18 января 2021 г. |
Дело N А56-6958/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 января 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кадулина А.В., судей Сапоткиной Т.И., Сергеевой И.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Фирма Санкт-Петербург - Девелопмент" - Серкиной А.А. (доверенность от 23.01.2020), от Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга - Бесовой Т.Ю. (доверенность от 30.12.2020),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фирма Санкт-Петербург - Девелопмент" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.06.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2020 по делу N А56-6958/2020,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Фирма Санкт-Петербург - Девелопмент" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга (далее - Комитет), выразившегося в невключении нежилого здания с кадастровым номером 78:34:0412005:1015 площадью 4 122,1 кв.м, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул. Парашютная, д. 39, лит. А, в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденный приказом Комитета от 23.12.2019 N 166-П (далее - Перечень).
Решением суда первой инстанции от 09.06.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 26.08.2020, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, считая, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, судебные акты приняты с нарушением норм материального права, просит решение и постановление отменить, удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Комитета, ссылаясь на их необоснованность, просил оставить жалобу без удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
В соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и статьей 1-1 Закона Санкт-Петербурга от 26.11.2003 N 684-96 "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон N 684-96) в Санкт-Петербурге в Перечень подлежат включению, в том числе нежилые помещения площадью свыше 1000 кв. м, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пунктам 3, 4 статьи 378.2 НК РФ фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади в указанных целях.
Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пунктам 3.7, 3.8 Положения о Комитете, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга 23.03.2016 N 207 "О мерах по совершенствованию контроля за использованием объектов недвижимости Санкт-Петербурга", в Санкт-Петербурге полномочиями по определению вида фактического использования зданий и помещений, а также определению на очередной налоговый период по налогу на имущество организаций перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, наделен Комитет.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18.08.2014 N 737 утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений (далее - Порядок).
Определение вида фактического использования объектов осуществляется Комитетом ежегодно до 20 декабря, предшествующего очередному налоговому периоду, в соответствии со списком объектов, предполагаемых к включению в определяемый на очередной налоговый период Перечень на основании результатов определения вида фактического использования в соответствии с Порядком.
Согласно пунктам 5, 6, 7 Порядка на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости и документах технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости, Комитет формирует список и размещает его на официальном сайте Комитета в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее чем за пять дней до даты начала проведения обследования объектов, указанных в списке. Вид фактического использования объектов, указанных в списке, определяется Комитетом на основании результатов их обследований, проводимых сотрудниками Комитета в соответствии с утвержденным им порядком.
Информация о результатах определения вида фактического использования объекта, полученных по итогам обследования, проведенного в соответствии с пунктом 6 Порядка, размещается на официальном сайте Комитета в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее 10 октября года, предшествующего очередному налоговому периоду.
На основании распоряжения Комитета от 02.04.2018 N 7-р "Об утверждении Порядка определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" в ходе проведения обследования сотрудниками Комитета осуществляется фотосъемка (при необходимости видеосъемка), фиксирующая фактическое использование здания (строения, сооружения) и нежилого помещения, а также фотосъемка (при необходимости видеосъемка) информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в указанном здании (строении, сооружении) и нежилом помещении, указателей наименований улиц и номеров домов (при наличии), расположенных на зданиях (строениях, сооружениях), в которых осуществляются мероприятия по определению вида фактического использования. Результаты обследования отражаются в акте обследования здания (строения, сооружения) и помещения по форме согласно приложению к настоящему Порядку, который составляется должностными лицами, проводившими обследование, в срок не позднее пяти рабочих дней с даты его проведения.
Спорное здание принадлежит Обществу на праве собственности и, на основании заключенного договора аренды от 13.04.2018, передано арендатору под размещение технического центра усовершенствования автомобильных деталей. Доступ на территорию здания ограничен.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, основным видом деятельности расположенного в здании арендатора является производство автотранспортных средств; дополнительными видами деятельности: производство электрического оборудования для автотранспортных средств и иные виды деятельности, связанные с торговлей и обслуживанием автотранспорта.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости и техническим планом здание является техническим центром NTCE-R (Nissan Technical Centre Eurore - Russia), имеет назначение нежилое, обременено арендными отношениями с Обществом.
30.08.2019 в целях определения вида фактического использования указанного объекта Комитет провел его обследование, по результатам которого составлен акт от 30.08.2019 N 3695-ВФИ/С/2019.
Названным актом установлено, что объект используется для производственного, складского и иного назначения, вид фактического использования объекта не соответствует требованиям, установленным в статье 1-1 Закона N 684-96, следовательно, принадлежащее Обществу здание не подлежит включению в проект Перечня на 2020 год.
18.10.2019 Общество представило в Комитет возражения относительно результатов обследования объекта от 30.08.2019 и определения вида фактического использования площадей объекта, представив 25.10.2019 информацию о наличии гражданско-правовых отношений на объект и копии документов технического учета.
28.10.2019 в связи с представленными возражениями в целях определения вида фактического использования объекта Комитет провел повторное обследование.
Согласно акту от 28.10.2019 N 3695/1/С/2019, составленному по результатам проведенного должностными лицами Комитета повторного обследования, общая площадь здания составляет 4 204,2 кв. м; часть помещений 43-54 помещения 1-Н здания площадью 1 518,8 кв. м используется под техническую зону (зона тестирования, в которой испытывают работу отдельных узлов и агрегатов автомобилей; мойка автомобилей, обследуемых инженерами Общества; лаборатории; склад запчастей), что составляет 36,1% от общей площади здания.
Часть помещений 2-5, 7, 8, 10-21, 25, 27, 28, 32, 33, 61, 77, 79-82 помещения 1-Н здания площадью 1 555,7 кв. м используется под служебные кабинеты сотрудников Общества (конструкторы, инженеры, отдел по улучшению качества, отдел кадров, руководство Общества, пост охраны, переговорные и конференц-зал для сотрудников Общества, медицинский кабинет, серверная, столовая для сотрудников Общества), что составляет 37% от общей площади здания (фото N N 5-12, 25-30, 32, 33, 36).
Часть помещений 1, 6, 9, 22-24, 26, 29-31, 34-41, 59, 60, 62-76, 78 помещения 1-Н здания площадью 936 кв. м используется под места общего пользования (лестницы, коридоры, санузлы, душевые, комната отдыха, гардероб, холл, подсобное помещение), что составляет 22,3% от общей площади здания (фото N N 3, 4, 31, 34, 37, 38).
Часть помещений 42, 55-57 помещения 1-Н, часть помещения 1 помещения 2-Н, часть помещения 1 помещения 3-Н, часть помещения 1 помещения 4-Н здания площадью 193,7 кв. м используется под вспомогательные помещения, обеспечивающие деятельность здания (инженерное оборудование), что составляет 4,6% от общей площади здания. Доступ в здание ограничен.
Указанные данные подтверждаются представленными фотоматериалами, не противоречат сведениям, содержащимся в техническом плане здания, и по существу Обществом не оспариваются.
Таким образом, здание, принадлежащее Обществу на праве собственности, используется для целей обеспечения производственной деятельности арендатора. Исходя из этого Комитет не признал указанное здание офисным в смысле положений статьи 378.2 НК РФ) и статьей 1-1 Закона N 684-96 и не включил его в перечень.
Суд первой инстанции, отказывая в иске, исходил из того, что наличие в здании помещений кабинетов, в которых размещаются различные службы и сотрудники осуществляют свои трудовые обязанности, направленные на обеспечение общей производственной функции предприятия, не может определять цели фактического использования объекта в целом как офисного здания.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований суды обоснованно применили правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в апелляционном определении от 21.07.2016 N 5-АПГ16-42, апелляционном определении от 16.02.2017 N 5-АПГ16-116, определениях от 26.01.2017 N 5-АПГ16-107, от 19.01.2017 N 59-АПГ16-14, согласно которой использование здания или его части для размещения офисов подразумевает осуществление в данном здании самостоятельной деловой, административной или коммерческой деятельности, прямо или косвенно не связанной с обеспечением производственной деятельности предприятия и не являющейся определенным этапом такой деятельности.
В данном случае кабинеты сотрудников и залы для совещаний используются для обеспечения производственной деятельности предприятия -технического центра усовершенствования автомобильных деталей, а не для осуществления административной функции. Кроме того земельный участок с кадастровым номером 78:34:0412005:9, на котором расположено здание технического центра, имеет вид разрешенного использования: для размещения объектов транспорта, а не размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу об отсутствии у Комитета оснований для включения здания в Перечень.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает обжалуемые решение и постановление законными, обоснованными и не подлежащими отмене.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.06.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2020 по делу N А56-6958/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фирма Санкт-Петербург - Девелопмент" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Кадулин |
Судьи |
А.В. Кадулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Часть помещений 42, 55-57 помещения 1-Н, часть помещения 1 помещения 2-Н, часть помещения 1 помещения 3-Н, часть помещения 1 помещения 4-Н здания площадью 193,7 кв. м используется под вспомогательные помещения, обеспечивающие деятельность здания (инженерное оборудование), что составляет 4,6% от общей площади здания. Доступ в здание ограничен.
Указанные данные подтверждаются представленными фотоматериалами, не противоречат сведениям, содержащимся в техническом плане здания, и по существу Обществом не оспариваются.
Таким образом, здание, принадлежащее Обществу на праве собственности, используется для целей обеспечения производственной деятельности арендатора. Исходя из этого Комитет не признал указанное здание офисным в смысле положений статьи 378.2 НК РФ) и статьей 1-1 Закона N 684-96 и не включил его в перечень.
...
Отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований суды обоснованно применили правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в апелляционном определении от 21.07.2016 N 5-АПГ16-42, апелляционном определении от 16.02.2017 N 5-АПГ16-116, определениях от 26.01.2017 N 5-АПГ16-107, от 19.01.2017 N 59-АПГ16-14, согласно которой использование здания или его части для размещения офисов подразумевает осуществление в данном здании самостоятельной деловой, административной или коммерческой деятельности, прямо или косвенно не связанной с обеспечением производственной деятельности предприятия и не являющейся определенным этапом такой деятельности."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 января 2021 г. N Ф07-15298/20 по делу N А56-6958/2020