18 декабря 2020 г. |
Дело N А56-2920/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Алешкевича О.А., Кудина А.Г.,
при участии от акционерного общества "Адмиралтейские верфи" Козлокова В.В. (доверенность от 25.12.2019),
рассмотрев 16.12.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Адмиралтейские верфи" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.08.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2020 по делу N А56-2920/2020,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Адмиралтейские верфи", адрес: 190121, Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, д. 203, ОГРН 1089848054339, ИНН 7839395419 (далее - Общество, АО "Адмиралтейские верфи"), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, адрес: 199004, Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д. 13, лит. А, ОГРН 1027809242933, ИНН 7825413361 (далее - Управление, УФАС), от 24.12.2019 о назначении административного наказания по делу N 078/04/19.5-1927/2019.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.08.2020, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2020, в удовлетворении заявления Обществу отказано.
В кассационной жалобе АО "Адмиралтейские верфи", ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, а также на неполное выяснение ими обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, просит отменить принятые судебные акты и удовлетворить заявленные требования. По мнению подателя жалобы, в действиях Общества отсутствует состав вменяемого правонарушения, поскольку предписание УФАС от 16.09.2019 было обжаловано АО "Адмиралтейские верфи" в судебном порядке, следовательно, действие названного предписания было приостановлено в силу положений пункта 2 статьи 52 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ). Как указывает АО "Адмиралтейские верфи", с учетом приостановления действия предписания оно подлежало исполнению до 03.03.2020, фактически предписание исполнено Обществом 02.03.2020. Податель жалобы считает, что в таком случае им не был пропущен срок исполнения предписания, следовательно, отсутствовали основания для привлечения Общества к ответственности по части 7.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Управление надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания, однако своего представителя для участия в нем не направило, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, по результатам рассмотрения дела N Т02-563/19 Управление вынесло решение от 16.09.2019, которым признало в действиях АО "Адмиралтейские верфи" при проведении запроса предложений (извещение N 31908096461) нарушение пункта 2 части 1, части 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ).
На основании указанного решения Управление выдало АО "Адмиралтейские верфи" обязательное для исполнения предписание от 16.09.2019 о совершении действий, направленных на устранение нарушений, допущенных при проведении запроса предложений путем отмены протокола заседания закупочной комиссии по оценке окончательных предложений участников от 28.08.2019 N Б/2019-223/6, повторном проведении процедуры оценки и сопоставления заявок с учетом мотивировочной части вышеуказанного решения УФАС, а также завершении процедуры закупки в строгом соответствии с документацией о закупке, действующим Положением о закупках организатора торгов и нормами Закона N 223-ФЗ. В срок до 08.10.2019 АО "Адмиралтейские верфи" необходимо было представить в Управление подтверждение исполнения предписания в письменном виде с приложением подтверждающих документов.
В связи с тем, что АО "Адмиралтейские верфи" в установленный срок не исполнило предписание УФАС от 16.09.2019, Управление 19.12.2019 составило в отношении Общества протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 7.2 статьи 19.5 КоАП РФ.
Постановлением Управления от 24.12.2019 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 078/04/19.5-1927/2019 АО "Адмиралтейские верфи" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 7.2 статьи 19.5 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением УФАС, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии в действиях АО "Адмиралтейские верфи" состава вменяемого административного правонарушения и отсутствии нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, в связи с чем отказали в удовлетворении заявленного Обществом требования.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу АО "Адмиралтейские верфи" не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Согласно подпункту "а" пункта 3.1 части 1 статьи 23 Закон N 135-ФЗ антимонопольный орган выдает организатору торгов, оператору электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества, порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.
Как предусмотрено частью 7.2 статьи 19.5 КоАП РФ, невыполнение в установленный срок законного решения или предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, либо его территориального органа об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч руб.
Судами установлено, что предписание УФАС от 16.09.2019, выданное Обществу, не исполнено последним. Законность данного предписания подтверждена судебными актами по делу N А56-111641/2019.
Довод Общества о том, что фактом обжалования указанного предписания его действие приостанавливалось в силу положений пункта 2 статьи 52 Закона N 135-ФЗ, был предметом рассмотрения судами и обоснованно ими отклонен.
Главой 9 "Рассмотрение дел о нарушении антимонопольного законодательства" (статьи 39 - 52) Закона N 135-ФЗ установлена специальная процедура возбуждения и рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства, которая конкретизирована Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС России) по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства, утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339.
Выдача предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства предусмотрена статьей 50 Закона N 135-ФЗ, а положения статей 51 и 52 названного Закона регламентируют порядок исполнения и обжалования такого предписания.
Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушения процедуры торгов и порядка заключения договоров установлен статьей 18.1 Закона N 135-ФЗ.
Процедура рассмотрения жалоб в порядке статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ не предусматривает возбуждение и рассмотрение антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства. Статьей 18.1 Закона N 135-ФЗ установлен самостоятельный ускоренный порядок рассмотрения жалоб, который существенно отличается от процедуры рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства, соответственно, положения главы 9 указанного Закона не могут быть применены к процедуре, установленной названной статьей.
Так, выдача предписания по результатам рассмотрения жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона N 135-ФЗ, регламентирована частью 20 указанной нормы, согласно которой комиссия антимонопольного органа по результатам рассмотрения жалобы на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 названного Закона. В свою очередь, пункт 3.1 части 1 статьи 23 Закона N 135-ФЗ содержит перечень действий, которые могут быть указаны в предписании в качестве устранения последствий нарушений, выявленных по процедуре статьи 18.1 названного Закона.
В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.
При этом в статье 18.1 Закона N 135-ФЗ, как верно указали суды, отсутствует указание на приостановление исполнения предписания в случае его обжалования в судебном порядке. Следовательно, исполнение предписания, выданного на основании части 20 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ, может быть приостановлено лишь в случае принятия судом соответствующих обеспечительных мер.
Судами установлено, что определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.10.2019 по делу N А56-111641/2019 Обществу было отказано в принятии обеспечительных мер в виде приостановления действия предписания от 16.09.2019 по делу N Т02-563/19.
Принимая во внимание изложенное, а также то, что Общество не представило доказательств, подтверждающих принятие им всех возможных и необходимых мер по исполнению указанного предписания, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях АО "Адмиралтейские верфи" состава вменяемого правонарушения.
Нарушений порядка привлечения Общества к административной ответственности не допущено. Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судами не установлено. Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, соблюден.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права к установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ). При этом арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемом судебном акте либо были отвергнуты судом, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (часть 2 статьи 287 АПК РФ).
В связи с изложенным суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.08.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2020 по делу N А56-2920/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Адмиралтейские верфи" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.