15 января 2021 г. |
Дело N А56-75538/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Аникиной Е.А., Толкунова В.М.,
рассмотрев 13.01.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.12.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2020 по делу N А56-75538/2019,
УСТАНОВИЛ:
государственное унитарное предприятие "Водоканал Санкт-Петербурга", адрес: 191015, Санкт-Петербург, Кавалергардская ул., д. 42, ОГРН 1027809256254, ИНН 7830000426 (далее - ГУП "Водоканал Предприятие", Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, адрес: 199004, Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., 13, лит. А, ОГРН 1027809242933, ИНН 7825413361 (далее - Управление, УФАС) от 25.03.2019 по жалобе N Т02-182/19.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "ЭРГО", адрес: 196084, Санкт-Петербург, ул. Коли Томчака, д. 28, лит. А (далее - ООО "ЭРГО", Общество).
Решением суда от 06.12.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 03.09.2020, заявленные требования Предприятия удовлетворены.
В кассационной жалобе УФАС просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права и несоответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам. По мнению подателя жалобы, представленные Предприятием как организатором торгов доказательства несоответствия заявки ООО "ЭРГО" требованиям аукционной документации являются недостаточными, поскольку из содержания письма от 05.03.2019 N К/19-019 не следовало, что общество с ограниченной ответственностью "ЦБИ" (далее - ООО "ЦБИ") не осуществляет добычу и производство песка строительного морского, т.е. отклонение заявки является незаконным и противоречащим принципам Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ, Закон о закупках).
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Представители Предприятия, УФАС и ООО "ЭРГО", надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Ходатайств не заявлено. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, 14.02.2019 на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) Предприятие (организатор торгов) разместило извещение N 31907532245 о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку песка строительного морского и щебня гранитного, а также Документацию об аукционе; начальная (максимальная) цена договора: 160 763 984 руб. 29 коп.
Закупка проводилась в соответствии с Законом N 223-ФЗ и Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" в редакции от 29.12.2018 (далее - Положение о закупках).
На участие в аукционе было подано три заявки, в том числе заявка ООО "ЭРГО" (заявка N 3). Решением аукционной комиссии Предприятия, оформленным протоколом от 06.03.2019 N 31907532245-01, заявка названного участника признана не соответствующей требованиям, установленным в извещении и в документации об аукционе согласно пункту 4.3.15.2 Документации об аукционе, на основании пункта 4.3.16.9 (предоставление в первой части заявки на участие в аукционе недостоверной информации).
Общество, не согласившись с отклонением заявки, обратилось в УФАС с жалобой (вх. N 7769/19 от 18.03.2019) на действия аукционной комиссии организатора торгов.
По результатам рассмотрения жалобы ООО "ЭРГО" УФАС вынесено решение от 25.03.2019 по жалобе N Т02-182/19, которым жалоба Общества признана обоснованной; в действиях закупочной комиссии организатора торгов ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" признано нарушение пункта 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в предъявлении к участникам закупки требований, которые не указаны в документации о закупке, допущенное путем неправомерного отклонения от участия в закупке заявки ООО "ЭРГО" в порядке, не соответствующем Документации об аукционе.
На основании указанного решения Управлением вынесено предписание от 25.03.2019, которым организатору торгов и его закупочной комиссии предписано устранить нарушения, допущенные при проведении аукциона в электронной форме по извещению N 31907532245 путем отмены составленных протоколов, повторного проведения процедуры рассмотрения, оценки и сопоставления заявок и завершения процедуры закупки в строгом соответствии с документацией о закупке, действующим Положением о закупках и нормами Закона N 223-ФЗ.
Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, Предприятие обратилось в арбитражный суд.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и указали на отсутствие в данном случае правовых и фактических оснований для принятия УФАС оспариваемых решения и предписания.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям административного судопроизводства (статьи 198, 200, 201 АПК РФ).
При рассмотрении спора суды правомерно исходили из того, что ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" относится к хозяйственным обществам, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Законом N 223-ФЗ.
Целями регулирования Закона N 223-ФЗ являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 Закона (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (часть 1 статьи 1 Закона N 223-ФЗ).
В силу статьи 6 Закона N 223-ФЗ контроль за соблюдением требований названного Закона осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно пунктам 1, 4 части 10 статьи 3 Закона N 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также в случае предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положение о закупке).
Как указано в части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Закона N 223-ФЗ).
Согласно пунктам 2 и 9 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе, требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке; требования к участникам такой закупки.
При этом согласно части 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В силу части 4 статьи 3.2 Закона N 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.
Судами установлены следующие значимые для рассмотрения настоящего дела обстоятельства.
Подпунктом 3.3.2 пункта 3.3 раздела 3 части I Документации об аукционе установлены, в том числе, следующие требования к содержанию и составу первой части заявки на участие в аукционе:
- первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать описание поставляемого товара, являющегося предметом закупки, с указанием его функциональных характеристик (потребительских свойств), технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик (при необходимости), соответствующих требованиям к значениям таких характеристик, установленным в техническом задании, товарного знака, или иного средства индивидуализации такого товара, а при отсутствии средств индивидуализации - производителя такого товара, а также наименования страны происхождения товара (подпункт "б" пункта 3.3.2.1);
- форма описания поставляемого товара, выполняемой работы (оказываемой услуги), представленные участником в первой части заявки должны соответствовать образцам форм, содержащимся в информационной карте аукциона (пункт 3.3.2.4);
- описание поставляемого товара, выполняемой работы (оказываемой услуги) должно быть подготовлено участником в соответствии с инструкцией по подготовке такого описания, содержащейся в информационной карте аукциона (пункт 3.3.2.5).
Требования к техническим, функциональным характеристикам товара определены в Приложении N 2 к Техническому заданию (часть III Документации об аукционе).
Образцы форм для представления в первой части заявки на участие в аукционе установлены Приложением N 1 к части II Документации об аукционе.
При этом в силу пункта 4.3.16.9 части 1 Документации об аукционе основанием для отклонения заявки на участие в аукционе является предоставление в первой части заявки на участие в аукционе недостоверной информации.
Предметом спорного аукциона в электронной форме по извещению N 31907532245 являлось право заключения договора на поставку песка строительного морского и щебня гранитного.
Управлением установлено и проверено судом, что ООО "ЭРГО" в своей заявке указало, что предлагает к поставке песок строительный морской, производителем которого является ООО "ЦБИ".
Руководствуясь пунктом 9.1 Положения о закупках (которым предусмотрено право экспертам (специалистам) и/или экспертной группы осуществлять проверку поданных заявок на участие в закупке на соответствие требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки и/или документации о закупке, путем направления запросов на разъяснения заявок на участие в закупке и иных запросов, необходимых для подтверждения информации, содержащейся в заявках на участие в закупках участников закупки (при необходимости), эксперты Предприятия удостоверились в том, что:
- ООО "ЦБИ" имеет три действующие лицензии на разведку и добычу песка: ЛОД 2388 ТЭ, ЛОД 47178 TP и ЛОД 1651 ТР; на официальном сайте ООО "ЦБИ" http://cbi.spb.ru/ отсутствует информация об осуществлении добычи и производство песка строительного морского;
- согласно ответу ООО "ЦБИ" от 05.03.2019 N К/19-019 на запрос экспертов Организатора торгов (от 04.03.2019 N 751-12-48/19): ООО "ЦБИ" производит добычу песка для строительных работ на месторождениях "Островское" (паспорт N от 04.03.2019) в Выборгском районе Ленинградской области, а также на карьерах "Воронцовское" и "Воронцовское-2" ( сайт ООО "ЦБИ" http://cbi.spb.ru/), тогда как информацией, размещенной на официальном сайте Российского федерального геологического фонда https://www.rfgf.ru/ географическое расположение указанных месторождений, свидетельствует о том, что на данных месторождениях добыча морского песка осуществляться не может;
- АО "ЛСР.Базовые" в письме от 05.03.2019 N 02/1-2-0387 подтвердило, что является единственным производителем в Северо-Западном федеральном округе, имеющим действующие лицензии на добычу песка строительного морского (песка морского обогащенного) на месторождениях Финского залива.
Совокупность вышеуказанных сведений позволила аукционной комиссии организатора торгов сделать вывод о том, что ООО "ЦБИ" не осуществляет добычу морского строительного песка, как следствие, ООО "ЭРГО" не может поставить морской песок данного производителя. При наличии у экспертов вышеназванной информации прямой ответ ООО "ЦБИ" об отсутствии возможности добычи песка строительного (морского) не является значимым, на чем настаивает Управление.
С учетом изложенного, в виду несоответствия заявки ООО "ЭРГО" требованиям, указанным в аукционной документации, Организатор торгов правомерно отклонил указанную заявку на основании пункта 4.3.16.9 части 1 Документации об аукционе.
У суда кассационной инстанции нет оснований к иной оценке существа спорных правоотношений, поскольку выводы судов отвечают требованиям материального и процессуального закона, критериям относимости, допустимости, достоверности и достаточности доказательств в их совокупности и взаимной связи (статья 71 АПК РФ).
Суд округа также отмечает, что в оспариваемом решении УФАС как на нарушение пункта 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ указано на предъявление организатором торгов к участникам закупки требований, которые не указаны в документации о закупке. Однако такое вменение голословно и ничем не подтверждено.
При изложенных обстоятельства и доказательствах, оспариваемые решение и предписание УФАС нельзя счесть обоснованными; они не соответствует закону, нарушают права и законные интересы Предприятия в экономической сфере.
Поскольку материалы дела исследованы судами полно и всесторонне, их выводы соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется (статьи 286 - 288 АПК РФ).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.12.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2020 по делу N А56-75538/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пунктам 2 и 9 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе, требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке; требования к участникам такой закупки.
При этом согласно части 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В силу части 4 статьи 3.2 Закона N 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.
...
Суд округа также отмечает, что в оспариваемом решении УФАС как на нарушение пункта 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ указано на предъявление организатором торгов к участникам закупки требований, которые не указаны в документации о закупке. Однако такое вменение голословно и ничем не подтверждено."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 января 2021 г. N Ф07-13418/20 по делу N А56-75538/2019
Хронология рассмотрения дела:
15.01.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-13418/20
03.09.2020 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-1431/20
06.12.2019 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-75538/19
31.10.2019 Определение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-75538/19