20 января 2021 г. |
Дело N А56-12014/2020 |
Судья Арбитражного суда Северо-Западного округа Мунтян Л.Б.,
рассмотрев 20.01.2021 без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты права потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2020 по делу N А56-12014/2020,
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников жилья "Новатор", адрес: 198215, Санкт-Петербург, бульвар Новаторов, д. 80/3/1Н, ОГРН 1037811005209, ИНН 7801378679 (далее - ТСЖ "Новатор", Товарищество, ТСЖ) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу, адрес: 191025, Санкт-Петербург, Стремянная ул., д.19, ОГРН. 1057810212503, ИНН 7801378679 (далее - Управление) от 13.01.2020 N Ю78-00-03/24-0010-2020 по делу об административном правонарушении, о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде 7 000 руб. штрафа и представления Управления от 13.01.2020 N 78-00-03/26-0010-2020 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Дело рассмотрено Арбитражным судом города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в порядке упрощенного производства на основании главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда первой инстанции от 04.06.2020, Товариществу в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционного суда от 04.09.2020, решение суда от 04.06.2020 отменено, заявленные требования Товарищества удовлетворены, оспариваемые постановление и представление Управления признаны незаконными.
В кассационной жалобе Управление просит отменить постановление апелляционного суда и оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь (без какой либо мотивировки) на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов проверена в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон.
Согласно части 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства решений и постановлений, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Таких оснований для пересмотра обжалуемого судебного акта в кассационном порядке по доводам жалобы, изученным по материалам дела, не установлено.
Как следует из материалов дела, суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи по правилам статьи 71 АПК РФ, установили, что Управление по результатам рассмотрения обращений граждан Астрелина А.А. и Астрелиной О.В. (вх. N 18950/ж-2019 от 27.06.2019), проживающих по адресу: Санкт-Петербург, бульвар Новаторов, д. 80, корп. 3, лит. А, кв. 21, пришло к выводу, что ТСЖ "Новатор" предъявило счет - квитанцию от 27.05.2019 за май 2019 года по лицевому счету N 214510021 по оплате за жилищно-коммунальные услуги, содержащие недостоверную информацию об оказываемой услуге по статье "Э/эн.МОП".
По факту непредоставления потребителям необходимой и достоверной информации о единицах измерения по коммунальной услуге "Э/эн.МОП", а также жилищных и прочих услуг, Управление составило протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 14.8 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения материалов административного дела Управление 13.01.2020 вынесло постановление N Ю78-00-03/24-0010-2020 о привлечении Товарищества согласно означенной квалификации к административной ответственности в виде 7 000 руб. штрафа, а также представление N Ю78-00-03/26-0010-2020 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Суд первой инстанции, рассмотрев материалы дела, счел оспариваемые Товариществом постановление и представление законными. Суд усмотрел в действиях ТСЖ состав вменяемого ему деяния.
Апелляционный суд, повторно рассмотрев дело, с означенными выводами не согласился. Суд пришел к выводу о достаточности для потребителей информации, имеющейся в квитанции на оплату коммунальных услуг, т.е. незаконности постановления Управления (и как следствие представления) ввиду отсутствия в действиях ТСЖ состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена часть 1 статьи 14.8 КоАП РФ.
Суд округа соглашается с выводом апелляционной инстанции о незаконности постановления и представления Управления по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы.
Объективную сторону административного правонарушения в данном случае составляют действия или бездействие исполнителя, направленные на уклонение от исполнения или ненадлежащее исполнение обязанностей по предоставлению потребителю необходимой и достоверной информации; нарушение требований, касающихся способов доведения информации до сведения потребителей.
В силу статей 8 и 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) последние вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Указанная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи. Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается, исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при отсутствии их, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правовое регулирование по данному вопросу направлено на своевременное предоставление потребителям уведомительной и достоверной информации о фактически потребленных коммунальных услугах и на исполнение ими обязанности по внесению платы за коммунальные услуги согласно статьи 155 ЖК РФ.
Виды коммунальных услуг, которые могут быть предоставлены потребителю, перечислены в пункте 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В соответствии с пунктом 2 названных Правил к видам коммунальных ресурсов отнесены: холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения;
В силу подпункта "в" пункта 69 Правил N 354, в платежном документе должно содержаться указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса и единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов.
Таким образом, перечень подлежащей размещению в платежном документе информации является исчерпывающим, а приведенная норма носит императивный характер.
В названном пункте (применительно к информации о единице измерения объемов коммунальных ресурсов) законодатель дополнительно предусмотрел указание при применении в расчетах за коммунальные услуги по горячему водоснабжению тарифов на горячую воду (состоящих из компонента на холодную воду, используемую в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению) и компонента на тепловую энергию (используемую на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению) - величины каждого из компонентов, единицы измерения объема (количества) горячей воды и тепловой энергии в натуральных величинах.
Следовательно, требование об указании в платежном документе единицы измерения относится не ко всем видам коммунальных услуг, а только к потребляемым коммунальным ресурсам.
Основанием для подачи заявления гражданами Астрелиным А.А. и Астрелиной О.В. от 27.06.2019 послужило то обстоятельство, что Товарищество в счетах не указало единицы измерений.
Оспариваемым постановлением ТСЖ привлечено к административной ответственности за нарушение требований Закона о защите прав потребителей в виду непредставления гражданам необходимой информации о единице измерения коммунальной услуги "Э/эн.МОП" в счете на оплату от 27.05.2019 за май 2019 года, а также отсутствие информации о единицах измерения по жилищным и прочим услугам.
Апелляционный суд удостоверился в том, что в представленной в материалы дела квитанции на оплату коммунальных услуг за май 2019 года указаны как размер платы, норматив, так и сумма начислений, подлежащая уплате.
Относительно такого коммунального ресурса как электроэнергия для мест общего пользования (вида платежа - "э/эн МОП") суд установил наличие размера платы 3.67/2.13, норматива расхода 0,18/0,14 и начисления 82,63 руб. При этом норматив расхода- 0,18/0,14 суд расценил как единицу измерения.
Данный вывод суда суд округа не принимает в силу следующего.
Согласно Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306), "норматив потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме" - это количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, применяемый для расчета размера платы. При выборе же единиц измерения нормативов потребления коммунальных услуг используются такие показатели как куб. метр на 1 человека в отношении водоснабжения и кВтч на 1 человека в отношении электроснабжения в жилых помещениях.
С учетом изложенного, восприятие апелляционным судом норматива расхода (0,18/0,14) как единицы измерения является ошибочным.
Между тем, формальное неуказание в графе вида платежа - "э/эн МОП" единицы измерения кВтч на 1 чел. не привело к нарушению прав потребителя на получение полной и достоверной информации об оказываемых услугах, поскольку единица измерения электроэнергии в кВтч является общепринятой и ее аббревиатура закреплена в Правилах N 306 и отсутствие ее в счете, по сути, не оказало влияние на формирование стоимости спорного ресурса (данных о недостоверной информации в имеющемся счете от 27.05.2019 обжалуемое постановление не содержит).
При оценке законности оспариваемых постановления и представления, суд округа также принимает во внимание тот факт, что единицы измерения иных коммунальных ресурсов отражены в квитанции от 27.05.2019 в полном объеме, предусмотренном подпункта "в" пункта 69 Правил N 354.
При таких обстоятельствах и доказательствах, вывод суда апелляционной инстанции о недоказанности административным органом наличия в действиях Товарищества состава вмененного административного правонарушения является верным, иного из материалов дела не следует.
Приведенное обстоятельство в силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Признание незаконным и отмена постановления о привлечении к административной ответственности влечет, в том числе отмену выданного на основании такого постановления представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Поскольку при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не допущено существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется (часть 3 статьи 288.2 АПК РФ).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, частью 3 статьи 288.2 АПК РФ, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2020 по делу N А56-12014/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Судья |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.