22 декабря 2020 г. |
Дело N А05-1467/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Кудина А.Г., Савицкой И.Г.,
рассмотрев 21.12.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Ерцевские теплосети" муниципального образования "Коношский муниципальный район" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 22.05.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2020 по делу N А05-1467/2020,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Ерцевские теплосети" муниципального образования "Коношский муниципальный район", адрес: 164000, Архангельская обл., Коношский р-н, п. Ерцево, ул. Гагарина, д. 12, ОГРН 1122918000534, ИНН 2912006155, (далее - МУП "Ерцевские теплосети", Предприятие), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Северного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, адрес: 163000, г. Архангельск, Троицкий пр., д. 14, ОГРН 1042900024562, ИНН 2901127831 (далее - Управление), от 28.01.2020 N 06-03-49/2019, которым Предприятие привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде 800 000 руб. штрафа.
Решением суда первой инстанции от 22.05.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 12.08.2020, оспариваемое постановление изменено - размер назначенного штрафа снижен с 800 000 руб. до 400 000 руб.
В кассационной жалобе Предприятие просит отменить решение первой и постановление апелляционной инстанций и удовлетворить заявленные им требования. Податель жалобы указывает, что спорное имущество эксплуатировалось в том виде, в котором оно передано от собственника - администрации муниципального образования "Коношский муниципальный район" (далее - Администрация). Впоследствии имущество распоряжением Администрации от 19.05.2020 N 156-р изъято из хозяйственного ведения Предприятия. Податель жалобы полагает, что в рассматриваемом деле есть основания для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и освобождении его от административной ответственности в виду малозначительности правонарушения. В обоснование своей позиции Предприятие указывает на отсутствие в материалах дела сведений о привлечении его к административной ответственности за аналогичные правонарушения в течение последнего года, а также ссылается на несоответствие назначенного размера штрафа характеру совершенного правонарушения, финансовому состоянию и характеру производственной деятельности Предприятия.
Управление в отзыве от 18.12.2020, ссылаясь на необоснованность приведенных в кассационной жалобе доводов, просило оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Предприятие и Управление надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в том числе путем публичного извещения на официальном сайте суда в сети Интернет, явки своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании информации, поступившей от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, Управлением 24.10.2019 возбуждено в отношении Предприятия дело об административном правонарушении.
Административным органом установлено, что Предприятие на праве хозяйственного ведения владеет водозаборными скважинами в количестве 8-и штук, расположенными на территории муниципального образования "Тавреньгское" Коношского района Архангельской области, которые не внесены в действующую лицензию АРХ01511ВЭ на право пользования недрами.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении Предприятия протокола об административном правонарушении от 14.01.2020 N 06-03-49/2019 и вынесения постановления от 28.01.2020 N 06-03-49/2019, которым МУП "Ерцевские теплосети" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 800 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Предприятие оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции отказал в признании незаконным оспариваемого постановления, поскольку пришел к выводу о наличии в действиях заявителя состава вменяемого административного правонарушения. Вместе с тем суд посчитал возможным уменьшить размер назначенного штрафа в два раза, изменив в связи с этим оспариваемое постановление в части назначенного наказания.
Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ предусмотрена ответственность за пользование недрами без лицензии на пользование недрами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 7.5 названного Кодекса, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от 800 000 руб. до 1 000 000 руб.
Закон Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр на территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рапу лиманов и озер.
Из положений статьи 1.2 Закона о недрах следует, что недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности.
Согласно статье 23 Закона о недрах основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами.
По смыслу статьи 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
В рассматриваемом случае судами установлено, материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что в соответствии с лицензией N АРХ 015ПВЭ Предприятие осуществляло добычу подземных вод для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в поселке Ерцево в границах муниципального образования "Коношский муниципальный район" Архангельской области. В приложении N 6 к указанной лицензии поименованы пять одиночных водозаборных скважин, расположенных в пос. Ерцево, в отношении которых предоставлено право недропользования.
В соответствии с распоряжением Администрации от 03.07.2018 N 227/1-р в хозяйственное ведение Предприятия переданы восемь водозаборных скважин, расположенных на территории муниципального образования "Тавреньгское" Коношского района Архангельской области. Согласно информации, полученной от налогового органа, Предприятие осуществляет забор воды из водных объектов путем использования водозаборных скважин, расположенных в поселках Красивое, Гринево и в деревнях Шихановская, Харитоновская, Пономаревская, Кощеевская, Большая Гора и Фофановская. Объем воды за 2018 год составляет 8,271 тыс. куб. м, за 1-й - 2-й кварталы 2019 года - 1,54 тыс. куб.м. Однако лицензия на право пользования недрами посредством водозаборных скважин, расположенных на территории муниципального образования "Тавреньгское" Коношского района Архангельской области, Предприятием не получена.
На основании вышеизложенных обстоятельств суды пришли к правомерному выводу о доказанности в действиях МУП "Ерцевские теплосети" состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ.
В соответствии частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
МУП "Ерцевские теплосети", являясь профессиональным участником общественных отношений в данной сфере, осуществляя экономическую деятельность, обязано знать и соблюдать нормы законодательства о недрах, предвидеть вредные последствия своих действий (бездействия), а также обеспечить выполнение всех зависящих от него мер по предотвращению правонарушения.
Доказательств принятия Предприятием всех необходимых и достаточных мер, направленных на соблюдение вышеприведенных требований, наличия обстоятельств, объективно препятствующих этому, в материалы дела не представлено.
Процедура и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено Управлением с учетом характера совершенного правонарушения, имущественного и финансового положения Предприятия, размер административного штрафа снижен до 400 000 руб. с применением положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ.
Довод подателя кассационной жалобы относительно малозначительности совершенного им правонарушения (статья 2.9 КоАП РФ) отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку согласно абзацу четвертому пункта 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 АПК РФ, не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 АПК РФ).
Выраженное в кассационной жалобе несогласие МУП "Ерцевские теплосети" с оценкой исследованных судами фактических обстоятельств и иное толкование им норм права выводы судов не опровергают и не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, не установлено.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 22.05.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2020 по делу N А05-1467/2020 - оставить без изменения, а кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Ерцевские теплосети" муниципального образования "Коношский муниципальный район" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Аникина |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.