18 января 2021 г. |
Дело N А56-45378/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Васильевой Е.С., судей Корабухиной Л.И., Родина Ю.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Канавара Трейдинг" Болотина В.Ф. (доверенность от 15.06.2020), от Балтийской таможни Деминой Д.А. (доверенность от 30.12.2020 N 05-10/44872),
рассмотрев 18.01.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Балтийской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.03.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2020 по делу N А56-45378/2019,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Канавара Трейдинг", адрес: 196084, Санкт-Петербург, Новорощинская ул., д. 4, лит. А, оф. 708, ОГРН 1147847235612, ИНН 7810926233 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконными уведомлений Балтийской таможни, адрес: 198184, Санкт-Петербург, Канонерский остров, д. 32-А, ОГРН 1037811015879, ИНН 7830002014 (далее - Таможня), от 14.01.2019 о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, процентов и пени N 10216000/Ув2019/0000160, 10216000/Ув2019/0000164, 0216000/Ув2019/0000165, 10216000/Ув2019/0000154, 10216000/Ув2019/0000162 и признании незаконными действий Таможни по принудительному взысканию по указанным уведомлениям и обязании Таможни устранить допущенные нарушения путем зачета Обществу излишне взысканных по указанным уведомлениям платежей.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.03.2020, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2020, заявление удовлетворено в полном объеме.
В кассационной жалобе Таможня, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, а также на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и нарушение ими норм процессуального права, просит обжалуемые судебные акты отменить и принять новый судебный акт, которым в удовлетворении заявления отказать.
Податель жалобы обращает внимание суда кассационной инстанции на то, что оспариваемые в рамках настоящего дела уведомления были приняты во исполнение решений по результатам камеральной таможенной проверки и принятых решений о классификации товара по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) N РКТ-10216000-18/001124 - РКТ 10216000-18/001129, в результате чего Таможней была изменена ставка ввозной таможенной пошлины. В таком случае, по мнению Таможни, суды, признав законными решения таможенного органа, послужившие основанием для доначисления таможенных платежей, не имели оснований для признания незаконными оспариваемых уведомлений.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить ее без удовлетворения, считая принятые по делу судебные акты законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Таможни поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что Общество ввезло на таможенную территорию Евразийского экономического союза и представило к таможенному оформлению следующие товары:
по декларации на товары (далее - ДТ) N 10216110/291216/0071374 (товар N 1): "отпариватель ручной электрический бытовой", предназначен для отпаривания текстильных материалов с помощью выделяемого пара (напряжение 220/230/230 В, частота 50/60 Гц), не военного назначения; пароочиститель бытовой в комплекте с принадлежностями; производитель "СIХI ORSEN STAINLESS STEEL PRODUCTS CO., LTD", товарный знак KITFORT; артикул КТ-908, количество 828 шт.;
по ДТ N 10216110/291216/0071374 (товар N 2): "отпариватель ручной электрический бытовой", предназначен для отпаривания текстильных материалов, с помощью выделяемого пара (напряжение 220/230/230 В, частота 50/60 Гц), не военного назначения; пароочиститель бытовой в комплекте с принадлежностями; производитель "СIХI ORSEN STAINLESS STEEL PRODUCTS CO., LTD", товарный знак KITFORT; артикул КТ-909, количество 300 шт.;
по ДТ N 10216110/211216/0069873 (товар N 1): приборы электрические бытового назначения, ручные с насадками, предназначены для отпаривания текстильных материалов и уборки дома, с помощью выделяемого пара:
1) отпариватель, производитель "ZHEJIANG HUAGUANG ELECTRIC APPLIANCE GROUP CO., LTD", товарный знак KITFORT, артикул КТ-915, модель КТ-915, количество 500 шт.;
2) паровая швабра, производитель "ZHEJIANG HUAGUANG ELECTRIC APPLIANCE GROUP CO., LTD", товарный знак KITFORT, артикул КТ-1002-1, модель КТ-1002-1, количество 500 шт.;
3) паровая швабра, производитель "ZHEJIANG HUAGUANG ELECTRIC APPLIANCE GROUP CO., LTD", товарный знак KITFORT, артикул КТ-1002-2, модель КТ-1002-2, количество 500 шт.;
по ДТ N 10216110/050117/0000354 (товар N 1): приборы электрические бытового назначения, отпариватели ручные, в комплекте с принадлежностями, предназначены для отпаривания текстильных материалов с помощью выделяемого пара (давление пара 1,5 БАР, напряжение 220 В, частота 50 Гц):
1) отпариватель, производитель "ZHEJIANG HUAGUANG ELECTRIC APPLIANCE GROUP CO., LTD", товарный знак KITFORT, модель КТ-915, количество 500 шт.;
2) отпариватель, производитель "ZHEJIANG HUAGUANG ELECTRIC APPLIANCE GROUP CO., LTD", товарный знак KITFORT, модель КТ-913, количество 462 шт.;
по ДТ N 10216110/031215/0064378 (товар N 1): отпариватель ручной электрический бытовой с насадками, предназначен для отпаривания текстильных материалов с помощью выделяемого пара (давление пара 1,5 БАР, напряжение 220/230 В, частота 50/60 Гц):
1) отпариватель, производитель "SHANGHAI POVOS ELECTRIC WORKS CO., LTD", товарный знак KITFORT, модель КТ-907, количество 300 шт.;
2) отпариватель, производитель "ZHEJIANG HUAGUANG ELECTRIC APPLIANCE GROUP CO., LTD", товарный знак KITFORT, модель КТ-915, количество 250 шт.;
3) отпариватель, производитель "CUORI ELECTRICAL APPLIANCES (GROUP) CO., LTD", товарный знак KITFORT, артикул КТ-902, количество 110 шт.;
4) отпариватель, производитель "CUORI ELECTRICAL APPLIANCES (GROUP) CO., LTD", товарный знак KITFORT, артикул КТ-901, количество 268 шт.;
по ДТ N 10216110/050117/0000353 (товар N 1): паровая швабра электрическая бытовая, с насадками, предназначен для очистки различных поверхностей (полы и стены из керамической плитки и гранита, некоторые виды ковров и др.) с помощью выделяемого пара, (рабочее давление пара 1 БАР, напряжение 220 В, частота 50 ГЦ, мощность 1300 ВТ, объем резервуара для воды 0,35 л), нагревательный элемент не содержит драгоценных металлов и камней (не военного назначения):
1) паровая швабра производитель "CUORI ELECTRICAL APPLIANCES (GROUP) CO., LTD", товарный знак KITFORT, модель КТ-1001, количество 1654 шт.
В графе 33 ДТ Обществом заявлен код товара по единой ТН ВЭД ЕАЭС 8424 30 900 0 "Механические устройства (с ручным управлением или без него) для метания, разбрызгивания или распыления жидкостей или порошков; огнетушители заряженные или незаряженные; пульверизаторы и аналогичные устройства; пароструйные или пескоструйные и аналогичные метательные устройства: - машины пароструйные или пескоструйные и аналогичные метательные устройства: -- машины прочие: --- прочие", ставка ввозной таможенной пошлины - 0%, налог на добавленную стоимость (далее - НДС) - 18%.
После выпуска товара таможенным органом проведена камеральная таможенная проверка Общества по вопросу контроля достоверности кода ТН ВЭД ЕАЭС товаров, заявленных в вышеназванных ДТ.
По результатам камеральной проверки Таможня пришла к выводу, что заявленный декларантом код подлежит изменению, ввезенные товары надлежит классифицировать кодом ТН ВЭД ЕАЭС 8516 79 700 0 "Электрические водонагреватели проточные или накопительные (емкостные), электронагреватели погружные; электрооборудование обогрева пространства и обогрева грунта, электротермические аппараты для ухода за волосами (например, сушилки для волос, бигуди, щипцы для горячей завивки) и сушилки для рук; электроутюги; прочие бытовые электронагревательные приборы; электрические нагревательные сопротивления, кроме указанных в товарной позиции 8545: - приборы электронагревательные: -- прочие: --- прочие". Ставка ввозной таможенной пошлины - 10%, ставка НДС - 18%.
Таможенным органом составлен акт от 23.05.2018 N 10210000/210/230518/А000029 в котором отражено, что Обществом заявлены недостоверные сведения о классификационном коде ТН ВЭД ЕАЭС товаров, задекларированных по ДТ N 10216110/031215/0064378 (товар N 1), 10216110/050117/0000353 (товар N 1), 10216110/050117/0000354 (товар N 1), 10216110/211216/0069873 (товар N 1), 10216110/291216/0071374 (товар N 1,2), повлиявшие на размер причитающихся к уплате таможенных платежей.
На основании материалов проверки Балтийской таможней приняты решения от 26.11.2018 N РКТ-10216000-18/001124 - РКТ-10216000-18/001129, в соответствии с которыми спорный товар классифицирован по коду ТН ВЭД ЕАЭС 8516 79 700 0 как "бытовой электронагревательный прибор", ставка таможенной пошлины 10%.
Изменение классификационного кода повлекло начисление ввозной таможенной пошлины, увеличение таможенных платежей, в связи с чем Таможня направила в адрес Общества уведомления от 14.01.2019 о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, процентов и пени N 10216000/Ув2019/0000160, 10216000/Ув2019/0000164, 0216000/Ув2019/0000165, 10216000/Ув2019/0000154, 10216000/Ув2019/0000162 на общую сумму 1 151 958 руб. 86 коп.
Позднее, Таможней приняты решения от 14.02.2019 N 10216000/140219/ЗАвЗ-30, 10216000/140219/ЗАвЗ-33, 10216000/140219/ЗАвЗ-32, 10216000/140219/ЗАвЗ-31, которыми произведен зачет внесенных Обществом авансовых платежей в счет погашения задолженности по уведомлениям N 10216000/Ув2019/0000164, 0216000/Ув2019/0000165, 10216000/Ув2019/0000154, 10216000/Ув2019/0000162.
Не согласившись с уведомлениями от 14.01.2019 о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, процентов и пени Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции заявление Общества удовлетворил.
Суд апелляционной инстанции выводы суда первой инстанции поддержал.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Подпунктом 5 пункта 2 статьи 181 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС, в редакции, действовавшей в спорный период), при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары, в которой указываются основные сведения, в том числе классификационный код товаров по ТН ВЭД.
В соответствии со статьей 52 ТК ТС товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по ТН ВЭД. Проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы. В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов Таможенного союза.
В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов Евразийского экономического союза.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 утверждены Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза, которым установлены Основные правила интерпретации ТН ВЭД (далее - ОПИ ТН ВЭД).
При этом выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности).
Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с ОПИ ТН ВЭД.
Согласно Правилу 1 ОПИ ТН ВЭД для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с Правилами 2(а), 2(б), 3(а), 3(б), 3(в), 4, 5 и 6 ОПИ ТН ВЭД.
Классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также положениями ОПИ ТН ВЭД при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное (правило 6 ОПИ ТН ВЭД).
Учитывая изложенное, классификация должна осуществляться в первую очередь в соответствии с текстами товарных позиций или примечаний к разделам и группам, причем наименование товарных позиций и примечания имеют одинаковый статус. Дальнейшую классификацию после того, как определена соответствующая товарная позиция, устанавливает правило ОПИ ТН ВЭД 6, согласно которому классификация осуществляется в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям.
Порядок применения ОПИ ТН ВЭД определен Разделом III Положения о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 522 (далее - Положение).
Исходя из содержания пунктов 5 и 6 указанного Положения следует, что ОПИ ТН ВЭД предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодированной на необходимом уровне, и применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно.
Пунктом 7 этого же Положения определена последовательность действий до достижения необходимого уровня классификации.
Так, при классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС вначале определяется товарная позиция, затем субпозиция исходя из текстов товарных позиций (субпозиций), соответствующих примечаний к разделам и группам (ОПИ 1), а при определении субпозиции учитываются также примечания к субпозициям (ОПИ 6).
В рассматриваемом случае судами установлено, что при таможенном декларировании товаров, сведения о которых заявлены в ДТ N 10216110/031215/0064378 (товар N 1), 10216110/050117/0000353 (товар N 1), 10216110/050117/0000354 (товар N 1), 10216110/211216/0069873 (товар N 1), 10216110/291216/0071374 (товар N 1,2), Обществом в графе 33 ДТ заявлен код товара по единой ТН ВЭД ЕАЭС 8424 30 900 0 "Механические устройства (с ручным управлением или без него) для метания, разбрызгивания или распыления жидкостей или порошков; огнетушители заряженные или незаряженные; пульверизаторы и аналогичные устройства; пароструйные или пескоструйные и аналогичные метательные устройства: - машины пароструйные или пескоструйные и аналогичные метательные устройства: -- машины прочие: --- прочие", ставка ввозной таможенной пошлины - 0%.
Материалами дела подтверждается, что в ходе камеральной проверки Таможня пришла к выводу, что заявленный Обществом код подлежит изменению и спорные товары надлежит классифицировать кодом ТН ВЭД ЕАЭС 8516 79 700 0 "Электрические водонагреватели проточные или накопительные (емкостные), электронагреватели погружные; электрооборудование обогрева пространства и обогрева грунта, электротермические аппараты для ухода за волосами (например, сушилки для волос, бигуди, щипцы для горячей завивки) и сушилки для рук; электроутюги; прочие бытовые электронагревательные приборы; электрические нагревательные сопротивления, кроме указанных в товарной позиции 8545: - приборы электронагревательные: -- прочие: --- прочие"; ставка ввозной таможенной пошлины - 10%..
Из Пояснений к ТН ВЭД ЕАЭС следует, что к группе 84 при условии соблюдения общих положений к разделу XVI в данную группу включаются все оборудование и механические устройства и их части, не включенные более конкретно в группу 85.
В товарные позиции 8402 - 8424 включаются другие машины и устройства, классифицируемые главным образом по их функциям независимо от отрасли промышленности, в которой они применяются.
В данную товарную позицию, в том числе, включаются машины и устройства для метания, разбрызгивания или распыления пара, жидкостей или твердых материалов (например, песка, порошков, гранул, щебня или металлических абразивов) в виде струи, дисперсии (капельной или нет) или брызг.
Код 8424 30 900 0 ТН ВЭД предусмотрен для механических устройств (с ручным управлением или без него) для метания, разбрызгивания или распыления жидкостей или порошков; огнетушителей заряженных или незаряженных; пульверизаторов и аналогичных устройств; пароструйных или пескоструйных и аналогичных метательных устройств: машин пароструйных или пескоструйных и аналогичных метательных устройств: -- машин прочих: --- прочих.
В разделе (В) "Пароструйные или пескоструйные машины и аналогичные метательные устройства" Пояснений к товарной позиции 8424 ТН ВЭД ЕАЭС разъяснено, что пескоструйные и им подобные машины часто имеют тяжелую конструкцию и иногда включают в себя компрессоры. Они используются для удаления окалины или очистки металлических изделий, для травления или создания матовой поверхности на стекле, камне и других материалах путем воздействия на изделия струями высокого давления, содержащими песок, металлический абразив и т.д. Они обычно оборудуются пылеуловителями для удаления остатков песка и пыли. В данную товарную позицию также включаются пароструйные устройства, которые используются, например, для обезжиривания обработанных металлических поверхностей и т.д.
Из Пояснений к группе 85 следует, что в данную группу включаются все электрические машины и оборудование, кроме машин и оборудования, входящих в группу 84, которые классифицируются там, даже если они электрические.
Данная группа включает некоторые машины и устройства, работа которых основана на свойствах и явлениях, связанных с электричеством, таких как электромагнитные явления, тепловые свойства и т.д. (товарные позиции 8505, 8511 - 8518, 8525 - 8531 и 8543).
Между тем, в указанную группу включаются только определенные типы электротермического оборудования, например, печи и т.д. (товарная позиция 8514), электрооборудование обогрева пространства, бытовые приборы и т.д. (товарная позиция 8516).
В соответствии с текстом товарной позиции 8516 ТН ВЭД ЕАЭС в нее включаются прочие бытовые электронагревательные приборы.
Раздел Д Пояснений говорит о том, что к товарной позиции 8516 ТН ВЭД ЕАЭС к прочим бытовым электронагревательным приборам относятся все электротермические машины и приспособления при условии, что они, как правило, применяются в быту. Перечень приборов отражен далее (микроволновые печи, пароварки, нагреватели для бутылок), из описания которых можно выделить общие классифицирующие признаки: прибор должен быть электротехническим; прибор должен выполнять в качестве основной функции нагрев среды, посредством использования свойств электричества (электротермический прибор), в том числе может включать водонагреватель; прибор предназначен для бытовой области применения.
В настоящем случае судами установлено, что в соответствии с технической документацией, представленной в сети Интернет на официальном сайте марки KITFORT (www.kitfort.ru), а также технической документацией, имеющейся в распоряжении Таможни, товары, задекларированные Обществом по вышеуказанным ДТ, предназначены для домашнего применения в целях обработки паром:
- одежды, штор, обивки мебели ("Отпариватель КТ-901", "Отпариватель КТ-902", "Отпариватель КТ-907", "Отпариватель КТ-913", "Отпариватель КТ-915");
- пола, ковров, обивки мебели ("Паровая швабра КТ-1002-1, КТ-1002-2");
- пола, ковров и ковровых покрытий, одежды и тканей ("Паровая швабра КТ1001");
- пола, стен, окон, зеркал, сантехники, автомобилей, мотоциклов, велосипедов, одежды и тканей ("Пароочиститель КТ-908", "Пароочиститель КТ-909").
То есть, используя горячий пар, образующийся в результате нагревания воды (с помощью нагревательного элемента), данные устройства очищают различные поверхности, обеспечивают деликатное глажение вещей.
При этом в руководствах по эксплуатации данных товаров указано, что указанные приборы являются бытовыми, следовательно относятся к электронагревательным приборам, применяемым в быту.
Принимая во внимание руководства по эксплуатации задекларированных Обществом спорных товаров, суды пришли к выводу о том, что указанные товары представляют собой электрические отпариватели для одежды, предназначенные для бытового использования, а также электрические бытовые отпариватели (паровые швабры).
В соответствии с Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 11.05.2017 N 51 "О классификации бытового отпаривателя для одежды в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза" бытовой отпариватель для одежды, представляющий собой электрический прибор с напряжением питания переменного тока 220-240 Вт, оснащенный блоком управления, резервуаром для воды со встроенным электронагревательным элементом мощностью от 1500 до 2000 Вт, телескопической стойкой вертикального типа, пароподающим шлангом с насадками, предназначенный для разглаживания одежды паром, поступающим из резервуара по пароподающему шлангу за счет нагревания воды до температуры кипения, в соответствии с ОПИ ТН ВЭД ЕАЭС 1 классифицируется в товарной позиции 8516 единой ТН ВЭД ЕАЭС.
Посчитав, что в данном случае спорные товары по принципу работы и области применения не отличаются принципиально от бытового отпаривателя для одежды, описанного в Решении Коллегии Евразийской экономической комиссии от 11.05.2017 N 51 "О классификации бытового отпаривателя для одежды в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза" (далее - Решение N 51), суды согласились с выводами Таможни о необходимости классификации спорного товара по коду 8516 79 700 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
Поскольку изменение классификационного кода привело к увеличению размера подлежащих уплате таможенных платежей, Таможня направила в адрес Общества уведомления от 14.01.2019 о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, процентов и пени N 10216000/Ув2019/0000160, 10216000/Ув2019/0000164, 0216000/Ув2019/0000165, 10216000/Ув2019/0000154, 10216000/Ув2019/0000162.
При этом суды обратили внимание на следующее.
Правовое регулирование таможенных отношений в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами, входящими согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации в ее правовую систему, и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.
К числу указанных международных договоров, в частности, относятся Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее - Договор) и Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС).
Договором и ТК ЕАЭС прямо не определены правила действия во времени решений Комиссии о классификации отдельных видов товаров, включая решения, изменяющие (уточняющие) ранее занятые Комиссией подходы по классификации.
При этом, пунктом 17 Положения о Евразийской экономической комиссии (Приложение N 1 к Договору) предусмотрено, что решения Комиссии, ухудшающие положение физических и (или) юридических лиц, обратной силы не имеют.
В решениях Конституционного Суда Российской Федерации неоднократно указывалось, что правовая определенность обеспечивается действием запрета придания обратной силы законам, ухудшающим положение граждан и юридических лиц (постановления от 24.10.1996 N 17-П, от 30.01.2001 N 2-П, от 28.02.2006 N 2-П и др.), применением ранее установленных условий реализации прав и свобод на основе принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства (постановления от 24.05.2001 N 8-П, от 29.01.2004 N 2-П, от 20.04.2010 N 9-П, от 20.07.2011 N 20-П, от 27.03.2012 N 8-П и др.).
Пунктом 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" (далее - Постановление N 49) разъяснено, что в случае возникновения коллизии между регулирующими таможенные отношения нормами права Союза (статья 6 Договора, пункт 2 статьи 1 Таможенного кодекса) и положениями законодательства Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации применению подлежит право Союза. В то же время коллизионный приоритет права Союза не может приводить к нарушению прав и свобод граждан (организаций), гарантированных Конституцией Российской Федерации. В частности, при применении актов Союза, которые устанавливают (изменяют, прекращают) права и обязанности участников таможенных отношений, в том числе по уплате таможенных платежей и использованию льгот по уплате таможенных платежей, должны учитываться принципы поддержания доверия к закону и действиям государства, недопустимости придания обратной силы новому таможенному регулированию, ухудшающему положение участников внешнеэкономической деятельности.
В связи с этим, например, при применении решений Комиссии о классификации отдельных видов товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД), с учетом положений статей 34 (часть 1), 35 (часть 1), 54 (часть 1) и 57 Конституции Российской Федерации судам следует исходить из того, что в случае изменения Комиссией ранее сложившейся в Российской Федерации устойчивой практики классификации соответствующих товаров, выраженной в предварительных решениях по классификации товаров, срок действия которых не истек, решениях и разъяснениях по классификации отдельных видов товаров, принятых в соответствии с пунктом 6 статьи 21 Таможенного кодекса, и (или) в судебной практике, обязанность по дополнительной уплате таможенных пошлин, налогов на основании решения Комиссии не может быть возложена таможенными органами на участников внешнеэкономической деятельности, осуществивших уплату таможенных платежей при выпуске товаров до издания Комиссией таких изменений в соответствии с ранее существовавшей практикой и добросовестно полагавших, что обязанность по уплате таможенных платежей исполнена ими полностью.
Судами установлено, что в данном случае, из акта камеральной проверки от 23.05.2018 N 10210000/210/230518/А000029 следует, что таможенный орган руководствовался Решением N 51, которое было принято уже после таможенного оформления Обществом спорного товара и после уплаты Обществом таможенных платежей в соответствии с первоначально заявленным кодом ТН ВЭД ЕАЭС 8424 30 900 0.
При этом судами учтено, что камеральная проверка была инициирована таможней после вступления в силу Решения N 51 и что обоснованием отнесения Таможней спорных товаров к товарной позиции 8516 79 700 0 послужило именно Решение N 51, так как именно указанные в данном Решении технические характеристики стали основой для отнесения товаров Общества к товарной позиции 8516, а именно: бытовой отпариватель, представляющий собой электрический прибор с напряжением питания переменного тока 220-240 В, оснащенный резервуаром для воды со встроенным электронагревательным элементом мощностью от 1500 до 2000 Вт.
Судами также приняты во внимание период ввоза и таможенного декларирования Обществом спорного товара и практика применения таможенного законодательства в спорный период, в том числе, статистические данные, размещенные на официальном сайте Федеральной таможенной службы (http://www.customs.ru/opendata/7730176610-prereoklasstov/) в разделе "Открытые данные", свидетельствующие о том, что по аналогичным товарам, ввозимым в период 2015 - июнь 2017 (до вступления в силу Решения N 51), Таможней принимались решения о классификации товаров по коду ТН ВЭД ЕАЭС 8424 30 900 0 (более 100 предварительных решений).
Возражения Таможни со ссылкой на то, что в базе данных таможенного органа с 2015 года спорные товары классифицировались в товарной позиции 8516 ТН ВЭД ЕАЭС, судом кассационной инстанции приняты быть не могут, поскольку не подтверждены надлежащими доказательствами.
Суды также учли представленные Обществом сведения о том, что на территории Польши, Германии, Словении, Чехии, где были выданы классификационные решения, которые также свидетельствуют о существовании единообразной и непротиворечивой практики на территории Европейского Союза, о классификации таких товаров как: пароочиститель, паровая швабра по товарной позиции 8424 30 900 0, что подтверждается решениями о классификации, размещенными на сайте Европейской комиссии.
При этом суды отметили, что несмотря на то, что обязательность предварительных классификационных решений таможенного органа ограничена конкретными товарами, которые были ввезены получателем такого решения, иные участники внешнеэкономической деятельности могут руководствоваться ими, так как сами по себе предварительные решения являются официальным документом органа государственной власти, выражающим его позицию относительно классификации того или иного вида товаров (практики). Публикация и размещение на официальном сайте Федеральной таможенной службы предварительных классификационных решений свидетельствует о необходимости руководствоваться ими для выработки единообразной практики классификации.
С учетом разъяснений, изложенных в пункте 4 Постановления N 49 и принимая во внимание то, что до принятия Решения N 51 в Российской Федерации сложилась устойчивая практика классификации спорных товаров по коду 8424 30 900 0 ТН ВЭД, выраженная в предварительных решениях по классификации товаров и судебной практике, суды посчитали, что обязанность по дополнительной уплате таможенных пошлин в связи с принятием Решения N 51 не может быть возложена на Общество, осуществившее уплату таможенных платежей при выпуске товаров до издания Решения N 51 в соответствии с ранее существовавшей практикой и добросовестно полагавшее, что обязанность по уплате таможенных платежей исполнена им полностью.
При таком положении следует признать, что заявление Общества удовлетворено судами правомерно.
Приведенные таможенным органом в кассационной жалобе доводы не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права к конкретным обстоятельствам дела, не опровергают выводы судов и не подтверждают, что суды первой и апелляционной инстанций неполно и необъективно исследовали все имеющиеся в деле доказательства. Оснований для иной оценки доказательств, ставших предметом исследования судов, кассационная инстанция не усматривает.
С учетом изложенного кассационный суд не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов, поэтому кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.03.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2020 по делу N А56-45378/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу Балтийской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.С. Васильева |
Судьи |
Е.С. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.