18 января 2021 г. |
Дело N А21-1552/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Аникиной Е.А., Толкунова В.М.,
рассмотрев 13.01.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Верхне-Прегольский порт" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 21.05.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2020 по делу N А21-1552/2020,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Верхне-Прегольский порт", адрес: 236001, Калининград, Московский пр., д. 300, ОГРН 1023900996008, ИНН 3906046578, (далее - ЗАО "Верхнее-Прегольский порт", Общество) обратилось в Ленинградский районный суд г. Калининграда с заявлением об изменении постановления Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области, адрес: 236007, Калининград, ул. Д. Донского, д. 1, ОГРН 1153926037165, ИНН 39-6976260 (далее - Министерство) от 17.10.2019 по делу N 118/19 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в части назначения наказания в виде 300 000 руб. штрафа, путем замены его на предупреждение.
Ленинградским районным судом г. Калининграда заявление Общества направлено на рассмотрение по подведомственности в Арбитражный суд Калининградской области; дело принято к производству под номером N А21-1552/2020.
Решением суда от 21.05.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 15.09.2020, постановление Министерства от 17.10.2019 о назначении административного наказания по делу N 118/19, в части назначения Обществу административного наказания по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере, превышающем 150 000 руб., отменено.
В кассационной жалобе Общество просит судебные акты отменить и принять по делу новое решение, поскольку само по себе бездействие, выразившееся в невыполнении условий Лицензионного соглашения КЛГ 80006 ТЭ от 11.11.2011 (непредставление в срок до 05.02.2019 Отчета по форме 5-ГР за 2018 год), без факта непосредственного использования обладателем лицензии недрами не образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ; по мнению подателя жалобы, в таком бездействии отсутствует как вина, так и событие правонарушения.
В обоснование своих доводов Общество указывает на неправильное применение судами норм материального права, неверную судебную оценку фактической стороны дела и имеющихся в деле доказательств, а также без учета выводов суда, изложенных в деле N А21-16457/2019.
Общество и Министерство, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, Обществу выдана лицензия КЛГ 80006 ТЭ от 11.11.2011 на право пользования недрами с целевым назначением и видами работ - попутная добыча торфа на месторождении "Семеновское" для последующей добычи песчано-гравийного материала на месторождении "Каштановка", расположенного в Гвардейском районе Калининградской области; дата окончания действия лицензии - 31.12.2023.
Неотъемлемой составной частью указанной лицензии является Лицензионное соглашение об условиях попутной добычи торфа на части месторождения "Семеновское", расположенного в пределах земельного и горного отводов месторождения песчано-гравийного материала "Каштановка" (Приложение N 1 к лицензии) (далее - Лицензионное соглашение).
В соответствии с условиями Лицензионного соглашения Общество приняло на себя обязательства обеспечить выполнение, в числе прочих, следующих условий пользования участком недр: ежегодно, в срок до 5 февраля, представлять отчет по форме федерального государственного статистического наблюдения N 5-ГР "Сведения о состоянии и изменении запасов твердых полезных ископаемых" (далее - Отчет по форме 5-ГР) (пункт 9 Лицензионного соглашения).
Министерство, оценив представленную Обществом отчетность, а именно, Сведения о выполнении условий пользования недрами при добыче твердых полезных ископаемых за 2018 год (Форма 2-ЛС) (далее - Сведения), согласно которым ЗАО "Верхне-Прегольский порт" в 2018 году добыло 41 кубический метр песчано-гравийного материала, и удостоверившись в непредставлении в срок до 05.02.2019 в нарушение пункта 9 Лицензионного соглашения Отчета по форме 5-ГР за 2018 год, составило в отношении его протокол от 09.08.2019 N 118/19 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
По результатам административного разбирательства Министерством 17.10.2019 по делу N 118/19 в отношении Общества вынесено постановление о привлечении к ответственности по вышеназванной квалификации и назначении административного наказания в виде 300 000 руб. штрафа.
Не согласившись с означенным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции исследовал и оценил доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установил обстоятельства дела и пришел к выводу о доказанных Министерством событии и составе вмененного Обществу административного правонарушения. Суд не установил существенных процедурных нарушений в рамках административной процедуры, а равно оснований для признания правонарушения малозначительным либо замены административного штрафа предупреждением (статьи 4.1.1 КоАП РФ), Вместе с тем суд счел возможным применить в данном случае положения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, констатировав чрезмерность суммы назначенного Обществу штрафа. Суд отменил оспариваемое постановление в части назначенного Обществу административного штрафа в размере, превышающем 150 000 руб.
При повторном рассмотрении дела, апелляционный суд полностью согласился с выводами суда первой инстанции
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 4 статьи 210, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ, требованиям административного судопроизводства.
При рассмотрении спора по существу суды правомерно исходили из следующего.
Согласно части 2 статьи 7.3 КоАП РФ пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Закон Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) регулирует отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (рапы лиманов и озер, торфа, сапропеля и других), подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с углеводородным сырьем), и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд.
В статье 23 Закона о недрах закреплены основные требования по рациональному использованию и охране недр, в том числе обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов.
Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами (статья 11 Закона о недрах).
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий ( статья 11 Закона о недрах).
Права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр (статья 9 Закона о недрах).
В соответствии со статьей 12 Закона о недрах лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные в данной норме условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими названному Закону.
Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством (статья 12 Закона о недрах).
В силу пункта 10 части 2 статьи 22 названного Закона пользователь недр обязан обеспечивать выполнение условий, установленных лицензией.
Министерством установлено, что Лицензионным соглашением об условиях попутной добычи торфа на части месторождения "Семеновское", расположенного в пределах земельного и горного отводов месторождения песчано-гравийного материала "Каштановка", предоставленного ЗАО "Верхне-Прегольский порт" лицензией серия КЛГ 01879 ТР (приложение N 1 к лицензии серия КЛГ 80006 ТЭ) предусмотрены основные условия недропользования, согласно которым ЗАО "Верхне-Прегольский порт" приняло на себя ряд обязательств, в том числе: - ежегодно, в срок до 05 февраля, представлять в Министерство развития инфраструктуры Калининградской области, в Управление по недропользованию по Калининградской области (Калининграднедра) и филиал по Калининградской области ФГУ "ТФГИ по Северо-Западному федеральному округу" отчет по форме федерального государственного статистического наблюдения N 5-ГР "Сведения о состоянии и изменении запасов твердых полезных ископаемых" (пункт 9).
Согласно представленным Министерству Сведениям о выполнении условий пользования недрами при добыче твердых полезных ископаемых за 2018 год (Форма 2-ЛС) - ЗАО "Верхне-Прегольский порт" в 2018 году добыло 41 куб.м песчано-гравийного материала.
Суды удостоверились в том, что в нарушение пункта 9 Лицензионного соглашения, Обществом названная отчетность представлена не была. Данное обстоятельство заявитель не отрицает.
Как следствие, подтвержден факт неисполнения вышеназванных требований Закона о недрах и Лицензионных условий.
В рассматриваемом случае применительно к условиям Лицензионного соглашения, осуществление либо неосуществление фактической добычи 41 куб. м песчано-гравийного материала не будет иметь принципиального значения, поскольку Лицензионное соглашение не содержат оговорки, освобождающей от поименованной в его пункте 9 обязанности. Следовательно, такая обязанность является формальной и подлежит исполнению путем предоставления, в том числе и нулевой отчетности.
В подтверждение изложенного, 05.11.2020 Общество подало в Министерство (вх. N 15374- С) Сведения о выполнении условий пользования недрами при добыче твердых полезных ископаемых за 2018 год по лицензии серия КЛГ 01879 ТР (Форма 2-ЛС) с корректировкой вместо добычи ошибочных 41,3 куб.м, указав фактическую добычу - 0 куб.м, а также статистическую отчетность за 2018 (вх. 15375-ОС) - Форма 2-ЛС и 5-ГР по лицензии КЛГ 80006 ТЭ от 11.11.2011, с целевым назначением и видами работ - попутная добыча торфа на месторождении "Семеновская" в размере 0 куб.м.
Ссылка Общества на обстоятельства дела N А21-16457/2019 не принимается, поскольку суд устанавливал в рамках названого дела обоснованность вменения Обществу систематического необеспечения необходимого уровня добычи полезных ископаемых и необеспечение годовой проектной производственной мощности. Относительно данного предмета доказывания фактическое использование (неиспользование) недр действительно является значимым.
Виновность заявителя как коллективного субъекта права (юридического лица) оценена судами в соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
В материалах дела нет доказательств, свидетельствующих о том, что Обществом приняты все зависящие от него (разумные и адекватные) меры, направленные на соблюдения требований публичного правопорядка, в данном случае требования Лицензионного соглашения.
Вывод судов о наличии в действиях Общества события и состава вмененного административного правонарушения является правильным.
Суды мотивированно исключили возможность применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ (малозначительность административного правонарушения).
Назначенное Обществу Министерством и измененное судом первой инстанции административное наказание отвечает превентивным целям (статья 3.1 КоАП РФ), требованиям статей 3.5, 4.1, 4.5 КоАП РФ, а равно принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 21.05.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2020 по делу N А21-1552/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Верхне-Прегольский порт" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством (статья 12 Закона о недрах).
...
Как следствие, подтвержден факт неисполнения вышеназванных требований Закона о недрах и Лицензионных условий.
...
Виновность заявителя как коллективного субъекта права (юридического лица) оценена судами в соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
...
Суды мотивированно исключили возможность применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ (малозначительность административного правонарушения).
Назначенное Обществу Министерством и измененное судом первой инстанции административное наказание отвечает превентивным целям (статья 3.1 КоАП РФ), требованиям статей 3.5, 4.1, 4.5 КоАП РФ, а равно принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 января 2021 г. N Ф07-14929/20 по делу N А21-1552/2020