15 января 2021 г. |
Дело N А05-1697/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Аникиной Е.А., Мунтян Л.Б.,
при участии от федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 14 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области" Клюквиной Е.В. (доверенность от 28.12.2020),
рассмотрев 11.01.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 14 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 22.06.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2020 по делу N А05-1697/2020,
УСТАНОВИЛ:
Северное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, адрес: 163000, г. Архангельск, Троицкий пр., д. 14, ОГРН 1042900024562, ИНН 2901127831 (далее - Управление), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 14 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области", адрес: 165115, Архангельская обл., Вельский р-н, д. Горка-Муравьевская, ул. Спецгородок, д. 1А, ОГРН 1022901218010, ИНН 2907001458 (далее - Учреждение), о взыскании 582 404 руб. 22 коп., в том числе: 477 524 руб. 03 коп. платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС) (за размещение отходов производства) за 2016 год, 104 880 руб. 19 коп. пени, начисленных за несвоевременное внесение платы за НВОС (за размещение отходов производства) за 2016 год (по состоянию на 11.06.2020) (с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
Решением суда первой инстанции от 22.06.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 07.09.2020, заявленные требования удовлетворены частично: с Учреждения в доход бюджетов Российской Федерации взыскано 267 117 руб. 72 коп., в том числе: 219 014 руб. 78 коп. платы за НВОС (за размещение отходов производства) за 2016 год, 48 102 руб. 94 коп. пени за несвоевременное внесение платы за НВОС (за размещение отходов производства) за 2016 год. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Учреждение просит отменить состоявшиеся судебные акты в части взыскания, отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на то, что срок контроля за исчислением платы истек, Управлением не составлен акт контроля за исчислением платы по форме, утвержденной письмом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 27.03.2017 N АА-06-02-36/6198 "О формах документов".
В судебном заседании представитель Учреждения поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Управление о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом, однако своего представителя в судебное заседание не направило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Учреждение в спорный период осуществляло деятельность, оказывающую НВОС. Учреждение 06.03.2017 представило в Управление декларацию, согласно которой плата за НВОС в части размещения отходов составила 0 руб.
В связи с отсутствием в указанной декларации расчета суммы платы за размещение отходов производства и потребления Управление направило ответчику требование от 16.08.2017, в котором сообщило о выявленном нарушении и предложило представить уточненную декларацию за НВОС за 2016 год с учетом выявленных замечаний.
Учреждение 30.08.2017 представило в Управление уточненную декларацию N 1 по плате за НВОС за 2016 год, в которой не исчислена плата за НВОС в части размещения отходов.
Управление 27.09.2017 вновь направило ответчику требование, в котором указало на отсутствие страницы 2 раздела 3 "Расчет суммы платы за размещение отходов производства и потребления", на неправомерное включение отходов в столбец 11 раздела 3 декларации "передача твердых коммунальных отходов", а также на несоответствие объема "отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ", указанного в декларации, объему, указанному в представленной статистической отчетности 2-тп - отходы за 2016 год.
Учреждение 16.10.2017 представило уточненную декларацию N 2 по плате за НВОС за 2016 год, согласно которой плата за НВОС в части размещения отходов составила 0 руб.
Посчитав неисчисление платы за НВОС за 2016 год нарушением, Управление рассчитало плату за НВОС за 2016 год в размере 477 524 руб. 03 коп. и направило ответчику требования от 30.12.2019 N 07-02-01/7777, N 07-02-01/7778, которыми предложило уплатить задолженность по плате за НВОС в части размещения отходов производства за 2016 год и пени за нарушение сроков уплаты в течение десяти календарных дней с момента получения требования.
Учреждение задолженность не оплатило, что послужило основанием для обращения Управления в арбитражный суд.
Суд первой инстанции частично удовлетворил заявленные требования.
Суд апелляционной инстанции с позицией суда первой инстанции согласился.
Суд кассационной инстанции, изучив доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Суды первой и апелляционной инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь статьями 1, 3, 16, пунктом 1 статьи 16.1, пунктом 1 статьи 16.2, пунктом 13 статьи 16.3, пунктами 2, 3 статьи 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ), положениями части 10 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации", введенной Федеральным законом от 31.12.2017 N 503-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", пришли к обоснованному выводу о том, что Учреждение, являясь юридическим лицом, деятельность которого оказывает НВОС, обязано вносить плату за НВОС.
Судами установлено, что Учреждение в декларации и уточненных декларациях о плате за НВОС в 2016 году не отразило образование и размещение собственных отходов, за которые подлежит исчислению плата за НВОС. Как следует из раздела 3 декларации, у Учреждения образовались следующие отходы: мусор и смет уличный; мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный); отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ; отходы асбеста в кусковой форме; отходы кухонь и предприятий общественного питания; отходы потребления на производстве, подобные коммунальным; пыль (порошок) абразивные от шлифования черных металлов с содержанием металла менее 50 процентов; шлак сварочный; абразивные круги отработанные, лом; золошлаковая смесь от сжигания углей практически неопасная; лом и отходы изделий из полистирола незагрязненные; лом и отходы черных металлов загрязненные; лом изделий из стекла; обрезки и обрывки смешанных тканей; остатки и огарки стальных сварочных электродов; отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами; отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности делопроизводства; отходы изолированных проводов и кабелей; отходы производства круглых лесоматериалов; прочие резиновые изделия, утратившие потребительские свойства, незагрязненные.
Указанные отходы Учреждение включило в столбец 11 раздела 3 декларации "передано оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами".
Согласно кодам отходов, предусмотренным Федеральным классификационным каталогом отходов (далее - ФККО), действующим в 2016 году и утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 18.07.2014 N 445, к твердым коммунальным отходам относятся следующие отходы с кодами блоков: 7 31 100 00 00 0 - отходы от жилищ, 7 31 200 00 00 0 - отходы от уборки территории городских и сельских поселений, 7 31 300 00 00 0 - растительные отходы при уходе за газонами, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками, 7 31 900 00 00 0 - прочие твердые коммунальные отходы.
Из перечисленных в столбце 11 раздела 3 декларации в соответствии с ФККО, действующим в 2016 году, к твердым коммунальным отходам относятся следующие отходы с кодами блоков: мусор от офисных и бытовых помещений (код 7 31 200 01 724); мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (код 7 33 100 01 72 4), отходы потребления на производстве, подобные коммунальным (код 7 33 000 00 00 0).
Таким образом, суды посчитали, что у Учреждения отсутствовала обязанность вносить плату за НВОС за 2016 год в части размещения твердых коммунальных отходов в заявленном Управлением размере.
Как заключено судами, взыскание с Учреждения платы за НВОС за 2016 год в части размещения твердых коммунальных отходов в размере 258 509 руб. 25 коп. (в том числе 12 145 руб. 69 коп. (мусор и смет уличный); 219 372 руб. 78 коп. (мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный); 26 990 руб. 78 коп. (отходы потребления на производстве, подобные коммунальным) является неправомерным.
При этом суды посчитали, что при размещении отходов, которые не могут быть отнесены к твердым коммунальным отходам, Учреждение является плательщиком платы за НВОС за 2016 год. Судами двух инстанций при проверке правомерности заявленных требований по представленным в дело доказательствам и пояснениям сторон учтены состав и свойства отходов.
Согласно расчету суда первой инстанции, не оспоренному по арифметической правильности сторонами, плата за НВОС в 2016 году составляет 219 014 руб. 78 коп.
С учетом частичного взыскания долга пени за период с 02.03.2017 по 11.06.2020 подлежат взысканию в размере 48 102 руб. 94 коп. Произведенный судом первой инстанции расчет пени по правильности не оспорен.
Довод Учреждения об истечении срока контроля, установленного пунктом 37 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 (далее - Правила N 255), являлся предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и правомерно ими отклонен.
Судами установлено, что по факту выявления ошибок в представленной Учреждением декларации Управление неоднократно направляло требования о представлении пояснений и внесении исправлений в декларацию.
Согласно запросам по уточнению исчисленных сумм платы за НВОС за 2016 год, в том числе за размещение отходов производства от 16.08.2017 и от 27.09.2017, Учреждением были представлены уточненная декларация по плате за НВОС за 2016 год (N 1) и уточненная декларация по плате за НВОС в 2016 году (N 2). При этом письмом от 15.11.2017 Управление вновь сообщило ответчику о выявленных в уточненной декларации (N 2) замечаниях.
Ввиду бездействия Учреждения по уточнению исчисленных сумм платы за НВОС в 2016 году и отсутствия исчисленной суммы платы за размещение отходов производства в представленной уточненной декларации (N 2) Управлением за соответствии с пунктом 46 Правил N 255 доначислена сумма платы за НВОС и пени.
Согласно пункту 47 Правил N 255 при неисполнении в течение 10 календарных дней лицом, обязанным вносить плату, требования, указанного в пункте 46 настоящих Правил, администратор платы начинает процедуру взыскания платы в судебном порядке.
При этом судами учено, что исходя из пункта 1 статьи 196, пункта 2 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 3 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ, иски о взыскании задолженности по плате за НВОС могут быть предъявлены в течение трех лет со дня истечения срока для внесения платы за НВОС за отчетный период. Таким образом, срок предъявления в суд требований о взыскании задолженности и пени Управлением не нарушен. Ссылаясь на нарушение срока контроля за исчислением платы и отсутствие акта контроля за исчислением платы по установленной форме, Учреждение не отрицает, что приводимый им срок не является пресекательным. Нарушение данного срока и несоставление акта контроля за исчислением не отменяют обязанности плательщика по внесению платы, исчисляемой в определенном законом порядке, не служат основанием к отказу в заявленных требованиях при соблюдении срока исковой давности и доказанности правомерности взысканных судами сумм.
В связи с изложенными обстоятельствами следует согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций об удовлетворении заявленных требований в обжалуемой Учреждением части.
В части отказа в удовлетворении заявленных требований судебные акты не обжалуются.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным ими обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, нарушений норм материального и процессуального права судами не допущено. Доводы кассационной жалобы, по существу, направлены на переоценку доказательств по делу и установленных судами двух инстанций фактических обстоятельств, что в полномочия суда кассационной инстанции не входит (часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ). Основания для изменения либо отмены обжалованных судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 22.06.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2020 по делу N А05-1697/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 14 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.