25 декабря 2020 г. |
Дело N А21-356/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 декабря 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Кустова А.А., Щуриновой С.Ю.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Санкт- Петербург" Ивановой К.А. (доверенность от 29.12.2018),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Санкт- Петербург" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 27.05.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2020 по делу N А21-356/2020,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Санкт- Петербург", адрес: 190000, Санкт-Петербург, Галерная ул., д. 20-22, лит. А, ОГРН 1167847278180, ИНН 7838056212 (далее - Компания), обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "ЖЭУ N 7", адрес: 236040, Калининградская обл., Калининград, ул. Подполковника Иванникова, д. 1, эт. 2, пом. 11, ОГРН 1143926018510, ИНН 3906325878 (далее - Общество), о признании незаконными отказов Общества в предоставлении сведений от 23.07.2019 N 772 и от 20.08.2019 N 893 и об обязании предоставить сведения о постоянно и (или) временно зарегистрированных гражданах, проживающих в многоквартирных домах, газоснабжение которых осуществляет Компания.
Решением от 27.05.2020, оставленным без изменения постановлением от 05.08.2020, в иске отказано.
В кассационной жалобе Компания, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить решение от 27.05.2020 и постановление апелляционного суда от 05.08.2020, принять новый судебный акт, которым иск удовлетворить.
По мнению подателя жалобы, суды не учли, что в силу пункта 1 части 11 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управляющая организация, осуществляющая управление многоквартирным домом, обязана предоставлять ресурсоснабжающей организации информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги. Перечень предоставляемых сведений установлен в абзаце 7 пункта 6 Правил представления коммунальных услуг собственниками и пользователями помещений в многоквартирных дамах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354). В силу подпунктов "б" и "ж" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416) Общество обязано обладать сведениями, запрашиваемыми истцом.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Компании поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе.
Общество извещено надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своего представителя в суд кассационной инстанции не направило, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании соответствующих (прямых) договоров для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан Компания осуществляет поставку природного газа населению, проживающему в многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет Общество.
Компания 19.07.2019 обратилась к Обществу, как к управляющей организации, с заявлением о предоставлении сведений о лицах, постоянно и (или) временно зарегистрированных в жилых помещениях, газоснабжение которых осуществляет Компания.
Общество письмом от 23.07.2019 N 772 отказало Компании в предоставлении запрашиваемых сведений, указав на то, что запрашиваемые сведения относятся к персональным данным и являются конфиденциальными, в то время как Общество не уполномочено на раскрытие указанной информации по запросам коммерческой организации.
В письме от 20.08.2019 N 893 Общество также сообщило Компании, что не может предоставить персональные данные собственников, проживающих в домах, находящихся в управлении Общества, по причинам, приведенным в ранее направленных письмах.
Ссылаясь на то, что Общество обязано предоставить запрашиваемые сведения, которые необходимы для начисления платы за поставленный коммунальный ресурс, Компания обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций в иске отказали, указав на то, что обязанность организации, управляющей многоквартирным домом, представить спорные сведения в пользу газоснабжающей организации действующим законодательством не предусмотрена.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемые решение и постановление подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Отказывая в иске, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность управляющей организации предоставлять ресурсоснабжающей организации запрашиваемые истцом сведения; изменения в пункт 6 Правил N 354, предусматривающие предоставление управляющей организацией ресурсоснабжающей организации сведений о собственниках введены лишь с 13.07.2019; ранее управляющая организация не была наделана ни правом, ни обязанностью по сбору и хранению подобного рода данных; в деле отсутствуют данные, что ответчик располагал или должен располагать спорной информацией.
Между тем суды не учли следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 11 статьи 161 ЖК РФ управляющая организация в случае, предусмотренном статьей 157.2 названного Кодекса, обязана предоставлять ресурсоснабжающим организациям информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги, в том числе о показаниях индивидуальных приборов учета и коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме.
Таким образом, в силу названной нормы в обязанность лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, при переходе ресурсоснабжающих организаций на прямые договоры с гражданами-потребителями вменяется предоставление ресурсоснабжающим организациям информации о показаниях индивидуальных и коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме, а также иных сведений, необходимых для начисления потребителям платы за коммунальную услугу, представленную ресурсоснабжающей организацией.
При этом, согласно пункту 6 Правил N 354 такие сведения должны включать в себя, в том числе, сведения о потребителях: фамилию, имя, отчество (при наличии), дату и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон и адрес электронной почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в многоквартирном доме, а также адреса жилых помещений в многоквартирном доме, собственникам или пользователям которых предоставляются коммунальные услуги, с указанием общей площади жилого помещения, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также количества лиц, постоянно проживающих в жилом помещении, и иных сведений, необходимых для расчета платы за коммунальные услуги в соответствии с назваными Правилами.
В силу пункта 6 Правил N 354 предоставление указанных сведений осуществляется одновременно на бумажном носителе за подписью единоличного исполнительного органа управляющей организации и на электронном носителе.
Предоставление указанных сведений не требует согласия потребителя на передачу персональных данных в силу пункта 5 части 1 статьи 6 Федерального закона "О персональных данных".
Пунктом 2 Правил N 416 предусмотрено, что под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных статьей 161 ЖК РФ, а также определенных решением собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу подпунктов "б" и "ж" пункта 4 Правил N 416 управление многоквартирным домом обеспечивается выполнение следующих стандартов:
- сбор, обновление и хранение информации о собственниках и нанимателях помещений в многоквартирном доме, а также о лицах, использующих общее имущество в многоквартирном доме на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме), включая ведение актуальных списков в электронном виде и (или) на бумажных носителях с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных;
- организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг, в том числе путем начисления обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; оформления платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме; ведения претензионной и исковой работы в отношении лиц, не исполнивших обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, предусмотренную жилищным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, осуществляя деятельность по управлению многоквартирными домами на основании соответствующих договоров управления, ответчик обладает или должен обладать сведениями, в отношении собственников и нанимателей жилых помещений, указанными в пункте 6 Правил N 354.
Отсутствие у Компании информации, необходимой для начисления платы собственникам помещений и нанимателям в спорных многоквартирных домах не позволяет истцу достоверно определить размер платы за газ, поставленный для коммунально-бытовых нужд граждан, что в конечном итоге сказывается на правах потребителей, ущемляя их, а также имеет для истца неблагоприятные последствия.
По запросу ресурсоснабжающей организации ответчик обязан предоставить истцу сведения, указанные в пункте 6 Правил N 354.
Ссылка ответчика на отсутствие у него такой информации подлежит отклонению, поскольку ненадлежащее исполнение управляющей компанией своих обязанностей по ведению реестра собственников не может служить основанием для освобождения его от представления таких сведений истцу.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что выводы судов, содержащиеся в обжалуемых судебных актах, не соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, сделаны при неправильном применении норм материального права, в связи с чем решение и постановление апелляционного суда в силу пункта 3 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, предложить истцу уточнить перечень запрашиваемых сведений в отношении потребителей и перечень многоквартирных домов, в отношении которых сведения запрашиваются; установить соответствуют ли запрашиваемые истцом сведения тем сведениям, которые перечислены в пункте 6 Правил N 354 и которые ответчик обязан предоставить истцу; с учетом обстоятельств, установленных при новом рассмотрении принять законный и обоснованный судебный акт.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 288 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 27.05.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2020 по делу N А21-356/2020 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Калининградской области.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Судьи |
Е.А. Михайловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.