15 декабря 2020 г. |
Дело N А56-104932/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 декабря 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Захаровой М.В., Преснецовой Т.Г.,
при участии от администрации муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области Давыдова А.В. (доверенность от 28.12.2019),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Производственное объединение "Киришинефтеоргсинтез" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.02.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2020 по делу N А56-104932/2019,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Производственное объединение "Киришинефтеоргсинтез", адрес: 187110, Ленинградская обл., Киришский р-н, г. Кириши, шоссе Энтузиастов, д. 1, ОГРН 1024701478735, ИНН 4708007089 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным отказа администрации муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области, адрес: 187110, Ленинградская обл., Киришский р-н, г. Кириши, Советская ул., д. 20, ОГРН 1024701479186, ИНН 4708007427 (далее - Администрация), от 20.06.2019 N 01-01-16/6200 в предоставлении муниципальной услуги "Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории"; обязании Администрации повторно рассмотреть заявление Общества об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка и принять решение в соответствии с действующим законодательством в установленный законом срок (с учетом уточнения требований).
Решением от 18.02.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2020 данное решение оставлено без изменения.
Общество в кассационной жалобе просит отменить названные судебные акты, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам спора, неправильное применение норм права. По мнению подателя жалобы, представленная Обществом на утверждение схема расположения земельного участка соответствовала требованиям законодательства и установленных законом оснований для отказа в утверждении схемы у Администрации не имелось.
Администрация в отзыве на кассационную жалобу просит оставить ее без удовлетворения, считая выводы судов правильными.
От Общества поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
В судебном заседании представитель Администрации против удовлетворения жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве.
Общество о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, однако в суд своего представителя не направило, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и с учетом ходатайства Общества не может служить препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Администрация и Общество заключили договор от 18.09.2015 N 2587/15 (в редакции дополнительного соглашения от 15.12.2015) аренды земельного участка площадью 674,0388 га с кадастровым номером 47:27:0701004:1583, находящегося по адресу: Ленинградская обл., Киришский муниципальный район, Киришское г.п., г. Кириши, северная промзона, под пруды-накопители площадью застройки 4 873 750 кв. м, в отношении которых за Обществом зарегистрировано право собственности, сроком на 49 лет.
Общество обратилось в Администрацию с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером 47:27:0701004:1583 на кадастровом плане территории с целью его раздела.
Уведомлением от 20.06.2019 Администрация сообщила об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на основании подпункта 3 пункта 2.10 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории", утвержденного постановлением Администрации от 10.01.2019 N 19, поскольку схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации. Как указано в уведомлении, земельный участок для гидротехнического сооружения - прудов-накопителей был сформирован с учетом норм отвода, обеспечивающих безопасную эксплуатацию объекта; исходный земельный участок является предметом договора аренды, и его раздел не может быть произведен по выбору арендатора без волеизъявления арендодателя.
Общество, считая, что формируемый земельный участок соответствует всем требованиям земельного законодательства, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу пункта 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных названным Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 Кодекса земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пункт 3 данной статьи).
Исходя из статей 11.3, 11.10 названного Кодекса схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории утверждается уполномоченным органом в случае образования земельного участка из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Статьей 11.9 Кодекса установлены требования к образуемым земельным участкам. В силу пункта 5 названной статьи не допускается раздел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием. Образование земельных участков не должно приводить к недостаткам, препятствующим рациональному использованию и охране земель.
Согласно подпункту 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации одним из оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Как установлено судами, земельный участок, схема раздела которого представлена Обществом на утверждение, является предметом договора аренды, занят принадлежащим Обществу гидротехническим сооружением - прудами-накопителями и предоставлен Обществу для их эксплуатации. Земельный участок имеет сложную конфигурацию и изломанные границы; использование всех земельных участков, которые образуются в результате раздела, с сохранением целевого назначения и разрешенного использования исходного участка не представляется возможным. Схема расположения земельного участка подготовлена заявителем с целью уменьшения земельного участка, используемого Обществом на условиях аренды, и последующего отказа от неиспользуемых частей участка.
Суды, установив данные обстоятельства, приняв во внимание, что раздел земельного участка предполагает внесение изменений в договор аренды, для чего необходимо волеизъявление арендодателя, пришли к правильному выводу об отсутствии оснований считать оспариваемый отказ Администрации незаконным и об оставлении заявления Общества без удовлетворения.
Доводы подателя жалобы не свидетельствуют об ошибочности выводов судов.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция находит обжалуемые решение и постановление законными и не усматривает установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены данных судебных актов.
При подаче кассационной жалобы Общество уплатило государственную пошлину в сумме 3000 руб. С учетом подпункта 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пункте 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46, заявителю следует возвратить из федерального бюджета 1500 руб., излишне перечисленных в качестве государственной пошлины по платежному поручению от 25.08.2020 N 480488.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.02.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2020 по делу N А56-104932/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Производственное объединение "Киришинефтеоргсинтез" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Производственное объединение "Киришинефтеоргсинтез", адрес: 187110, Ленинградская обл., Киришский р-н, г. Кириши, шоссе Энтузиастов, д. 1, ОГРН 1024701478735, ИНН 4708007089, из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по кассационной жалобе.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
Судьи |
И.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.