16 декабря 2020 г. |
Дело N А56-101872/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 декабря 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Преснецовой Т.Г., судей Захаровой М.В., Рудницкого Г.М.,
при участии от закрытого акционерного общества "Зооветснаб" Копылова Н.Г. (доверенность от 01.10.2020), от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу Ляпиной В.В. (доверенность от 30.12.2019 N 00061-ВВ),
рассмотрев 09.12.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Зооветснаб" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.12.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2020 по делу N А56-101872/2019,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Зооветснаб", адрес: 196084, Санкт-Петербург, ул. Коли Томчака, д. 19, ОГРН 1027804865230, ИНН 7810229105 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения от 10.07.2019 N 78-0-1-65/3053/2019-98 Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу, адрес: 191124, Санкт-Петербург, ул. Красного Текстильщика, д. 10-12, ОГРН 1047833068931, ИНН 7801267400 (далее - Управление Росреестра), об отказе в осуществлении действий по кадастровому учету изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 78:14:0007532:38, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул. Коли Томчака, д. 17-19, лит. Д, с "деловое управление" на "склады". В целях восстановления нарушенного прав заявитель просил обязать Управление Росреестра внести в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) запись о виде разрешенного использования указанного земельного участка "склады" (код 6.9) в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540 (далее - Классификатор).
Решением суда от 17.12.2019 в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2020 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит решение и постановление отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении его требований в полном объеме.
Податель жалобы ссылается на допустимость использования земельного участка в соответствии с его видом разрешенного использования в случае, если последний не соответствует градостроительному регламенту, что прямо редусмотрено положениями части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ); указывает, что фактически земельный участок используется под складские цели, в то время как документацией территориального планирования такой вид разрешенного использования на спорной территории не предусмотрен; считает, что сведения, содержащиеся в настоящее время в ЕГРН в части указания вида разрешенного использования земельного участка, являются недостоверными.
В отзыве на кассационную жалобу Управление Росреестра просит отказать в ее удовлетворении и оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель Общества настаивал на удовлетворении кассационной жалобы, а представитель Управления Росреестра возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании договора купли-продажи от 23.05.2011 N 6589-ЗУ, заключенного в процессе приватизации, Общество является собственником земельного участка площадью 4 030 кв.м с кадастровым номером 78:14:0007532:38, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул. Коли Томчака, д. 17-19, относящегося к категории земель - земли населенных пунктов, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 15.07.2011 серии 78-АЖ N 302041.
Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРН, данный участок имеет вид разрешенного использования "деловое управление".
На указанном участке расположены принадлежащие Обществу на праве собственности следующие объекты недвижимости: нежилое здание площадью 305,8 кв.м с кадастровым номером 78:7532:2:15, нежилое здание площадью 349,1 кв.м с кадастровым номером 78:7532:2:13, нежилое здание площадью 1018,4 кв.м с кадастровым номером 78:7532:2:17; склад площадью 625 кв.м с кадастровым номером 78:14:7532:2:14.
Управление Росреестра в рамках осуществления государственного земельного надзора за соблюдением юридическим лицом требований земельного законодательства провело проверку принадлежащего Обществу земельного участка, по результатам которой составило акт от 30.08.2017 N 22896. Данным актом установлен факт использования участка не в соответствии с видом его разрешенного использования "для размещения складских объектов", так как фактически в его границах осуществляется деятельность, которая соответствует виду разрешенного использования "предпринимательство" (код 4.0 согласно Классификатору).
По результатам указанной проверки Обществу выдано предписание от 30.08.2017 N 22896 об устранении нарушений земельного законодательства, выразившихся в использовании земельного участка не по целевому назначению не в соответствии с его разрешенным использованием.
В установленном законом порядке данное предписание не было оспорено собственником участка.
На основании заявления Общества от 28.08.2017 в ЕГРН внесены изменения в сведения о виде разрешенного использования земельного участка, вследствие которых в ЕГРН указан вид разрешенного использования "деловое управление" (код 4.1 согласно Классификатору).
Решением суда Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.10.2018 по делу N А56-89579/2018, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2018 и постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25.03.2019, Обществу отказано в удовлетворении заявления об обязании Управления Росреестра исправить реестровую ошибку и внести в ЕГРН сведения о виде разрешенного использования спорного земельного участка - "склады" (код 6.9 согласно Классификатору).
Впоследствии Общество обратилось в Управление Росреестра с заявлением от 03.04.2019 о государственном кадастровом учете изменения вида разрешенного использования земельного участка с "деловое управление" на "склады".
В ответ на указанное заявление Управление Росреестра в своем уведомлении от 11.04.2019 N 78-0-1-65/3053/2019-98 сообщило Обществу о приостановлении до 11.07.2019 осуществления действий по государственному кадастровому учету в отношении спорного земельного участка ввиду несоответствия формы и (или) содержания документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав требованиям действующего законодательства, указав при этом, что вид разрешенного использования "склады" не предусмотрен пунктом 2.106 Приложения N 8 к Правилам землепользования и застройки Санкт-Петербурга, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 N 524 (далее - Правила землепользования).
Как следует из материалов дела, Общество не представило в Управление Росреестра копии документа, содержащего сведения о территориальной зоне, в которой расположен принадлежащий заявителю земельный участок с кадастровым номером 78:14:0007532:38, и ее градостроительном регламенте.
В связи с этим регистрирующий орган обратился с соответствующим запросом в Комитет по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга, который в своем письме от 10.04.2019 N 01-19-3-391/19 указал, что спорный земельный участок расположен в территориальной зоне ТД1-1 (зона объектов многофункциональной общественно-деловой застройки и жилых домов, расположенных на территории периферийных и пригородных районов Санкт-Петербурга, с включением объектов инженерной инфраструктуры), а также в границах объединенной зоны ЗРЗ(14)01 (зона охраны объектов культурного наследия). Виды разрешенного использования земельных участков, расположенных в территориальной зоне ТД1-1 в границах зоны охраны объектов культурного наследия, определены пунктом 2.106 Приложения N 8 к Правилам землепользования и такие виды разрешенного использования, как "склады" или "размещение складских объектов", указанным пунктом не предусмотрены.
В связи с неустранением недостатков, указанных в уведомлении от 11.04.2019 N 78-0-1-65/3053/2019-98, Управление Росреестра, ссылаясь на положения статьи 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), направило в адрес Общества уведомление от 10.07.2019 N 78-0-1-65/3053/2019-98 об отказе в осуществлении регистрационных действий.
Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, считая данный отказ незаконным и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав материалы дела, руководствуясь статьями 1, 7, 42, пунктами 2, 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), пунктами 7, 9 статьи 1, статьей 30, пунктом 7 статьи 37 ГрК РФ, пунктом 1.1.1 Правил землепользования и пунктом 2.106 Приложения N 8 к ним, установив, что вид разрешенного использования "склады" не предусмотрен градостроительной документацией, пришли к выводу о соответствии оспариваемого отказа действующему законодательству и отказали в удовлетворении требований Общества.
Кассационная инстанция, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как предусмотрено в части 3 статьи 201 АПК РФ, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, требование о признании незаконными действий и решений органов, осуществляющих публичные полномочия, может быть удовлетворено при наличии совокупности обстоятельств: несоответствия ненормативного правового акта закону и нарушения этим актом прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктами 2, 8 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки, а также иные документы, предусмотренные Федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости.
Пунктом 2 части 4 статьи 26 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственный регистратор, установив при проведении правовой экспертизы наличие перечисленных в данной статье оснований для приостановления государственной регистрации прав, принимает решение о приостановлении государственной регистрации прав.
Согласно статье 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав может быть отказано по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 Закона N 218-ФЗ.
В соответствии со статьей 30 ГрК РФ границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте. Карта градостроительного зонирования и градостроительные регламенты входят в состав правил землепользования и застройки. Правила землепользования и застройки, наряду с прочим, включают в себя положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами.
В пункте 9 статьи 1 ГрК РФ сформулировано понятие градостроительного регламента, под которым понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения.
Согласно пункту 2 статьи 85 ЗК РФ границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
В соответствии с пунктом 3 статьи 85 ЗК РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
В силу пункта 4 статьи 85 ЗК РФ земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования либо их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.
Согласно пункту 3 статьи 37 ГрК РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения технических регламентов.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 N 524 утверждены Правила землепользования, которые, как указано в пункте 1.1.1, являются документом градостроительного регламента Санкт-Петербурга.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, установили следующее: принадлежащий Обществу земельный участок расположен в территориальной зоне ТД1-1 (зона объектов многофункциональной общественно-деловой застройки и жилых домов, расположенных на территории периферийных и пригородных районов Санкт-Петербурга, с включением объектов инженерной инфраструктуры), а также в границах объединенной зоны ЗРЗ(14)01 (зона охраны объектов культурного наследия); в пункте 2.106 Приложения N 8 к Правилам землепользования содержится перечень видов разрешенного использования земельных участков, расположенных в территориальной зоне ТД1-1 в границах зоны охраны объектов культурного наследия, в котором не предусмотрен вид разрешенного использования "склады" или "размещение складских объектов"; Общество не представило доказательств фактического использования участка исключительно под складскую деятельность до утверждения в 2016 году Правил землепользования и в настоящее время.
Аналогичные обстоятельства были установлены вступившими в законную силу судебными актами по делу N А56-89579/2018 по спору с участием этих же лиц и в отношении этого же земельного участка.
Поскольку указанный заявителем вид разрешенного использования земельного участка не предусмотрен градостроительным регламентом и действующими в Санкт-Петербурге Правилами землепользования, суды обоснованно посчитали, что у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для внесения испрашиваемых Обществом изменений в ЕГРН и, следовательно, действия регистрирующего органа не противоречат действующему законодательству.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявления.
По мнению кассационной инстанции, суды правильно квалифицировали спорные правоотношения, установили все фактические обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, и верно применили нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
У суда кассационной инстанции не имеется правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Доводы Общества, изложенные в его кассационной жалобе, основаны на ошибочном толковании правовых норм, приведенных в настоящем постановлении. Они были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку. Оснований для иной оценки доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела у суда кассационной инстанции не имеется в силу законодательно ограниченных пределов рассмотрения дела, установленных в статье 286 АПК РФ.
При рассмотрении дела и вынесении судебных актов суды установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
С учетом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.12.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2020 по делу N А56-101872/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Зооветснаб" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.Г. Преснецова |
Судьи |
Т.Г. Преснецова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.