22 декабря 2020 г. |
Дело N А05-13533/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Нефедовой О.Ю., судей Константинова П.Ю. и Филиппова А.Е.,
рассмотрев 16.12.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Индустрия" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 27.05.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2020 по делу N А05-13533/2019,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования "Город Архангельск", адрес: 163069, город Архангельск, площадь В.И. Ленина, дом 5, ОГРН 1022900509521, ИНН 2901065991 (далее - Администрация), обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Индустрия", адрес: 163013, город Архангельск, Полярная улица, дом 48, корпус 1, ОГРН 1172901002064, ИНН 2901283005 (далее - Общество), об обязании организовать место накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) и крупногабаритных отходов (далее - КГО) на отведенном земельном участке под управлением многоквартирным домом (далее - МКД) N 45, корпус 1, по улице Воронина в городе Архангельске в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Спецавтохозяйство по уборке города", адрес 163002, город Архангельск, улица Павла Усова, дом 12, корпус 2, ОГРН 1182901014042, ИНН 2901291976 (далее - ООО "САХ"), общество с ограниченной ответственностью "Экоинтегратор", адрес: 163046, город Архангельск, Поморская улица, дом 45, помещение 1-Н, ОГРН 1187746816608, ИНН 7743274766.
Решением суда первой инстанции от 27.05.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 16.09.2020, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и представленным в дело доказательствам, а также на неправильное применение норм материального и процессуального права, просит отменить вынесенные судебные акты и принять новый - об отказе в иске.
Податель жалобы указывает, что при строительстве МКД на территории земельного участка, включенного в состав общего имущества собственников помещений, не было предусмотрено размещение контейнерной площадки для сбора и накопления отходов.
Податель жалобы полагает, что принятые судебные акты являются неисполнимыми.
Общество считает необоснованным вывод судов о том, что в его обязанность входит организация мест (площадок) накопления отходов.
По мнению подателя жалобы, суды нарушили нормы законодательства, не указав место совершения действий по организации объекта благоустройства.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
В Арбитражный суд Северо-Западного округа 15.12.2020 от Администрации поступило ходатайство с просьбой рассмотреть жалобу в отсутствие ее представителя. Ходатайство удовлетворено.
Остальные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, Администрация является собственником жилых помещений общей жилой площадью 1657,2 кв.м, расположенных в МКД N 45, корпус 1, по улице Воронина в городе Архангельске.
Общество является управляющей организацией в отношении МКД на основании договора управления МКД от 01.03.2018 (далее - Договор)
Согласно пункту 2.1 Договора управляющая организация по заданию собственников обязалась в течение срока действия данного договора за плату оказывать услуги и выполнять работы по управлению домом, содержанию и ремонту общего имущества в доме согласно утвержденному общим собранием собственников перечню, предоставлять собственникам и пользователям коммунальные услуги по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению, отоплению и обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществлять иную направленную на достижение целей управления домом деятельность.
В пункте 4 раздела III приложения 2 к Договору согласованы работы по обеспечению вывоза твердых бытовых отходов, к которым относится организация мест накопления бытовых отходов, сбор отходов I-IV классов опасности и их передача в специализированные организации.
В ходе проведения обследования 06.08.2019 и 10.09.2019 специалисты администрации территориального округа Варавино - Фактория города Архангельска провели обследования придомовой территории по адресу: город Архангельск, улица. Воронина, дом 45, корпус 1, на предмет наличия мест накопления ТКО и КГО у МКД.
При обследовании придомовой территории МКД Администрация выявила, что на отведенном земельном участке для его эксплуатации отсутствует место накопления ТКО и КГО, о чем составила соответствующие акты от 06.08.2019 и 10.09.2019.
По информации администрации территориального округа Варавино -Фактория накопление и вывоз ТКО и КГО МКД осуществляется с контейнерной площадки, расположенной на расстоянии более 100 метров в районе дома N 41 по улице Воронина, принадлежащей ООО "САХ".
Согласно акту демонтажа и акту о списании объекта основных средств ООО "САХ"10.09.2019 демонтировало данную контейнерную площадку.
Письмом от 28.10.2019 N 36-19/2439/2 администрация территориального округа Варавино - Фактория обратилась к Обществу с требованием до 07.11.2019 определить и организовать место сбора КГО и ТКО на отведенной территории МКД.
Неурегулирование спора в досудебном порядке послужило основанием для обращения Администрации в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции признал требование Администрации обоснованным и иск удовлетворил.
Апелляционный суд согласился с решением суда первой инстанции.
Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ к обязанностям управляющей организации по договору управления многоквартирным домом относится выполнение работ и (или) оказание услуг по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком дом
В силу части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно части 1.1 той же статьи надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.
Требования к содержанию общего имущества установлены пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
В соответствии с пунктом 2 Правил N 491 в состав общего имущества включаются земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства. Согласно подпункту "д(2)" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества включает в себя в том числе содержание мест накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2 статьи 161 ЖК РФ).
В соответствии с пунктом 26(1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, в состав услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, входят работы по организации и содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в письме от 11.10.2019 N 08-25-53/24802 "О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами" разъяснено, что под "организацией мест накопления" понимается создание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями. Обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, расположенных на земельных участках, входящих в общедомовое имущество, лежит на собственниках помещений жилых домов или лицах, осуществляющих управление жилыми домами. При этом плата за организацию и содержание мест накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, входит в состав платы за содержание жилого помещения, оплачиваемой собственниками помещения в многоквартирном доме.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), определен конкретный перечень работ по содержанию жилых домов.
В соответствии с подпунктом 3.7.1 Правил N 170 на Общество как на управляющую организацию спорного жилого дома, возложена обязанность обеспечить установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся в том числе создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Пунктом 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 (далее - Правила N 1039), также предусмотрено, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления ТКО лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (пункт 4 Правил N 1039).
Постановлением Администрации от 13.02.2020 N 285 утвержден Порядок определения (согласования) мест накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования "Город Архангельск" (далее - Порядок N 285), который устанавливает процедуру определения (согласования) мест (площадок) накопления ТКО, в том числе КГО, в условиях сложившейся застройки муниципального образования "Город Архангельск" в случаях возложения действующим законодательством обязанности по организации мест накопления ТКО на юридических, физических лиц, индивидуальных предпринимателей, в том числе в соответствии с требованиями Правил благоустройства муниципального образования "Город Архангельск", утвержденными решением Архангельской городской Думы от 25.10.2017 N 581, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 2.8 Порядка N 285 обязанности по проведению работ, связанных с благоустройством контейнерных площадок и подъездов к ним, по содержанию в исправном состоянии контейнеров (мусоросборников) и их внешнего вида несут их владельцы, в случае использования контейнеров для размещения отходов, образовавшихся от жителей многоквартирных домов, - организации, осуществляющие управление жилыми домами.
Пунктом 2.9 Порядка N 285 предусмотрено, что по результатам обследования территории уполномоченной комиссией составляется акт об определении места накопления твердых коммунальных отходов (приложение 5 к Порядку N 285).
При определении места накопления ТКО на территории общего пользования утвержденный акт об определении места их накопления является основанием для обращения заявителя в Департамент градостроительства Администрации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" (с изменениями и дополнениями), постановлением Правительства Архангельской области от 17.03.2015 N 103-пп "Об утверждении Порядка и условий размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земель или земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута" (с изменениями и дополнениями) (пункт 2.12 Порядка N 285).
Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Суды двух инстанций исследовали представленные в дело доказательства в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ и установили следующее.
Поскольку именно Общество осуществляет функции управления в отношении МКД, то в силу пункта 2.2 части 2 статьи 161 ЖК РФ и положений Правил N 491 оно отвечает за надлежащее содержание общего имущества этого дома.
Из норм действующего законодательства следует, что именно на управляющую организацию возложена обязанность по организации (созданию) и содержанию площадки накопления ТКО для дома, находящегося в управлении.
В силу пункта 3.4.1 Договора собственник вправе требовать от управляющей организации выполнения работ и предоставления услуг, предусмотренных Договором.
Согласно пункту 3.5.1 Договора управляющая организация по заданию собственника обязана, в том числе самостоятельно или с привлечением других лиц, осуществлять техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем, обеспечивая возможность получения коммунальных услуг.
Учитывая изложенное, суды пришли к обоснованному выводу, что Общество как управляющая компания, приняв на себя указанную обязанность и взимая плату за содержание общего имущества МКД, обязано организовать место (площадку) для накопления ТКО.
Вместе с тем доказательств того, что Общество принимало меры для согласования размещения спорной площадки в соответствии с указанным Порядком, материалы дела не содержат.
Суды отметили, что действующее законодательство не содержит запрета на размещение объектов для сбора твердых бытовых отходов за границами земельного участка под МКД и в случае отсутствия возможности установить контейнерную площадку в пределах границ земельного участка под МКД ввиду сложившейся застройки управляющая организация вправе ее разместить на ином земельном участке в рамках гражданско-правового договора. При этом нахождение контейнерной площадки за пределами земельного участка, закрепленного за МКД, не освобождает управляющую организацию от обязанности по ее содержанию.
Довод подателя жалобы о неисполнимости судебных актов отклоняется кассационным судом по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 174 АПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные со взысканием денежных средств или с передачей имущества, арбитражный суд в резолютивной части решения указывает лицо, обязанное совершить эти действия, а также место и срок их совершения.
Резолютивная часть обжалуемого решения полностью соответствует названной норме права.
Приведенные в кассационной жалобе доводы касаются исполнения решения суда. При наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, должник вправе обратиться с соответствующим заявлением в арбитражный суд (статья 324 АПК РФ).
Другие приведенные в жалобе доводы были исследованы судами надлежащим образом. У суда кассационной инстанции нет оснований не согласиться с выводами судов, поскольку они сделаны при правильном применении норм материального и процессуального права.
Согласно статье 286 АПК РФ кассационный суд при рассмотрении дела проверяет законность принятых судебных актов, устанавливая правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права. В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 27.05.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2020 по делу N А05-13533/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Индустрия" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Ю. Нефедова |
Судьи |
О.Ю. Нефедова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.