21 января 2021 г. |
Дело N А05-13536/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 января 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Константинова П.Ю., судей Дмитриева В.В., Малышевой Н.Н.,
рассмотрев 21.01.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Индустрия" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 29.05.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2020 по делу N А05-13536/2019,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования "Город Архангельск", адрес: 163069, Архангельская область, город Архангельск, площадь В.И. Ленина, дом 5, ОГРН 1022900509521, ИНН 2901065991 (далее - Администрация), обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Индустрия", адрес: 163013, Архангельская область, город Архангельск, улица Полярная, дом 48, корпус 1, ОГРН 1172901002064, ИНН 2901283005 (далее - Общество), о возложении на ответчика обязанности организовать место накопления твердых коммунальных отходов и крупногабаритных отходов (далее - ТБО) для эксплуатации многоквартирного дома N 43 по улице Воронина в городе Архангельск в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу (с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации; далее - АПК РФ).
К участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Спецавтохозяйство по уборке города", общество с ограниченной ответственностью "ЭкоИнтегратор".
Решением суда первой инстанции от 29.05.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 07.10.2020, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Податель жалобы не согласен с тем, что в его обязанность входит организация площадок накопления твердых бытовых отходов и полагает, что эта обязанность относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Стороны о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в соответствии с договором от 01.11.2018 управления многоквартирным домом Общество является управляющей организацией в отношении названного многоквартирного жилого дома.
По условиям договора управляющая организация по заданию собственников обязалась в течение срока действия договора за плату оказывать услуги и выполнять работы по управлению домом, содержанию и ремонту общего имущества в доме, согласно утвержденному общим собранием собственников перечню, предоставлять собственникам и пользователям коммунальные услуги по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению, отоплению и обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществлять иную, направленную на достижение целей управления домом деятельность.
Договор вступает в силу с 01.11.2018 и действует один год. При отсутствии заявления одной из сторон о прекращении договора не позднее 30 дней по окончании срока его действия договор считается пролонгированным на тот же срок и на тех же условиях, которые предусмотрены данным договором (пункты 11.1 и 11.2 договора).
В приложении N 2 к договору в пункте 4 раздела III согласованы работы по обеспечению вывоза ТБО, к которым, в числе прочего, относится организация мест накопления бытовых отходов, сбор отходов I-IV классов опасности и их передача в специализированные организации.
Письмом от 02.08.2019 N 36-19/1838 Администрация пригласила Общество на комиссию по определению места сбора и накопления ТБО, в том числе для жилого дома по улице Воронина, дом 43.
Письмом от 12.09.2019 N 36-19/2118 дата встречи была изменена на 13.09.2019.
Актом осмотра от 10.09.2019 зафиксировано, что места сбора ТБО отсутствуют на земельных участках, отведенных для эксплуатации многоквартирных домов N 43, 45, 45 корпус 1 и 45 корпус 3 по улице Воронина; контейнеры в количестве 5 штук установлены на территории общего пользования у жилого многоквартирного дома N 43 по улице Воронина.
Обществу предложено рассмотреть вопрос организации мест сбора ТБО на земельных участках, отведенных для эксплуатации вышеуказанных домов, переставить (убрать) контейнеры для сбора ТБО с территории общего пользования.
В ходе проведения обследования 13.09.2019 было установлено, и в акте обследования контейнерной площадки по улице Воронина, дома 43-41 отражено, что по состоянию на 10 час. 20 мин. 13.09.2019 Обществом места для сбора ТБО не организованы, ТБО выносятся на частично демонтированную площадку по адресу: улица Воронина, дом 41.
От подписания обоих актов представитель Общества отказался.
Администрация, ссылаясь на неправомерное уклонение Общества как управляющей организации от исполнения обязанности по обеспечению места сбора ТБО для спорного дома, обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили исковые требования.
Суд округа, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы в силу следующего.
Частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ к обязанностям управляющей организации по договору управления многоквартирным домом относится выполнение работ и (или) оказание услуг по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
В силу части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно части 1.1 той же статьи надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.
Требования к содержанию общего имущества установлены пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
В соответствии с пунктом 2 Правил N 491 в состав общего имущества включаются земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
Согласно подпункту д(2) пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества включает в себя, в том числе, содержание мест накопления ТБО в соответствии с установленными требованиями.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2 статьи 161 ЖК РФ).
В соответствии с пунктом 26(1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, в состав услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, входят работы по организации и содержанию мест накопления ТБО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), определен конкретный перечень работ по содержанию жилых домов.
В соответствии с подпунктом 3.7.1 Правил N 170 на Общество как управляющую организацию спорного жилого дома возложена обязанность обеспечить: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с ТБО относятся, в том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления ТБО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Пунктом 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 (далее - Правила N 1039), также предусмотрено, что места (площадки) накопления ТБО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; пункт 4 предусматривает, что в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления ТБО лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления ТБО с органом местного самоуправления на основании письменной заявки.
Проанализировав приведенные выше нормы действующего законодательства, суды пришли к выводу о том, что именно на управляющую организацию возложена обязанность по организации (созданию) и содержанию площадки накопления ТБО для дома, находящегося в управлении.
Постановлением Администрации муниципального образования "Город Архангельск" от 13.02.2020 N 285 утвержден Порядок определения (согласования) мест накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования "Город Архангельск" (далее - Порядок), который устанавливает процедуру определения (согласования) мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, в условиях сложившейся застройки муниципального образования "Город Архангельск", в случаях возложения действующим законодательством обязанности по организации мест накопления твердых коммунальных отходов на юридических, физических лиц, индивидуальных предпринимателей, в том числе в соответствии с требованиями Правил благоустройства муниципального образования "Город Архангельск", требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Доказательств того, что Обществом принимались меры для согласования размещения спорной площадки в соответствии с указанным Порядком, в материалы дела не представлено.
Вместе с тем Общество, осуществляя функции управления в отношении спорного многоквартирного дома, в силу пункта 2.2 части 2 статьи 161 ЖК РФ, положений Правил N 491, отвечает за надлежащее содержание общего имущества названного дома.
Таким образом, обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТБО лежит на Обществе, что исключает наличие такой обязанности у Администрации.
В силу норм жилищного законодательства Общество, заключив договор управления с условием об обязанности собственников выносить отходы в специально установленные для этого места, обязалась организовать и содержать место накопления ТБО, надлежаще оказывать все виды коммунальных услуг.
При изложенных обстоятельствах суды правомерно иск удовлетворили.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права. В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 29.05.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2020 по делу N А05-13536/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Индустрия" - без удовлетворения.
Председательствующий |
П.Ю. Константинов |
Судьи |
П.Ю. Константинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 (далее - Правила N 1039), также предусмотрено, что места (площадки) накопления ТБО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; пункт 4 предусматривает, что в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления ТБО лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления ТБО с органом местного самоуправления на основании письменной заявки.
...
Доказательств того, что Обществом принимались меры для согласования размещения спорной площадки в соответствии с указанным Порядком, в материалы дела не представлено.
Вместе с тем Общество, осуществляя функции управления в отношении спорного многоквартирного дома, в силу пункта 2.2 части 2 статьи 161 ЖК РФ, положений Правил N 491, отвечает за надлежащее содержание общего имущества названного дома."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 января 2021 г. N Ф07-16297/20 по делу N А05-13536/2019
Хронология рассмотрения дела:
14.10.2024 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-6829/2024
21.01.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-16297/20
07.10.2020 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-5151/20
29.05.2020 Решение Арбитражного суда Архангельской области N А05-13536/19
05.03.2020 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-688/20
12.11.2019 Определение Арбитражного суда Архангельской области N А05-13536/19