объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 данной статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с названным Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 данной статьи и другими федеральными законами.
Согласно пункту 1 статьи 102 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) к землям водного фонда относятся земли: 1) покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах; 2) занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах.
На землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков (пункт 2 статьи 102 ЗК РФ).
Согласно статье 11 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) в пользование предоставляется водный объект на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование.
Как установлено судами двух инстанций и следует из материалов дела, размещение объекта (гидротехнического сооружения IV класса опасности), за разрешением на строительство которого обратилось Общество, осуществляется непосредственно в акватории Онежского озера и конструктивно не связано с земельным участком береговой зоны.
Онежское озеро относится к водным объектам и находится в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 ВК РФ).
Руководствуясь статьей 102 ЗК РФ, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что орган местного самоуправления не уполномочен распоряжаться водным объектом (Онежским озером), в акватории которого предполагается строительство гидротехнического сооружения, следовательно, к компетенции Администрации не относится рассмотрение вопроса по выдаче разрешения на строительство в соответствии с представленной проектной документацией на объект.
Апелляционная инстанция со ссылкой на часть 17 статьи 51 ГрК РФ, не содержащей информации о гидротехнических сооружениях IV класса опасности в качестве исключения, когда разрешение на строительство не требуется, руководствуясь пунктом 5 части 3 статьи 8 ГрК РФ, пришла к выводу, что уполномоченным органом на выдачу разрешения на строительство объекта является именно Администрация ввиду нахождения Петрозаводской губы Онежского озера в границах территории Петрозаводского городского округа.
Между тем судом апелляционной инстанции не учтено следующее.
Согласно пункту 9 статьи 10 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее - ВВТ РФ) выделение участков акватории внутренних водных путей, строительство на них каких-либо зданий, строений и сооружений осуществляются в порядке, установленном земельным законодательством Российской Федерации и водным законодательством Российской Федерации.
В главе 4 Водного кодекса Российской Федерации определены полномочия органов государственной власти в области водных отношений.
В части 1 статьи 27 ВК РФ указаны полномочия органа местного самоуправления, которые обусловлены его правами собственника водных объектов. Кроме полномочий собственника, предусмотренных частью 1 статьи 27 ВК РФ, нормы части 2 и 3 названной статьи устанавливают административные полномочия органов местного самоуправления городского поселения в отношении водных объектов, расположенных на территории городского поселения, которые корреспондируются с положениями пункта 15 части 1 статьи 14, пункта 36 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ).
По смыслу положений Водного кодекса Российской Федерации, независимо от того, в каких в границах административно-территориального образования расположены водные объекты, административное управление этими объектами, в том числе выдача разрешительных документов, производится теми органами публичной власти, на которые соответствующие функции возложены нормативными правовыми актами.
Из совокупного анализа водного законодательства Российской Федерации, положений статьи 51 ГрК РФ, статьи 102 ЗК РФ и Закона N 131-ФЗ не усматривается, что на орган местного самоуправления как публичный орган возложена функция по выдаче разрешения на строительство сооружений капитального характера непосредственно в акватории водного объекта федеральной собственности, расположенного на территории муниципального образования.
Таким образом, само по себе нахождение Петрозаводской губы Онежского озера в границах территории Петрозаводского округа не означает о наделении Администрации полномочиями по осуществлению выдачи разрешения на строительство гидротехнического сооружения непосредственно в акватории названного водного объекта.
С учетом изложенного следует признать правильным вывод суда первой инстанции об отсутствии у Администрации полномочий по выдаче разрешения на строительство гидротехнического сооружения IV класса опасности непосредственно в акватории Онежского озера, являющегося федеральным водным объектом.
Приводимая Обществом и поддержанная судом апелляционной инстанции ссылка на пункты 2 и 4 статьи 26 Правил землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа, утвержденных решением Петрозаводского городского Совета от 11.03.2010 N 26/38-771 "Об утверждении Правил землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа" (далее - ПЗЗ Петрозаводска) не опровергает указанные выводы суда первой инстанции.
Так, пунктом 2 статьи 26 ПЗЗ Петрозаводска на Администрацию возложена обязанность по принятию решений об использовании земельных участков, использовании и строительстве, реконструкции объектов капитального строительства в границах территорий общего пользования в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В свою очередь, в отношении использования земель, покрытых поверхностными водами, находящимися на территории Петрозаводского городского округа, указано, что такое использование определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти Республики Карелия или Администрацией в соответствии с федеральными законами (пункт 4 статьи 26 ПЗЗ Петрозаводска).
В таком случае оснований полагать, что исходя из положений пунктов 2 и 4 статьи 26 ПЗЗ Петрозаводска, именно на Администрацию возложена функция по выдаче испрашиваемого разрешения, не имеется.
Также следует признать необоснованным вывод апелляционного суда о наличии у Общества всех согласований федеральных органов, необходимых для выдачи Администрацией разрешения на строительство объекта, послуживший основанием для понуждения ответчика выдать Обществу испрашиваемое разрешение.
Безосновательно подменив собой административный орган в части установления полноты представленного Обществом пакета документов для выдачи испрашиваемого разрешения, апелляционный суд при этом оценку комплектности представленных документов и соответствия их требованиям законодательства Российской Федерации не осуществил.
При таких обстоятельствах дела у суда апелляционной инстанции не имелось оснований для отмены решения от 28.02.2020 и удовлетворения заявленных ООО "Норд-тур" требований.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 5 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2020 по делу N А26-12541/2019 отменить.
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 28.02.2020 по указанному делу оставить в силе.
Приостановление исполнения постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2020 по делу N А26-12541/2019, принятое определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14.10.2020, отменить.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.