23 декабря 2020 г. |
Дело N А05-13537/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 декабря 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бобарыкиной О.А., судей Старченковой В.В. и Щуриновой С.Ю.,
рассмотрев 22.12.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Индустрия" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 01.06.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2020 по делу N А05-13537/2019,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования "город Архангельск", адрес: 163000, город Архангельск, площадь В.И.Ленина, дом 5, ОГРН 1022900509521, ИНН 2901065991 (далее - Администрация), обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Индустрия", адрес: 163013, город Архангельск, Полярная улица, дом 48, корпус 1, ОГРН 1172901002064, ИНН 2901283005 (далее - Общество), об обязании с учетом принятого судом уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) организовать место накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) и крупногабаритных отходов для эксплуатации многоквартирного дома N 45, корпус 3 по улице Воронина в городе Архангельске (далее - МКД N 45), в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "Спецавтохозяйство по уборке города", адрес: 163002, город Архангельск, улица Павла Усова, дом 12, корпус 2, ОГРН 1182901014042, ИНН 2901291976; ООО "Экоинтегратор", адрес: 163046, город Архангельск, Поморская улица, дом 45, помещение 1-Н, ОГРН 1187746816608, ИНН 7743274766.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 01.06.2020, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2020, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Податель кассационной жалобы указывает, что судебные акты не могут быть исполнены в рамках действующего законодательства, так как на территории земельного участка, включенного в состав общего имущества МКД N 45, не предусмотрено размещение объекта благоустройства - места для сбора и накопления ТКО (контейнерная площадка), что подтверждено представленными в дело актами обследования от 06.08.2019 и 10.09.2019, и размеры земельного участка, включенного в состав общего имущества МКД N 45, не позволяют разместить на нем контейнерную площадку.
По мнению Общества, законодательство Российской Федерации не устанавливает обязанностей управляющей компании по отношению к имуществу, не входящему в состав переданного в ведение управляющей компании по договору управления общего имущества многоквартирного дома; управляющая компания не имеет установленных законодательством обязанностей по созданию мест накопления ТКО, такая обязанность Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) возложена на собственников или иных законных владельцев объектов, при эксплуатации которых образуются отходы.
Податель жалобы полагает, что в соответствии с жилищным законодательством управляющая компания организует использование и содержание существующих в составе общего имущества многоквартирного дома объектов благоустройства, но не вправе самостоятельно без распоряжения собственников, оформленного протоколом общего собрания, создавать новые объекты благоустройства.
Общество также ссылается на то, что с 01.01.2020 в Архангельской области действует региональный оператор по обращению с ТКО - ООО "Экоинтегратор", с которым Общество заключило договор от 15.01.2020 N 0439/ТКО о сборе, накоплении и вывозе ТКО, образующихся при эксплуатации МКД N 45; с 01.08.2020 указанный договор прекращен, собственники перешли на прямые договора с региональным оператором, продолжают пользоваться контейнерной площадкой у дома N 43-41 по улице Воронина в городе Архангельске.
На основании приведенных доводов Общество полагает, что ответственность за формирование земельного участка у МКД N 45 несет Администрация, которая обязана компенсировать собственникам отсутствие в составе переданного земельного участка необходимых для содержания МКД объектов благоустройства, в том числе места (площадки) накопления отходов, отвечающие требованиям СанПиН 2.1.7.3550-19.
Податель кассационной жалобы также ссылается на неисполнимость решения суда в связи с тем, что в нарушение части 1 статьи 174 АПК РФ суд первой инстанции не указал место совершения Обществом действий по организации места накопления ТКО и крупногабаритных отходов для эксплуатации МКД N 45.
От Администрации в суд 21.12.2020 поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие ее представителя и оставлении обжалуемых судебных актов без изменения как принятых с соблюдением норм материального и процессуального права.
Представители сторон и третьих лиц в судебное заседание не явились.
Как разъяснено в пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", если суд располагает сведениями о том, что лицам, указанным в части 1 статьи 121 АПК РФ, известно о начавшемся процессе, то такие лица могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания, в том числе в суде кассационной инстанции, посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Согласно приложению N 1 к инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации (первой, апелляционной и кассационной инстанций), утвержденной постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.2013 N 100, официальным сайтом Арбитражного суда Северо-Западного округа является http://fasszo.arbitr.ru.
Поскольку сведения о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы размещены 24.11.2020 на официальном сайте Арбитражного суда Северо-Западного округа, неявка в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не препятствует рассмотрению кассационной жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в соответствии со статьей 286 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, на основании договора управления от 01.03.2018 Общество приступило к обслуживанию МКД N 45 в качестве управляющей организации.
Управляющая организация по заданию собственников в течение срока действия договора за плату обязалась оказывать услуги и выполнять работы по управлению МКД N 45, содержанию и ремонту общего имущества, согласно утвержденному общим собранием собственников помещений перечню (пункт 2.1 договора управления от 01.03.2018).
Пунктом 4 раздела III приложения N 2 к договору управления от 01.03.2018 предусмотрена, в том числе обязанность Общества организовывать места накопления бытовых отходов, осуществлять сбор отходов I - IV классов опасности и передавать их в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению таких отходов.
Согласно протоколу внеочередного общего собрания собственников помещений МКД N 45 от 24.05.2019 N 1/2019 принято решение о демонтаже контейнерной площадки для сбора ТКО возле МКД N 45 и ее размещении возле дома N 41 по улице Воронина в городе Архангельске.
В акте обследования контейнерной площадки, расположенной у домов N 41-43 по улице Воронина в городе Архангельске от 06.08.2019 (осмотр произведен 13.09.2019), комиссией зафиксировано отсутствие места сбора ТКО на земельном участке, отведенном для эксплуатации МКД N 45; Обществу предложено принять решение об установке контейнерной площадки в срок до 30.09.2019.
Ввиду неисполнения Обществом обязанности по обеспечению места сбора твердых бытовых отходов для МКД N 45 Администрация в претензии от 28.10.2019 просило Общество до 07.11.2019 определить и организовать место сбора ТКО и крупногабаритных отходов на отведенной МКД N 45 территории.
Оставление претензии без удовлетворения послужило основанием обращения Администрации в арбитражный суд с иском.
Суд первой инстанции удовлетворил иск, придя к выводу, что обязанность по организации и содержанию мест накопления ТКО для МКД N 45 возложена на Общество как управляющую организацию.
Апелляционный суд согласился с судом первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 этого Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (часть 1 статьи 161 ЖК РФ).
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (часть 2.3 статьи 161 ЖК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ к обязанностям управляющей организации по договору управления многоквартирным домом относится выполнение работ и (или) оказание услуг по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
Согласно части 1.1 статьи 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Требования к содержанию общего имущества установлены пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
В состав общего имущества включаются земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства (подпункт "е" пункта 2 Правил N 491).
Содержание общего имущества включает в себя, в том числе, содержание мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями (подпункт "д(2)" пункта 11 Правил N 491).
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2 статьи 161 ЖК РФ).
В соответствии с пунктом 26 (1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, в состав услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, входят работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в письме от 11.10.2019 N 08-25-53/24802 "О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с ТКО" разъяснено, что под "организацией мест накопления" понимается создание мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями. Обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, расположенных на земельных участках, входящих в общедомовое имущество, лежит на собственниках помещений жилых домов или лицах, осуществляющих управление жилыми домами. При этом плата за организацию и содержание мест накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, входит в состав платы за содержание жилого помещения, оплачиваемой собственниками помещения в многоквартирном доме.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), определен конкретный перечень работ по содержанию жилых домов.
В соответствии с подпунктом 3.7.1 Правил N 170 на Общество как управляющую организацию спорного жилого дома возложена обязанность обеспечить: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Согласно части 1 статьи 8 Закона N 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с ТКО относятся, в том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Пунктом 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039, предусмотрено, что места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Проанализировав приведенные выше нормы действующего законодательства, суды пришли к правомерному выводу о том, что именно на Общество как на управляющую организацию возложена обязанность по организации (созданию) и содержанию площадки накопления ТКО для МКД N 45, следовательно, обоснованно удовлетворили иск.
Порядок определения (согласования) мест накопления ТКО на территории муниципального образования "Город Архангельск" утвержден постановлением Администрации от 13.02.2020 N 285.
Суд первой инстанции удовлетворил требование об обязании Общества организовать место накопления ТКО и крупногабаритных отходов для эксплуатации МКД N 45 без указания места исполнения решения.
Действующее законодательство не содержит запрета на размещение объектов для сбора ТКО за границами земельного участка под многоквартирным домом.
На основании изложенного доводы кассационной жалобы Общества отклоняются судом кассационной инстанции.
Кассационная инстанция считает, что выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам. Судами правильно применены нормы материального права, процессуальных нарушений при рассмотрении дела не допущено.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 01.06.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2020 по делу N А05-13537/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Индустрия" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Бобарыкина |
Судьи |
О.А. Бобарыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.