16 декабря 2020 г. |
Дело N А21-9838/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Нефедовой О.Ю., судей Константинова П.Ю. и Филиппова А.Е.,
при участии от государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Противотуберкулезный диспансер Калининградской области" Суханова П.Д. (доверенность от 01.08.2018),
рассмотрев 16.12.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Темп" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 31.01.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2020 по делу N А21-9838/2019,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Темп" (до 05.10.2020 - общество с ограниченной ответственностью "СК Монолит"), адрес: 236022, Калининград, улица Генерал-лейтенанта Озерова, дом 17б, литера IX из литеры А3, 9-й этаж, кабинет 2, ОГРН 1073905002346, ИНН 3904084320 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Противотуберкулезный диспансер Калининградской области", адрес: 236010, Калининград, Дубовая аллея, дом 5, ОГРН 1023900781035, ИНН 3905014069 (далее - Диспансер), о взыскании 4 847 546 руб. 20 коп. задолженности за дополнительно выполненные работы по государственному контракту от 13.05.2016 N 0135200000516000342 на выполнение работ по объекту "Реконструкция корпусов областного противотуберкулезного диспансера (1, 2 и 3-я очереди) по Дубовой аллее, дом 5, в Калининграде" (далее - Контракт).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены государственное казенное учреждение Калининградской области "Региональное управление заказчика капитального строительства", адрес: 236006, Калининград, Московский проспект, дом 95, ОГРН 1103925015787, ИНН 3906219005 (далее - Управление), и общество с ограниченной ответственностью "Мехстройтранс", адрес: 107076, Москва, Колодезный переулок, дом 14, офис 608, ОГРН 1062128153009, ИНН 2127027656 (далее - ООО "Мехстройтранс"), в лице конкурсного управляющего Яковенко Ивана Андреевича.
Решением суда первой инстанции от 31.01.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 31.08.2020, в иске отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и представленным в дело доказательствам, а также на неправильное применение норм материального и процессуального права, просит отменить вынесенные судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Податель жалобы указывает, что ООО "Мехстройтранс" не выполнило первоочередные работы, что препятствовало выполнению работ, предусмотренных Контрактом.
Общество утверждает, что представленные в деле фотографии журнала производства работ по объекту и материалы фотофиксации объекта подтверждают выполнение им дополнительных работ.
Суды не дали оценку доводу Общества о безотлагательности дополнительных работ в соответствии со сметной, а не проектной документацией, поскольку, подчеркивает податель жалобы, их невыполнение в данных условиях сделало бы невозможным продолжение реконструкции всего социально значимого объекта.
По мнению подателя жалобы, суды необоснованно отклонили его ходатайство о назначении экспертизы на предмет определения возможности выполнения работ по Контракту без выполнения дополнительных работ.
В отзыве на кассационную жалобу Диспансер просит оставить в силе обжалуемые судебные акты, считая их обоснованными и законными.
В судебном заседании представитель Диспансера обратился с просьбой отказать в удовлетворении жалобы.
Остальные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, Диспансер (заказчик), Общество (генеральный подрядчик) и Управление (заказчик-застройщик) заключили Контракт, по условиям которого генеральный подрядчик обязался выполнить работы на объекте заказчика и ввести объект в эксплуатацию совместно с заказчиком и с заказчиком-застройщиком в соответствии с проектной и сметной документацией и рабочим проектом.
Срок начала выполнения работ по Контракту - в течение двух рабочих дней с даты его подписания, срок окончания работ - до 20.08.2016, срок ввода объекта в эксплуатацию - до 30.09.2016 (пункт 2.2 Контракта).
Цена Контракта составляет 253 150 360 руб. и включает в себя стоимость всех работ, выполняемых генеральным подрядчиком, материалов, склада временного хранения материалов, оборудования, конструкций, механизмов и машин, предназначенных для выполнения работ по Контракту, оплату всех сопутствующих работ и услуг (пункт 3.1 Контракта).
Работы по Контракту выполнены Обществом и оплачены Диспансером.
Объект введен в эксплуатацию согласно разрешению от 13.12.2018 N 39-RU39301000-155-2014.
Часть работ до заключения Контракта на указанном объекте вело ООО "Мехстройтранс" на основании договора от 28.01.2014 N 2014.9734, расторгнутого 08.02.2016 Диспансером в связи с ненадлежащим выполнением указанной подрядной организацией своих обязательств.
Общество 14.03.2019 направило в адрес Диспансера акты выполненных работ формы КС-2 N 263 - 267 и справку о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3, утверждая, что часть выполненных им работ не учтена в проектной документации.
Диспансер отказался от подписания указанных документов.
Общество, ссылаясь на то, что объем подлежащих выполнению им работ по Контракту был определен не исходя из фактически выполненного ООО "Мехстройтранс" объема, а из подписанных последним и Диспансером актов выполненных работ, которые не отражали реального состояния объекта, и часть выполненных Обществом работ не учтена в проектной документации, направило в адрес Диспансера претензию от 27.05.2019 с требованием оплатить дополнительные работы.
Неурегулирование спора в досудебном порядке послужило основанием для обращения Общества в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции признал требования Общества необоснованными и в иске отказал.
Апелляционный суд согласился с решением суда первой инстанции.
Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В силу пункта 1 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
В пункте 2 статьи 763 ГК РФ установлено, что по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Как правильно указали суды, отношения, связанные с размещением государственного заказа и заключением государственных контрактов, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
В силу пункта 2 статьи 702 ГК РФ к договору на выполнение подрядных работ для государственных нужд применяются положения, предусмотренные параграфом 1 главы 37 данного Кодекса, если иное не установлено правилами Кодекса об этом виде договора.
Согласно пункту 1 статьи 740 ГК РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
Согласно пункту 1 статьи 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете.
В соответствии с пунктом 3 статьи 743 ГК РФ подрядчик, обнаруживший в ходе строительства не учтенные в технической документации работы и в связи с этим необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, обязан сообщить об этом заказчику. При неполучении от заказчика ответа на свое сообщение в течение десяти дней, если законом или договором строительного подряда не предусмотрен для этого иной срок, подрядчик обязан приостановить соответствующие работы с отнесением убытков, вызванных простоем, на счет заказчика. Заказчик освобождается от возмещения этих убытков, если докажет отсутствие необходимости в проведении дополнительных работ.
Согласно пункту 4 статьи 743 ГК РФ подрядчик, не выполнивший обязанности, установленной пунктом 3 этой статьи, лишается права требовать от заказчика оплаты выполненных им дополнительных работ и возмещения вызванных этим убытков, если не докажет необходимость немедленных действий в интересах заказчика, в частности в связи с тем, что приостановление работ могло привести к гибели или повреждению объекта строительства.
В силу пункта 2 статьи 767 ГК РФ изменения условий государственного или муниципального контракта в одностороннем порядке или по соглашению сторон допускаются в случаях, предусмотренных законом.
В соответствии с частью 2 статьи 34 Закона N 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьями 34 и 95 Закона N 44-ФЗ.
В подпункте "б" пункта 1 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ предусмотрена возможность по предложению заказчика изменить цену контракта, но не более чем на 10 процентов от цены, установленной этим контрактом.
Арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела исходя из представленных доказательств (часть 1 статьи 64, статья 168 АПК РФ).
Суды первой и апелляционной инстанций, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ в совокупности все представленные в материалы дела доказательства, установили, что Учреждение не предлагало Обществу увеличить объем работ по Контракту.
Общество, выполняя дополнительные работы сверх установленных в Контракте объемов и с превышением предусмотренной Контрактом цены, должно было знать о том, что выполнение этих работ не может быть в силу норм действующего законодательства обеспечено встречным обязательством Диспансера по их оплате.
Суды первой и апелляционной инстанций также учли правовую позицию Президиума Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в пункте 12 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, о том, что увеличение объема работ по государственному контракту, в том числе когда такое увеличение превышает 10 процентов от цены или объема, предусмотренных контрактом, допустимо исключительно в случае, если их невыполнение грозит годности и прочности результата выполняемой работы. К дополнительным работам, подлежащим оплате заказчиком, могут быть отнесены исключительно те работы, которые исходя из имеющейся информации на момент подготовки документации и заключения контракта объективно не могли быть учтены в технической документации, но должны быть произведены, поскольку без их выполнения подрядчик не может приступать к другим работам или продолжать уже начатые либо ввести объект в эксплуатацию и достичь предусмотренного контрактом результата.
В обоснование заявленных требований Общество представило в материалы дела подписанные с его стороны акты по форме КС-2 от 11.12.2017 N 263 - 267, подтверждающие выполнение им работ за период с 01.06.2016 по 11.12.2017, на сумму 4 847 546 руб. 20 коп. и справку о стоимости выполненных работ от 11.12.2017 N 1/а, фотографии журнала производства работ по объекту и материалы фотофиксации объекта.
Суды установили, что доказательств согласования спорных дополнительных работ истец не представил, производство работ не приостановил, а дополнительные работы выполнил на свой риск, поэтому в силу прямого указания пункта 5 статьи 709 и пункта 4 статьи 743 ГК РФ такие работы оплате не подлежат.
Суды приняли во внимание, что, несмотря на извещение Диспансера о необходимости выполнения дополнительных работ, доказательств того, что он дал согласие на их выполнение и оплату, материалы дела не содержат.
Дополнительное соглашение к Контракту об увеличении объема и стоимости работ стороны не заключали.
Поскольку дополнительные работы подлежат оплате только при согласии заказчика на их выполнение и оплату при условии внесения соответствующих изменений в Контракт, является обоснованным вывод судов об отсутствии у Диспансера обязанности по возмещению стоимости указанных работ, которые тот не заказывал и не принимал.
При указанных обстоятельствах у судов отсутствовали основания для взыскания с Диспансера стоимости несогласованных дополнительных работ.
Довод Общества о безотлагательности дополнительных работ в соответствии со сметной, а не проектной документацией материалами дела не подтверждается, вероятная гибель (повреждение) объекта строительства без незамедлительного проведения данных работ не доказана, достоверных доказательств, свидетельствующих о проведении указанных работ именно Обществом, а не ООО "Мехстройтранс", материалы дела не содержат.
Представленные Обществом фотографии журнала производства работ по объекту и материалы фотофиксации объекта не могут подтверждать выполнение им дополнительных работ при наличии подписанных Диспансером и ООО "Мехстройтранс" актов о приемке указанных работ установленной формы.
При этом критерием отнесения дополнительных работ к оплачиваемым либо неоплачиваемым является не их необходимость в целом для завершения работ по договору, поскольку такая необходимость в любом случае предполагается, а необходимость их проведения немедленно в интересах заказчика, в частности в связи с тем, что приостановление работ могло привести к гибели или повреждению объекта строительства. В этом случае бремя доказывания того, что имелась необходимость немедленных действий в интересах заказчика, возложено на подрядчика.
Общество таких доказательств не представило.
Довод подателя жалобы о неправомерном отклонении судами ходатайства о проведении экспертизы отклоняется судом кассационной инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 82 АПК РФ для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле. В случае, если назначение экспертизы предписано законом или предусмотрено договором, либо необходимо для проверки заявления о фальсификации представленного доказательства, либо если необходимо проведение дополнительной или повторной экспертизы, арбитражный суд может назначить экспертизу по своей инициативе.
Судебная экспертиза назначается судом в случаях, когда вопросы права нельзя разрешить без оценки фактов, для установления которых требуются специальные познания.
В силу положений статьи 71 АПК РФ экспертиза, назначенная при рассмотрении арбитражного дела, является одним из доказательств по делу и подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.
Таким образом, вопрос о необходимости проведения экспертизы находится в компетенции суда, разрешающего спор по существу, назначение экспертизы является правом, а не обязанностью суда.
В рассматриваемом деле суды не установили оснований для назначения экспертизы.
Согласно статье 286 АПК РФ кассационный суд при рассмотрении дела проверяет законность принятых судебных актов, устанавливая правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права. В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 31.01.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2020 по делу N А21-9838/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Темп" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Ю. Нефедова |
Судьи |
О.Ю. Нефедова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 2 статьи 34 Закона N 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьями 34 и 95 Закона N 44-ФЗ.
В подпункте "б" пункта 1 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ предусмотрена возможность по предложению заказчика изменить цену контракта, но не более чем на 10 процентов от цены, установленной этим контрактом.
...
Суды установили, что доказательств согласования спорных дополнительных работ истец не представил, производство работ не приостановил, а дополнительные работы выполнил на свой риск, поэтому в силу прямого указания пункта 5 статьи 709 и пункта 4 статьи 743 ГК РФ такие работы оплате не подлежат."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 декабря 2020 г. N Ф07-12250/20 по делу N А21-9838/2019
Хронология рассмотрения дела:
03.02.2025 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-36117/2024
05.12.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-37047/2023
04.12.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-37046/2023
16.12.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-12250/20
31.08.2020 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-7426/20
31.01.2020 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-9838/19