17 декабря 2020 г. |
Дело N А42-757/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Соколовой С.В., судей Родина Ю.А., Савицкой И.Г.,
рассмотрев 15.12.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Гамиловой Валентины Александровны на решение Арбитражного суда Мурманской области от 04.06.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2020 по делу N А42-757/2020,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Гамилова Валентина Александровна, ОГРНИП 306519019400058, обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Мурманску, адрес: 183038, г. Мурманск, Комсомольская ул., д. 4, ОГРН 1045100223850, ИНН 5190100360 (далее - Инспекция), от 04.07.2019 N 849 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ), за исключением налогового правонарушения, дело о выявлении которого рассматривается в порядке, установленном статьей 101 НК РФ.
Решением суда первой инстанции от 04.06.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 18.09.2020, в удовлетворении заявленных предпринимателем требований отказано.
В кассационной жалобе Гамилова В.А., ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 04.06.2020 и постановление от 18.09.2020, принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении требования предпринимателя.
По мнению подателя кассационной жалобы, суды первой и апелляционной инстанции неправильно применили положения статьи 93.1 НК РФ; Инспекция не доказала необходимость получения запрошенных у предпринимателя документов; требование Инспекции о предоставлении документов не соответствует налоговому законодательству; суды не установили вины предпринимателя в совершении налогового правонарушения.
В отзыве на кассационную жалобу Инспекция, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
До начала судебного заседания от Инспекции поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие ее представителя.
Предприниматель Гамилова В.А., надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, своего представителя для участия в нем не направила, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании поручения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу-курорту Геленджику Краснодарского края об истребовании документов от 21.12.2018 N 339 и в соответствии со статьей 93.1 НК РФ Инспекция направила предпринимателю Гамиловой В.А. требование от 26.12.2018 N 06-24/2544 о предоставлении в течение десяти рабочих дней с момента получения требования договора от 10.01.2017 N 17 и актов выполненных по нему работ, карточек бухгалтерских счетов 51, 60, 62, 76, касающихся деятельности общества с ограниченной ответственностью "НОРМАН" (далее - Общество), информации о лицах, выполнявших работы (оказывавших услуги) по данному договору.
Данное требование, направленное предпринимателю заказным письмом 26.12.2018, получено адресатом 23.01.2019.
Затребованные Инспекцией документы предприниматель в установленный срок не представил.
Письмом от 05.02.2019, полученным 13.02.2019 (вх. N 454), предприниматель сообщил Инспекции об оставлении требования без исполнения, поскольку оно не соответствует статьям 93, 93.1 НК РФ, не содержит указания на мероприятия налогового контроля, в рамках которых запрошены документы.
В связи с непредставлением индивидуальным предпринимателем Гамиловой В.А. в установленный срок запрошенных документов и информации Инспекция 20.03.2019 составила акт N 06/718 об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 НК РФ).
Рассмотрев акт и учтя возражения налогоплательщика, Инспекция 04.07.2019 вынесла решение N 849 о привлечении предпринимателя к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 129.1 НК РФ в виде взыскания 5000 руб. штрафа.
Решениями Управления Федеральной налоговой службы по Мурманской области от 02.12.2019 N 454, Федеральной налоговой службы от 04.03.2020 N КЧ-3-9/1742@ апелляционная жалоба предпринимателя на решение Инспекции оставлена без удовлетворения.
Суды первой и апелляционной инстанций, установив законность требования Инспекции о предоставлении документов и его соответствие положениям Налогового кодекса Российской Федерации, отказали в удовлетворении заявленных индивидуальным предпринимателем требований.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с пунктом 2 статьи 93.1 НК РФ в случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эти документы (информацию) у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) по этой сделке.
Таким образом, налоговое законодательство предусматривает возможность проведения в отношении налогоплательщика мероприятий налогового контроля вне рамок проверки путем истребования информации относительно конкретной сделки. Документы (информация) относительно конкретной сделки могут быть истребованы налоговым органом вне рамок проверки на основании пункта 2 статьи 93.1 НК РФ у участников этой сделки или иных лиц, располагающих информацией об этой сделке.
Наличие в требовании о предоставлении документов (информации) указания на виды документов, периоды и контрагентов, к которым они относятся, дало налогоплательщику возможность определить запрашиваемые документы (информацию), подлежащие представлению в Инспекцию.
Как указано в абзаце втором пункта 5 статьи 93.1 НК РФ, лицо, получившее требование о предоставлении документов (информации) в соответствии с пунктом 2 данной статьи, исполняет его в течение десяти дней со дня получения или в тот же срок уведомляет, что не располагает истребуемыми документами (информацией).
В силу пункта 6 статьи 93.1 НК РФ неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) истребуемой информации признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную статьей 129.1 НК РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 100.1 НК РФ дела о выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля налоговых правонарушениях (за исключением правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 НК РФ) рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101.4 НК РФ.
Суды двух инстанций, оценив представленные в материалы дела доказательства, пришли к выводу о том, что требование содержало всю необходимую информацию, предусмотренную пунктом 1 статьи 93.1 НК РФ, данные, позволяющие идентифицировать, какая информация (документы) запрашиваются (договор, акты о приемке выполненных работ, накладные, карточки бухгалтерских счетов), период, за который следует представить документы, контрагент, по взаимоотношениям с которым запрошены документы.
Инспекция истребовала только документы, которые непосредственно касаются конкретной сделки налогоплательщика с Обществом, что нашло свое отражение в требовании, поскольку в нем имеется указание на Общество, а также на реквизиты договора.
Статья 93.1 НК РФ не обязывает налоговый орган указывать реквизиты или иные индивидуализирующие признаки документов (информации) в требовании об их предоставлении. Нормы законодательства о налогах и сборах также не содержат запрета на истребование документов (информации) по нескольким сделкам. Налоговый орган не обязан сообщать контрагенту соответствующего лица, документы (информация) о сделках которого запрошена, причины, по которым он посчитал необходимым направить требование.
Вопреки доводам кассационной жалобы в требовании Инспекции указано, что истребование документов проводится вне рамок проведения налоговых проверок, а в связи с контролем информации о сделках.
Отсутствие в требовании указания на проведение конкретного мероприятия налогового контроля не свидетельствует о недействительности требования, вынесенного на основании полномочий, предоставленных налоговым органам пунктом 2 статьи 93.1 НК РФ.
Суды констатировали отсутствие в материалах дела доказательств произвольного истребования Инспекцией документов у предпринимателя.
Поскольку предприниматель в нарушение пункта 5 статьи 93.1 НК РФ не представил истребованных документов (информации) в установленный срок и не сообщил о том, что не располагает этими документами (информацией), суды пришли к обоснованному выводу о правомерности привлечения предпринимателя к ответственности по пункту 1 статьи 129.1 НК РФ и решения Инспекции.
Кассационная инстанция не усматривает нарушения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении спора, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 04.06.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2020 по делу N А42-757/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Гамиловой Валентины Александровны - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В. Соколова |
Судьи |
С.В. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.