15 декабря 2020 г. |
Дело N А56-119013/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 декабря 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бобарыкиной О.А., судей Боглачевой Е.В. и Судас Н.Е.,
при участии от государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" Артеменко Е.В. по доверенности от 13.01.2020,
рассмотрев 08.12.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.02.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2020 по делу N А56-119013/2017,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга", адрес: 190000, Санкт-Петербург, Малая Морская улица, дом 12, литера А, ОГРН 1027810310274, ИНН 7830001028 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Пушкинского района", адрес: 196620, Санкт-Петербург, город Павловск, Гуммолосаровская, дом 19А, ОГРН 1089847230000, ИНН 7820315138 (далее - Общество), о взыскании с учетом принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнения исковых требований 1 011 250 руб. 42 коп. задолженности по договору теплоснабжения от 01.08.2015 N 2665.34.049.4 (далее - Договор) за декабрь 2015 года - декабрь 2016 года и 365 494 руб. 16 коп. неустойки за период просрочки с 25.01.2017 по 29.01.2020.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Жилищный комитет, адрес: 191011, Санкт-Петербург, площадь Островского, дом 11, ОГРН 1047839009129, ИНН 7840013199, Комитет по тарифам Санкт-Петербурга, адрес: 191023, Санкт-Петербург, Садовая улица, дом 14/52, литера А, ОГРН 1037851017973, ИНН 7826692894 (далее - Комитет), Комитет по энергетике и инженерному обеспечению, адрес: 191144, Санкт-Петербург, Новгородская улица, дом 20, литера А, помещение 2-Н, кабинет 6074, ОГРН 1037843011931, ИНН 7825363978, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, адрес: 127051, Москва, Садовая-Самотечная улица, дом 10, строение 1, ОГРН 1127746554320, ИНН 7707780887, Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, адрес: 199004, Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., дом 13, литера А, ОГРН 1027809242933, ИНН 7825413361.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.02.2020, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2020, с Общества в пользу Предприятия взысканы 904 059 руб. 03 коп. задолженности и 256 587 руб. 43 коп. неустойки; в удовлетворении иска в остальной части отказано.
В кассационной жалобе Предприятие, считая, что судебные акты вынесены с нарушением норм материального права, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска в полном объеме.
Податель кассационной жалобы указывает следующее: выводы судов противоречат действующему законодательству; суд первой инстанции, частично удовлетворив иск, освободил Общество от оплаты всего объема тепловой энергии, зафиксированного общедомовыми приборами учета (далее - ОДПУ); суды сделали ошибочный вывод о невозможности в силу Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), распределения всего потребленного Обществом объема энергии; суды не учли, что при двухтрубной системе Предприятие не поставляет горячую воду напрямую в многоквартирный дом, а поставляет абоненту в соответствии с условиями Договора коммунальный ресурс в виде тепловой энергии, то есть ресурс поступает в дом по одной трубе и уже на оборудовании Общества распределяется на тепловую энергию и горячее водоснабжение; контррасчет Общества не соответствует положениям действующего законодательства и является необоснованным, доказательства наличия на стороне Общества переплаты в материалах дела не представлены; не дана правовая оценка представленных Предприятием доказательств, в мотивировочной части обжалуемого решения не отражено представление Предприятием контррасчета и данных по анализу начислений; в материалах дела отсутствуют доказательства выставления Предприятием к оплате большего объема тепловой энергии, чем выставлено и получено Обществом с конечных потребителей; объем тепловой энергии, который потреблен исполнителем коммунальных услуг сверх норматива, необходим самому абоненту для предоставления коммунальной услуги надлежащего качества; фактический расход тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения превышал нормативный, что зафиксировано показаниями прибора учета и отражено в представленных в материалы дела отчетах о теплопотреблении; такое превышение обусловлено потерями тепловой энергии при постоянной циркуляции теплоносителя во внутридомовых сетях, а также с наличием полотенцесушителей в ванных комнатах; учитывая, что указанные потери тепловой энергии возникают на инженерном оборудовании, являющимся общедомовым имуществом многоквартирного дома, Общество не вправе перекладывать расходы на компенсацию указанных потерь на ресурсоснабжающую организацию; действующим законодательством не предусмотрено механизма компенсации стоимости потребленной, но неоплаченной абонентом тепловой энергии; исключение объема тепловой энергии, потребленной Обществом на цели обеспечения циркуляции горячей воды, из объема тепловой энергии, подлежащей оплате, лишает Предприятие права на оплату всего объема поставленного Обществу ресурса; суды не дали правовой оценки тому обстоятельству, что Предприятие не начисляло объем тепловой энергии, входящей в графу "Технология в горячей воде", сверх показаний общедомовых узлов учета тепловой энергии; частичное удовлетворение иска по настоящему спору порождает возникновение на стороне Общества неосновательного обогащения; в материалы дела представлен акт сверки, подтверждающий наличие задолженности, предъявленной к взысканию; вопросы относительно методики определения объема и оплаты тепловой энергии, приходящейся на нужды горячего водоснабжения, рассмотрены Верховным Судом Российской Федерации в определениях от 06.05.2020 по делу N А56-23621/2018, от 08.05.2020 по делам N А56-102486/2018 и А56-147804/2018; тарифы, установленные в руб./Гкал, надлежащим образом не оспорены и действовали в спорный период; объем поставленного ресурса определен по показаниям приборов учета, работа которых не оспорена; претензии по объему и качестве поставленного ресурса у Общества отсутствуют; ссылки на правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации об ограничении поставленного ресурса на горячее водоснабжение нормативом неприменимы, так как в Санкт-Петербурге отсутствует двухкомпонентный тариф; объем поставленной по Договору тепловой энергии определен Предприятием в соответствии с условиями Договора и положениями действующего законодательства; стоимость указанного объема определена с применением установленного для Предприятия льготного одноставочного тарифа в руб./Гкал
В судебном заседании представитель Предприятия поддержал доводы кассационной жалобы.
Общество и третьи лица о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба на основании части 3 статьи 284 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в соответствии со статьей 286 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Предприятие (ресурсоснабжающая организация) и Общество (исполнитель) заключили Договор, по условиям которого ресурсоснабжающая организация обязалась подавать исполнителю через присоединенную сеть коммунальный ресурс (тепловую энергию, теплоностель), а исполнитель обязался своевременно оплачивать потребляемую тепловую энергию.
Порядок определения объема поставленного коммунального ресурса определен в разделе 5 Договора, а порядок расчетов - в разделе 6.
Согласно пункту 6.8 Договора оплата осуществляется до 25-го числа месяца, следующего за расчетным.
В декабре 2015 года - декабре 2016 года Предприятие поставило по Договору тепловую энергию, которую Общество не оплатило.
В претензии от 07.11.2017 N 58-08/7756 Предприятие просило Общество уплатить образовавшуюся задолженность.
В связи с оставлением претензии без удовлетворения Предприятие обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании задолженности и неустойки.
Суд первой инстанции, посчитав правильным представленный Обществом контррасчет задолженности и неустойки, удовлетворил иск в части взыскания 904 059 руб. 03 коп. задолженности и 256 587 руб. 43 коп. неустойки; в удовлетворении иска в остальной части отказал.
Апелляционный суд согласился с судом первой инстанции и оставил его решение без изменения. При этом суд установил, что спор возник в том числе в связи с тем, что Предприятие выставляло Обществу счета исходя из стоимости тепловой энергии, теплоносителя, исчисленной исходя из количества потребленных Гкал и тарифа в руб./Гкал, а Общество получало с населения плату за ГВС, исчисленную исходя из количества куб.м воды и по тарифу в руб./куб.м.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) правила, предусмотренные статьями 539 - 547 этого Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (пункт 1 статьи 539 ГК РФ).
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 ГК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 38 Правил N 354 при расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
Спор по размеру предъявленной к взысканию задолженности возник по причине выставления Предприятием Обществу счетов, в которых объем ресурса исчислен исходя из количества потребленных Гкал, а Общество начисляет населению плату за объем горячей воды в куб.м.
В соответствии с пунктом 7 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.
Однако в отношении определения объема коммунальных ресурсов, поставленных в многоквартирные дома, действует специальное правовое регулирование, имеющее в силу статьи 4 ЖК РФ приоритет перед законодательством о теплоснабжении.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 21 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета).
Горячая вода является одним из коммунальных ресурсов (пункт 2 Правил N 354), который используется для предоставления коммунальной услуги ГВС.
Согласно пункту 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к Правилам N 354 исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период: объем потребленного за месяц коммунального ресурса умножается на тариф за коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 7 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306), при выборе единицы измерения нормативов потребления коммунальных услуг в отношении горячего водоснабжения (горячей воды) используются следующие показатели: в жилых помещениях - куб.м холодной воды на 1 человека и Гкал на подогрев 1 куб.м холодной воды или куб.м горячей воды на 1 человека.
Согласно подпункту "б" пункта 7(1) Правил N 306 при выборе единицы измерения нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме в отношении горячей воды используются показатели: куб.м холодной воды и Гкал на подогрев 1 куб.м холодной воды на 1 кв.м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, или куб.м горячей воды на 1 кв.м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
В связи с изложенным проживающие в жилом доме граждане оплачивают горячую воду исходя из объема коммунального ресурса, определенного в куб.м, и по тарифу, установленному регулирующим органом для оплаты одного куб.м горячей воды.
Таким образом, суммарный расход горячей воды за месяц исполнитель коммунальных услуг должен определять в куб.м по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме и оплачивать его согласно тарифу, установленному для населения для оплаты одного куб.м горячей воды.
Общество как исполнитель коммунальных услуг не имеет собственного экономического интереса в приобретении коммунального ресурса и фактически действует как посредник между потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организацией.
Согласно пункту 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 Правил N 354, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров. Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом Правил N 354 и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
С учетом статуса исполнителя коммунальных услуг, а также требований пункта 13 Правил N 354 законных оснований для возложения на Товарищество обязанности по оплате коммунального ресурса в большем объеме не имеется.
На основании изложенного суды правомерно отказали в удовлетворении части требования о взыскании задолженности, представляющей собой разницу стоимости тепловой энергии, которая возникла по причине расчета Предприятием стоимости тепловой энергии исходя из количества потребленных Гкал.
В соответствии с пунктом 9.3 статьи 15 Закона N 190-ФЗ управляющие организации, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для целей предоставления коммунальных услуг, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение по договорам горячего водоснабжения и договорам поставки горячей воды, а также теплоснабжающие организации, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по договору поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя уплачивают единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
В связи с частичным удовлетворением требования о взыскании задолженности суды обоснованно уменьшили размер предъявленной к взысканию неустойки.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, суды правильно применили нормы материального и процессуального права.
Кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки доказательств, несогласия с выводами судов и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.02.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2020 по делу N А56-119013/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Бобарыкина |
Судьи |
О.А. Бобарыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.