28 декабря 2020 г. |
Дело N А56-107525/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 декабря 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Захаровой М.В., Сапоткиной Т.И.,
при участии от администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области Денисова В.В. (доверенность от 28.12.2019 N 4859),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.01.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2020 по делу N А56-107525/2019,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Линк Девелопмент", адрес: 197101, Санкт-Петербург, Большая Монетная ул., д. 25, лит. А, пом. 1Н, ОГРН 1089847375034, ИНН 7811418017 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области, адрес: 188800, Ленинградская обл., Выборгский р-н, г. Выборг, Советская ул., д. 12, ОГРН 1054700191391, ИНН 4704063710 (далее - Администрация), выразившегося в отсутствии решения по заявлению Общества от 16.07.2019 N 675 о размещении объекта на находящихся на территории муниципального образования "Выборгский муниципальный район" землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитута; обязании Администрации в срок не более чем десять дней со дня вступления в силу решения суда принять решение о размещении объекта согласно заявлению Общества от 16.07.2019 N 675.
Решением от 27.01.2020 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2020 данное решение оставлено без изменения.
Администрация в кассационной жалобе просит отменить названные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела. По мнению подателя жалобы, антенно-мачтовое сооружение представляет собой объект недвижимого имущества, для размещения которого необходимо предоставление земельного участка; поскольку заявитель не представил доказательства того, что спорный объект предназначен для обеспечения связи, объектов федерального, регионального или местного значения (подпункт 4 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации), предоставление земельного участка возможно только по результатам торгов; суды не применили нормы Положения о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся на территории муниципальных образований Выборгского района Ленинградской области, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Выборгского района Ленинградской области, утвержденного постановлением главы администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области от 06.11.2019 N 4308 (далее - Положение).
Общество в отзыве на кассационную жалобу просит оставить ее без удовлетворения, считая, что доводы Администрации основаны на неправильном толковании норм права, Положение не подлежит применению к спорным правоотношениям.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал кассационную жалобу, подтвердив приведенные в ней доводы.
Общество о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, однако в суд своего представителя не направило, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество обратилось в Администрацию с заявлением от 16.07.2019 N 675 о размещении антенно-мачтового сооружения связи (линейно-кабельного сооружения связи) на землях площадью 39 кв. м с координатами характерных точек границ земель с использованием системы координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости, согласно прилагаемой схеме границ предполагаемых к использованию земель на кадастровом плане территории кадастрового квартала 47:01:1012003 на территории г. Выборга Выборгского района Ленинградской области сроком на 49 лет.
Письмом от 14.08.2019 Администрация сообщила, что рассмотрение вопроса о выдаче разрешения будет возможно после издания положения о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Выборгского района Ленинградской области, дополнительно указав на отсутствие обозначения охранной зоны объекта на представленной схеме расположения земельного участка.
Общество, считая, что Администрация незаконно отказалась от рассмотрения заявления, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
В соответствии со статьей 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в случаях, перечисленных в пункте 1 данной статьи, в том числе для размещения объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно перечню, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без их предоставления и установления сервитутов могут размещаться сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (пункт 11).
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации порядок и условия размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 03.08.2015 N 301 утвержден Порядок и условия размещения отдельных видов объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута на территории Ленинградской области (далее - Порядок).
Согласно пункту 2 Порядка объекты размещаются на землях или земельных участках на основании решения органа, уполномоченного на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, о размещении объекта. Решение принимается на основании заявления о размещении объекта, подаваемого физическим, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (пункт 3 Порядка).
В соответствии с пунктом 8 Порядка решение о размещении объекта или решение об отказе в размещении объекта принимается уполномоченным органом в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявления и в течение 3 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения направляется заявителю заказным письмом.
Поскольку в данном случае Администрация в течение срока, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, который уполномочен законом на установление порядка и условий размещения объектов, не приняла по заявлению Общества решение о размещении объекта или об отказе в размещении объекта и не направила по истечении этого срока соответствующее решение заявителю, судебные акты в части признания оспариваемого бездействия незаконным являются правильными.
Между тем при определении способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя незаконным бездействием Администрации суды не учли следующее.
В данном случае оспариваемое бездействие выразилось в нерассмотрении Администрацией заявления Общества по существу, в непринятии уполномоченным органом какого-либо решения по заявлению Общества. Основания для принятия решения об отказе в размещении объекта установлены пунктом 9 Порядка. Поскольку Администрация не рассматривала заявление Общества по существу, она не проверяла наличие таких оснований. Следовательно, доводы Общества об отсутствии оснований для отказа в размещении объекта на земельном участке и соответствующие доводы Администрации об отсутствии оснований для разрешения Обществу использовать территорию в испрашиваемых целях выходят за пределы предмета заявленных требований. Невозможность, по мнению Администрации, размещения испрашиваемого объекта на земельном участке без его предоставления на конкурсной основе не свидетельствует об отсутствии у Администрации обязанности рассмотреть заявление Общества.
При таком положении надлежащим способом устранения допущенных оспариваемым бездействием нарушений прав и законных интересов Общества будет возложение на Администрацию обязанности рассмотреть заявление Общества и принять по результатам рассмотрения соответствующее решение.
С учетом изложенного обжалуемые решение и постановление подлежат изменению в части последствий признания незаконным оспариваемого бездействия Администрации.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.01.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2020 по делу N А56-107525/2019 изменить в части способа устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя.
Изложить второй абзац резолютивной части решения от 27.01.2020 в следующей редакции:
"Обязать администрацию муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области в течение десяти дней со дня вступления в законную силу решения суда рассмотреть заявление от 16.07.2019 N 675 и принять решение по заявлению в установленном порядке.".
В остальной части решение от 27.01.2020 и постановление от 25.06.2020 оставить без изменения.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
Судьи |
И.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.