25 декабря 2020 г. |
Дело N А56-31795/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 декабря 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Кустова А.А., Серовой В.К.,
при участии от государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" Петровой И.Н. (доверенность от 11.08.2020 N 404),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по топливно-энергетическому комплексу Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.03.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2020 по делу N А56-31795/2019,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга", адрес: 190000, Санкт-Петербург, Малая Морская ул., д. 12, лит. А, ОГРН 1027810310274, ИНН 7830001028 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Комитету по топливно-энергетическому комплексу Ленинградской области, адрес: 191311, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, ОГРН 1089847168586, ИНН 7842383780 (далее - Комитет), о взыскании 6530 руб. 62 коп. задолженности по оплате субсидии на возмещение расходов, возникших вследствие разницы в тарифах на тепловую энергию, потребленную с июля по декабрь 2016 года по договору от 01.03.2014 N 13429.038.1 (с учетом уточнения иска).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "ЖКК "Заневка" (далее - Общество), Комитет финансов Ленинградской области, Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (далее - Комитет по тарифам).
Решением от 16.03.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 03.07.2020, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 16.03.2020 и постановление от 03.07.2020, принять новый судебный акт.
По мнению подателя жалобы, суды не учли, что истец, обращаясь в Комитет с заявлением о выплате субсидии, представил неполный пакет документов. Повторно с заявкой о выплате субсидии истец не обращался, недостающий документ представил в рамках другой заявки.
В отзыве на кассационную жалобу Предприятие просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Предприятия возражал против ее удовлетворения.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Предприятие (энергоснабжающая организация) и Общество (исполнитель) заключили договор теплоснабжения в горячей воде от 01.03.2014 N 13429.038.1 (далее - Договор), по которому энергоснабжающая организация обязалась передавать абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию, а абонент - своевременно оплачивать потребленную тепловую энергию ресурсоснабжающей организации.
Согласно условиям Договора, организация подает абоненту тепловую энергию в многоквартирный дом, расположенный по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский р-н, дер. Заневка, д. 48.
Во исполнение Договора в период с июля по декабрь 2016 года Предприятие поставило в многоквартирный дом, находящийся в управлении Общества, тепловую энергию на нужды отопления и горячего водоснабжения, стоимость которой по тарифу для населения оплачена Обществом в полном объеме.
В обоснование иска Предприятие сослалось на то, что размер субсидии на возмещение его расходов, понесенных вследствие разницы в тарифах на тепловую энергию (разница между экономически обоснованным тарифом и тарифом для населения), поставленную Обществу в спорный период, составила 39 182 руб. 12 коп. (с учетом уточнения иска).
В письме от 28.03.2018 N 58-03/11098 Предприятие обратилось к Комитету и Комитету по тарифам с просьбой предоставить субсидии на возмещение выпадающих доходов, возникших в спорный период.
Платежным поручением от 16.12.2019 N 638702 Комитет перечислил Предприятию 32 652 руб. 60 коп. субсидий в счет возмещения выпадающих доходов.
Ссылаясь на то, что за спорный период у Комитета имеется задолженность по выплате субсидии на возмещение разницы в тарифах за потребленную тепловую энергию, Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили иск, признав его обоснованным по праву и размеру.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Поскольку коммунальными услугами в данном случае обеспечивалось население многоквартирного дома, к спорным правоотношениям применяются положения Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (часть 2 статьи 157 ЖК РФ).
В силу пункта 38 Правил N 354 размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). При расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
Приказом Комитета по тарифам от 30.11.2015 N 315-п "Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности, тарифов на тепловую энергию и горячую волу, теплоноситель, поставляемые государственным унитарным предприятием "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" потребителям на территории Ленинградской области на долгосрочный период регулирования 2016-2018 годов" установлены экономически обоснованные тарифы для предприятия с 01.07.2016 по 31.12.2016 на отопление, которые составляют 1618 руб. 39 коп./Гкал (без учета НДС).
Приказом Комитета по тарифам от 18.12.2015 N 500-п "Об установлении тарифов на тепловую энергию и горячую воду (горячее водоснабжение), поставляемые населению, организациям, приобретающим тепловую энергию и горячую воду для предоставления коммунальных услуг населению, на территории Всеволожского муниципального района Ленинградской области в 2016 году" на период с 01.07.2016 по 31.12.2016 установлен льготный тариф для населения, который составляет с учетом НДС 1777 руб. 95 коп./Гкал., без учета НДС - 1506 руб. 74 коп.
В соответствии со статьей 5 Закона Ленинградской области от 20.07.2015 N 75-ОЗ "О льготных тарифах в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на территории Ленинградской области" компенсация выпадающих доходов ресурсоснабжающих организаций, возникающих в результате установления льготных тарифов на территории Ленинградской области, осуществляется в виде субсидий на возмещение недополученных доходов, предоставляемых указанным организациям за счет средств областного бюджета Ленинградской области в случаях и порядке, предусмотренных областным законом об областном бюджете Ленинградской области на очередной финансовый год и на плановый период и принятым в соответствии с ним нормативным правовым актом правительства Ленинградской области.
Предоставление субсидий осуществляется по правилам, установленным Порядком предоставления субсидий из областного бюджета Ленинградской области ресурсоснабжающим организациям в связи с установлением тарифов на коммунальные ресурсы (услуги) теплоснабжения и горячего водоснабжения, реализуемые населению на территории Ленинградской области, утвержденным постановлением правительства Ленинградской области от 08.02.2018 N 33 (далее - Порядок N 33) и в соответствии с заключенными ресурсоснабжающими организациями и Комитетом соглашениями о предоставлении субсидий.
В соответствии с Порядком N 33 субсидия предоставляется в целях компенсации выпадающих доходов ресурсоснабжающих организаций, предоставляющих коммунальные ресурсы теплоснабжения и горячего водоснабжения, возникающих в результате установления льготных тарифов на территории Ленинградской области и обеспечения населения коммунальными ресурсами по тарифам, установленным ниже уровня регулируемых в установленном порядке тарифов для ресурсоснабжающих организаций.
Пунктом 1.5 Порядка N 33 определено, что размер субсидии определяется как разница между стоимостью предоставленных коммунальных ресурсов теплоснабжения и горячего водоснабжения населению по регулируемым в установленном порядке тарифам и стоимостью предоставленных населению коммунальных ресурсов по тарифам для населения, установленным ниже уровня регулируемых в установленном порядке тарифов; при расчете субсидии налог на добавленную стоимость не учитывается.
Применение Предприятием при расчетах с Обществом при расчетах за потребленный коммунальный ресурс тарифов, установленных для населения, повлекло возникновение межтарифной разницы.
Таким образом, межтарифная разница представляет собой реальные расходы ресурсоснабжающей организации, возникающие вследствие применения в расчетах за отпускаемый ресурс тарифов на уровне ниже экономически обоснованных.
Как видно из материалов дела, Предприятие направило в адрес Комитета письмо-претензию от 28.03.2018 N 58-03/11098 о предоставлении субсидий.
В обоснование объема поставленной тепловой энергии Предприятие представило расчет, счета-фактуры (в том числе корректировочные), справки-расчеты, акты об объеме коммунальных ресурсов по отоплению.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции истец уточнил требования и просил взыскать задолженность по субсидии исходя из объема потребленной тепловой энергии, согласованного с Обществом и оплаченного последним по тарифу для населения.
Общество возражений по иску не представило.
Комитет контррасчет задолженности также не представил, документально расчет истца не опроверг. Доказательства, свидетельствующие о том, что тепловая энергия поставлена в ином объеме в деле отсутствуют.
Признав документально подтвержденным объем теплопотребления Общества за спорный период, суды двух инстанций обоснованно удовлетворили иск.
Доводы жалобы всесторонне и полно исследованы судами первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.03.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2020 по делу N А56-31795/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета по топливно - энергетическому комплексу Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Судьи |
Е.А. Михайловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.