20 января 2021 г. |
Дело N А42-3961/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Журавлевой О.Р., Лущаева С.В.,
рассмотрев 20.01.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мурманске на решение Арбитражного суда Мурманской области от 15.07.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2020 по делу N А42-3961/2020,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мурманске, адрес: 183034, г. Мурманск, ул. Адмирала флота Лобова, д. 9, ОГРН 1025100860883, ИНН 5190313015 (далее - Фонд), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с исковым заявлением о взыскании с государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения "Мурманская городская поликлиника N 1", адрес: 183034, г. Мурманск, пр. Героев-Североморцев, д. 37, ОГРН 1175190003031, ИНН 5190069335 (далее - Учреждение), 997 872 руб. 29 коп. ущерба, причиненного в результате несвоевременного предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, повлекших незаконную выплату страховой пенсии сотрудникам страхователя в завышенном размере.
Решением суда первой инстанции от 15.07.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 25.09.2020, в удовлетворении заявленных Фондом требований отказано.
В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 15.07.2020 и постановление от 25.09.2020 и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
По мнению подателя жалобы, судами первой и апелляционной инстанций необоснованно не учтено, что до момента предоставления страхователем сведений по форме СЗВ-М за пропущенный отчетный месяц Фонд не имел оснований для уменьшения сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к пенсии застрахованным лицам. Как указывает Фонд, материалами дела подтверждена причинно-следственная связь между неправомерными действиями Учреждения, выразившимися в непредставлении в установленный законом срок достоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М за март 2017 года в отношении своих сотрудников, и возникшими убытками в виде излишних выплат указанным лицам индексированных сумм пенсии за период с 01.06.2017 по 31.08.2019. Податель жалобы отмечает, что у него отсутствует обязанность проверять факт осуществления (прекращения) пенсионерами работы каким-либо иным способом, не предусмотренным действующим законодательством.
В отзыве на кассационную жалобу Учреждение просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, считая приведенные в ней доводы несостоятельными.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела, своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Исаенко В.Б., Савченко К.С., Хашу З.В., Кочетовой В.В., Блышко С., Токмалаевой З.Н., Мозговой А.Н., Фирсиной И.А., Глот М.И., Ермашовой Л.Г., Головач Н.М., Глазовой Н.В., Ярошук О.В., Псковитиновой Т.Я., Белой Т.П., Тимошенко Б.Б., Грачеву Н.Ю., Королевой Л.В., Пахомовой В.В., Коротковой Н.В., Ивановой Г.И., Храменок Л.В., осуществляющим трудовую деятельность в Учреждении, назначена на основании их заявлений выплата страховой пенсии по старости.
Поскольку страхователем в отношении указанных застрахованных лиц 10.07.2019, то есть с нарушением установленного срока, представлены в Фонд индивидуальные сведения по форме СЗВ-М за март 2017 года, Фонд, посчитав, что эти лица прекратили свою трудовую деятельность в Учреждении, с 01.06.2017 произвел индексацию размера их страховой пенсии в соответствии со статьей 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ).
Указывая на то, что в связи с несвоевременным предоставлением Учреждением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованным лицам в период с 01.06.2017 по 31.08.2019 необоснованно произведена выплата страховой пенсии с учетом индексации как неработающим пенсионерам, что повлекло возникновение переплаты в общей сумме 997 872 руб. 29 коп., Фонд в претензионном порядке потребовал от страхователя возместить убытки в указанном размере, а затем обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, установив фактические обстоятельства по делу и руководствуясь статьями 15, 1064, 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пунктом 2.2 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), статьей 28 Закона N 400-ФЗ, отказали Фонду в удовлетворении иска в полном объеме.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает принятые по делу решение и постановление не подлежащими отмене исходя из следующего.
Статьей 26.1 Закона N 400-ФЗ установлен порядок выплаты страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности. Пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), выплачиваются с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Закона N 400-ФЗ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Закона N 400-ФЗ, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ.).
Согласно пунктам 1 и 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ (в редакции, действующей в спорный период) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет в территориальный орган пенсионного фонда сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) по форме СЗВ-М, а именно: страховой номер индивидуального лицевого счета, фамилию, имя и отчество, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере плательщика застрахованного лица).
В этой связи в силу части 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ), в целях реализации положений частей 1-3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета также ежемесячно.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона N 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 настоящей статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 28 Закона N 400-ФЗ).
Если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 28 Закона N 400-ФЗ).
Статьей 1064 ГК РФ предусмотрено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Как разъяснено в пунктах 12, 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
Если лицо несет ответственность за нарушение обязательства или за причинение вреда независимо от вины, то на него возлагается бремя доказывания обстоятельств, являющихся основанием для освобождения от такой ответственности (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).
В силу части 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
Суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 данной статьи (часть 7 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
В соответствии с частью 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ при выявлении обстоятельств, влекущих уменьшение сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок либо представлением им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, решение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, пересматривается без удержания излишне выплаченных сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
В рассматриваемом случае, по мнению Фонда, выплата сумм страховой пенсии с учетом индексации за период с 01.06.2017 по 31.08.2019 осуществлена работающим пенсионерам исключительно по вине Учреждения, несвоевременно представившего сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за март 2017 года.
Между тем из материалов дела судами установлено, что по состоянию на дату принятия решения об индексации страховой пенсии и в последующие периоды Фонд располагал сведениями о том, что указанные сотрудники осуществляют трудовую деятельность в Учреждении, что подтверждалось своевременно и ежемесячно представляемыми страхователем сведениями об указанных застрахованных лицах по форме СЗВ-М за апрель 2017 года и последующие периоды, о чем свидетельствуют положительные протоколы входного контроля и квитанции о получении сведений ПФР, а также сведениями по форме СЗВ-СТАЖ и расчетами по форме РСВ-1 за I квартал 2017 года и последующие периоды.
Частью 4 статьи 28 Закона N 400-ФЗ предусмотрено, что в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу положений части 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ именно Фонд обязан на основании представляемых страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета ежемесячно уточнять (выявлять) факт продолжения пенсионерами трудовой деятельности в целях выплаты им страховой пенсии с учетом индексации, а при установлении такого факта принять соответствующее решение.
Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.
Аналогичные положения содержатся и в пункте 5 статьи 24 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Вопреки приведенным выше нормам Закона N 400-ФЗ, а также корреспондирующим им положениям Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденных Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 N 885н, Фонд, своевременно получив от Учреждения сведения в отношении указанных застрахованных лиц за февраль и апрель 2017 года и не имея аналогичных сведений за март 2017 года, определяющих их статус, не только не обратился в адрес Учреждения за разъяснениями, а напротив, принял решение о выплате указанным лицам сумм страховой пенсии фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), начиная с 01.06.2017.
Между тем, как верно установили суды, Фонд имел возможность на основании представленных страхователем сведений по форме СЗВ-М за апрель и май 2017 года, полученных своевременно, принять до начала выплат решение о прекращении индексации пенсии. Однако истец вынесенное решение не пересмотрел и новое решение о прекращении выплаты пенсии не принял.
При установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельствах предоставления Учреждением неполных сведений индивидуального персонифицированного учета только за один месяц (март 2017 года) и наличия у контролирующего органа Пенсионного фонда на дату спорных выплат актуальных сведений о работающих пенсионерах, доводы Фонда о наличии причинно-следственной связи между фактом причинения ущерба и действиями страхователя за весь период выплат работающим пенсионерам индексированной страховой пенсии обоснованно признаны несостоятельными.
Выводы судебных инстанций основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах и соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Совокупность условий, необходимых для возложения на Учреждение ответственности в виде возмещения излишне выплаченных сумм страховой пенсии в размере 997 872 руб. 29 коп., Фондом не доказана.
При указанных обстоятельствах суды, оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, правомерно отказали Фонду в удовлетворении заявленных требований.
Доводы Фонда, изложенные в жалобе, не свидетельствуют о нарушении судебными инстанциями норм материального права и процессуального права и не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и имели бы значение для вынесения судебных актов по существу, влияли на их обоснованность и законность, либо опровергали выводы судов.
Оценка доказательств и установление иных фактических обстоятельств дела к компетенции суда округа не относится.
Поскольку дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанции полно и всесторонне при правильном применении норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения жалобы Фонда и отмены принятых по делу решения от 15.07.2020 и постановления от 25.09.2020.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 15.07.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2020 по делу N А42-3961/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мурманске - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Корабухина |
Судьи |
Л.И. Корабухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Вопреки приведенным выше нормам Закона N 400-ФЗ, а также корреспондирующим им положениям Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденных Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 N 885н, Фонд, своевременно получив от Учреждения сведения в отношении указанных застрахованных лиц за февраль и апрель 2017 года и не имея аналогичных сведений за март 2017 года, определяющих их статус, не только не обратился в адрес Учреждения за разъяснениями, а напротив, принял решение о выплате указанным лицам сумм страховой пенсии фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), начиная с 01.06.2017.
...
Поскольку дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанции полно и всесторонне при правильном применении норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения жалобы Фонда и отмены принятых по делу решения от 15.07.2020 и постановления от 25.09.2020."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 января 2021 г. N Ф07-14922/20 по делу N А42-3961/2020