17 декабря 2020 г. |
Дело N А56-21602/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Соколовой С.В., судей Родина Ю.А., Савицкой И.Г.,
при участии от Банка ВТБ (публичного акционерного общества) Святогорова А.М. (доверенность от 23.11.2020 N 976970/11/904-Д),
рассмотрев 15.12.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.05.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2020 по делу N А56-21602/2019,
УСТАНОВИЛ:
Банк ВТБ (публичное акционерное общество), адрес: 191144, Санкт-Петербург, Дегтярный пер., д. 11, лит. А, ОГРН 1027739609391, ИНН 7702070139 (далее - Банк), обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, адрес: 199004, Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д. 13, лит. А, ОГРН 1027809242933, ИНН 7825413361 (далее - Управление), от 13.02.2019, вынесенных по жалобе N Т02-92/19.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общества с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Примекс-Дейли", адрес: 123007, Москва, 4-я Магистральная ул., д. 7, стр. 3, 2-й этаж, пом. 11, ОГРН 1027739883863, ИНН 7703259497, "Кадровые ресурсы", адрес: 129226, Москва, Сельскохозяйственная ул., д. 16А, каб. 5, ОГРН 5167746444322, ИНН 9717050058.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) определением от 04.06.2019 Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области приостановил производство по настоящему делу до вступления в законную силу судебного акта по делу N А56-21611/2019. Протокольным определением от 14.05.2020 производство по делу возобновлено.
Решением суда первой инстанции от 21.05.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 09.09.2020, заявленные Банком требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 21.05.2020 и постановление от 09.09.2020, принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя кассационной жалобы, решение Банка об отклонении заявки ООО "Примекс-Дейли" незаконно, поскольку в подтверждение направления в адрес ООО "Примекс-Дейли" претензий по ранее заключенным договорам на оказание услуг хозяйственного обслуживания помещений Банк представил письма, не являющиеся по сути претензиями относительно качества оказанных этим обществом услуг; Банк не представил актов о ненадлежащем качестве оказанных ему ООО "Примекс-Дейли" услуг по ранее заключенным договорам; является обоснованным вывод Управления о нарушении Банком (организатором торгов) частей 1 (пункт 2), 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ).
В отзыве на кассационную жалобу Банк, считая решение от 21.05.2020 и постановление от 09.09.2020 законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Банка возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Управление, ООО "Кадровые ресурсы", ООО "Примекс-Дейли", надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей для участия в нем не направили, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 23.11.2018 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru Банк (организатор торгов) опубликовал извещение N 31807192044 о проведении в электронной форме открытого запроса предложений на право заключения договора на оказание услуг хозяйственного обслуживания административных зданий Банка, расположенных в Москве, и документацию о закупке.
Закупка проводилась в порядке, предусмотренном Законом N 223-ФЗ и положением Банка о закупках товаров, работ, услуг (далее - Положение) в редакции от 18.10.2018 N 16.
В соответствии с протоколом рассмотрения, оценки и сопоставления заявок от 25.01.2019 ООО "Примекс-Дейли" отказано в допуске к участию в открытом запросе предложений на основании пункта 4.4.3 Положения, поскольку в заявке были указаны недостоверные сведения об отсутствии претензий к качеству услуг, оказанных по договорам, подтверждающим наличие опыта оказания аналогичных услуг.
ООО "Кадровые ресурсы" признано единственным участником открытого запроса предложений, с ним заключен договор на оказание услуг, являвшихся предметом закупки.
В Управление 05.02.2020 поступила жалоба ООО "Примекс-Дейли" (вх. N 3390-ЭП/19) на действия Банка и его закупочной комиссии при проведении открытого запроса предложений в электронной форме, в которой указано на неправомерное отклонение организатором торгов его заявки на участие в закупке.
Рассмотрев указанную жалобу, Управление 13.02.2020 вынесло решение, которым признало ее обоснованной, а действия Банка и его закупочной комиссии, выразившиеся в нарушении принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки путем необоснованного отклонения заявки ООО "Примекс-Дейли" в порядке, не соответствовавшем документации о закупке, нарушающими пункт 2 части 1, часть 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ; закупочной комиссии Банка решено выдать обязательное для исполнения предписание, а материалы дела передать уполномоченному должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в связи с выявленными нарушениями.
Предписанием от 13.02.2020 Управление обязало закупочную комиссию Банка устранить нарушения, допущенные при проведении открытого запроса предложений в электронной форме (извещение N 31807192044), путем отмены протокола рассмотрения, оценки и сопоставления заявок от 25.01.2019, повторного проведения этапов закупки в строгом соответствии с документацией о закупке, Положением и нормами Закона N 223-ФЗ.
Не согласившись с решением и предписанием Управления, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об их оспаривании.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявленные Обществом требования, признали недействительными решение и предписание Управления.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики должны руководствоваться принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 этого Закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Закона N 223-ФЗ).
В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны в том числе требования к участникам закупки.
При этом согласно части 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В пункте 12 документации о закупке установлен такой критерий оценки заявок, как опыт оказания аналогичных услуг.
В соответствии с пунктом 13 документации о закупке оценка заявок на участие в открытом запросе предложений по данному критерию осуществлялась по формуле ROi = Оi / Оmax * N, где Оi - количество контрактов/договоров на оказание аналогичных услуг, информация о которых предоставлена и подтверждена в заявке на участие в запросе предложений i-го участника запроса предложений (к рассмотрению принимаются не более 10 договоров).
Участник закупки предоставляет организатору торгов информацию о количестве заключенных контрактов/договоров на оказание аналогичных услуг по форме N 1.2 "Справка о перечне и объемах выполнения аналогичных договоров" (приложению N 1 к документации о закупке).
Согласно документации о закупке под аналогичными контрактами/договорами понимаются контракты/договоры на оказание услуг по хозяйственному обслуживанию помещений в административных зданиях, офисах, бизнес-центрах, площадь которых по каждому контракту/договору составляет не менее 60 000 кв. м, при этом не учитываются договоры, во время действия которых исполнитель (участник закупки) получил от заказчика три и более претензии к качеству и срокам оказания услуг.
В составе заявки (в форме 1.2) ООО "Примекс-Дейли" представило сведения о трех ранее заключенных с Банком аналогичных договорах, а в графе "Количество претензий к качеству/срокам выполнения работ/оказания услуг" по всем трем договорам указало нулевое значение, тогда как по каждому из указанных договоров Банк располагал сведениями о ненадлежащем качестве оказанных услуг, что подтверждено имеющейся в деле официальной перепиской между Банком и ООО "Примекс-Дейли".
Судами двух инстанций установлено, что в рамках дела N А56-21611/2019 рассматривались требования ООО "Кадровые ресурсы" о признании недействительными решения и предписания Управления от 13.02.2019 по жалобе N Т02-92/19.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.11.2019, оставленным без изменения постановлениями Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2020 и Арбитражного суда Северо-Западного округа от 02.07.2020, решение и предписание Управления от 13.02.2019 по жалобе N Т02-92/19 уже были признаны недействительными.
В рамках рассмотрения данного дела суды констатировали ошибочность вывода Управления о ненаправлении Банком в адрес ООО "Примекс-Дейли" претензий и наличие в материалах дела доказательств их направления Банком.
В этом же удостоверились суды при рассмотрении настоящего дела.
Рассмотрев дело N А56-21611/2019, суды пришли к выводу о правомерности отклонения Банком в соответствии с пунктом 4.4.3 Положения заявки ООО "Примекс-Дейли" на участие в открытом запросе предложений в электронной форме в связи с представлением участником в составе заявки недостоверных сведений и об отсутствии в действиях закупочной комиссии Банка нарушений частей 1 (пункт 2), 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ.
Вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации (часть 1 статьи 16 АПК РФ).
В настоящем деле суды двух инстанций приняли во внимание, что оценка законности решения и предписания Управления от 13.02.2019 по жалобе N Т02-92/19 уже была дана в деле N А56-21611/2019, а решением суда первой инстанции по данному делу от 15.11.2019, вступившим в законную силу 27.01.2020, указанные решение и предписание признаны недействительными.
С учетом фактических обстоятельств настоящего дела, заявленных Банком требований, судебных актов по делу N А56-21611/2019 у судов первой и апелляционной инстанций отсутствовали правовые основания для отказа в удовлетворении заявленных Банком требований.
Кассационная инстанция не усматривает нарушения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении спора, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Ввиду изложенного кассационная жалоба Управления удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.05.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2020 по делу N А56-21602/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В. Соколова |
Судьи |
С.В. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.