21 января 2021 г. |
Дело N А56-21118/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Александровой Е.Н., судей Лущаева С.В., Родина Ю.А.,
при участии от государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Курортном районе Санкт-Петербурга (межрайонного) представителя Сторублевцевой О.Ю. (доверенность от 21.10.2020 N 1), от общества с ограниченной ответственностью "Международный медицинский центр "Согаз" представителя Долгих П.Ю. (доверенность от 01.01.2020),
рассмотрев 14.01.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Курортном районе Санкт-Петербурга (межрайонного) на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.06.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2020 по делу N А56-21118/2020,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Курортном районе Санкт-Петербурга (межрайонного), адрес: 197706, Санкт-Петербург, г. Сестрорецк, ул. Володарского, д. 26/2, лит. А, ОГРН 1177847227931, ИНН 7843008824 (далее - Управление), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от с исковым заявлением (с учетом уточнения требований в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ) о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Международный медицинский центр "Согаз", адрес: 191186, Санкт-Петербург, Чебоксарский пер., д. 1/6, лит. А, ОГРН1037724020289, ИНН 7724269506 (далее - ООО "ММЦ "Согаз", Общество), 2 080 572,53 руб. в возмещение убытков, возникших в результате представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, отменяющих ранее направленные отчеты СЗВ-М за январь - апрель 2019 года.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.06.2020, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2020, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить решение от 09.06.2020 и постановление от 14.09.2020, принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении иска. По мнению подателя жалобы, судами не полностью выяснены обстоятельства дела; убытки в заявленном размере возникли в результате представления Обществом 13.06.2019 сведений по форме СЗВ-М с типом "отменяющая" за период с января по апрель 2019 года, что повлекло излишнюю выплату страховой пенсии по старости 83 пенсионерам за период с января по июль 2019 года. Управление считает ошибочным вывод судебных инстанций о наличии у органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, возможности прекратить с 01.07.2019 выплату пенсии с учетом индексации.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "ММЦ "Согаз" просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "ММЦ "Согаз" является страхователем в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) Общество как страхователь обязано ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представить в органы Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о каждом работающем у него застрахованном лице.
Сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за январь - апрель 2019 года направлены ООО "ММЦ "Согаз" в Управление своевременно.
Вместе с тем 13.06.2019 Обществом подана форма СЗВ-М с типом "отменяющая" за период с января по апрель 2019 года в отношении всех работников страхователя, в связи с чем за период с января по сентябрь 2019 года 83 застрахованным пенсионерам выплата пенсии производилась с учетом индексации.
Полагая, что неправомерная выплата пенсии в завышенном размере обусловлена действиями Общества, и поскольку ущерб добровольно страхователем не возмещен, Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь статьями 15, 1064, 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пунктом 2.2 Закона N 27-ФЗ, статьями 26.1, 28 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ), отказали в удовлетворении исковых требований, не установив причинно-следственной связи между направлением ответчиком в июне 2019 года сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М с типом "отменяющая" и осуществленными истцом в августе - сентябре 2019 года выплатами пенсии в завышенном размере.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В статье 26.1 Закона N 400-ФЗ установлен порядок выплаты страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности. Пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Закона N 400-ФЗ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Закона N 400-ФЗ, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом N 167-ФЗ, в целях реализации положений частей 1 - 3 указанной статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В силу пунктов 1 и 2.2 статьи Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) по форме СЗВ-М, а именно: страховой номер индивидуального лицевого счета, фамилию, имя и отчество, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере плательщика застрахованного лица).
В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона N 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 статьи 28 Закона N 400-ФЗ, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 28 Закона N 400-ФЗ).
Если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 28 Закона N 400-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии с пунктами 12, 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
Если лицо несет ответственность за нарушение обязательства или за причинение вреда независимо от вины, то на него возлагается бремя доказывания обстоятельств, являющихся основанием для освобождения от такой ответственности (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).
Если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства произошло по вине обеих сторон, суд соответственно уменьшает размер ответственности должника (пункт 1 статьи 404 ГК РФ).
В силу части 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
Суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 данной статьи (часть 7 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
В соответствии с частью 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ при выявлении обстоятельств, влекущих уменьшение сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок либо представлением им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, решение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, пересматривается без удержания излишне выплаченных сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
Управление в обоснование исковых требований ссылается на то, что выплаты сумм страховой пенсии с учетом индексации осуществлены 83 работающим пенсионерам исключительно по вине Общества, представившего 13.06.2019 форму СЗВ-М с типом "отменяющая" за период с января по апрель 2019 года, в связи с получением которой органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, было принято решение о выплате упомянутым пенсионерам сумм пенсии с учетом повышения.
Вместе с тем суды установили и материалами дела подтверждается, что по состоянию на дату принятия решения об индексации страховой пенсии и в последующие периоды Управление, помимо формы СЗВ-М с типом "отменяющая", располагало ежемесячно представляемыми страхователем сведениями по форме СЗВ-М (за май 2019 года и далее) о том, что названные 83 пенсионера осуществляют трудовую деятельность в Обществе.
Кроме того, выявив ошибочное направление формы СЗВ-М с типом "отменяющая" за период с января по апрель 2019 года в отношении всех застрахованных лиц, ООО "ММЦ "Согаз" 23.08.2019 представило в Управление форму СЗВ-М с типом "дополняющая" за январь - апрель 2019 года, согласно которой 83 пенсионера в указанные периоды являлись работниками страхователя.
Согласно протоколам о выявлении излишне выплаченных сумм пенсии излишние выплаты осуществлены в августе - сентябре 2019 года.
В части 4 статьи 28 Закона N 400-ФЗ предусмотрено, что в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.
Аналогичные положения содержатся и в пункте 5 статьи 24 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Учитывая приведенные нормативные положения, а также то обстоятельство, что соответствующая информация об осуществлении пенсионерами трудовой деятельности была представлена ответчиком в отчетности по форме СЗВ-М за май 2019 года (срок представления до 15.06.2019), суды обоснованно заключили, что с 01.07.2019 истец располагал сведениями в отношении работающих пенсионеров и имел возможность принять решения о прекращении выплаты индексации, а с 01.08.2019 имел возможность фактически прекратить выплату индексации, правильно определив размер пенсии, причитающейся к выплате.
При изложенных обстоятельствах, свидетельствующих о наличии у Управления на дату выплат спорных сумм актуальных сведений по форме СЗВ-М о работающих пенсионерах, суды правомерно отклонили доводы истца о наличии причинно-следственной связи между переплатой пенсий и действиями страхователя.
Выводы судебных инстанций основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах и соответствуют имеющимся в деле доказательствам.
Таким образом, совокупность условий, необходимых для возложения на Общество ответственности в виде возмещения излишне выплаченной суммы страховой пенсии в размере 2 080 572,53 руб., Управлением не доказана, в связи с чем суды обоснованно отказали в иске.
Приведенные в кассационной жалобе доводы основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке не являются, поскольку не опровергают выводов судов о наличии у Управления возможности своевременно (до принятия решений об индексации страховой пенсии и осуществления выплат) уточнить факт продолжения застрахованными лицами трудовой деятельности, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права, а по сути сводятся к иной оценке доказательств и установлению иных фактических обстоятельств.
Учитывая, что дело рассмотрено судами полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.06.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2020 по делу N А56-21118/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Курортном районе Санкт-Петербурга (межрайонного) - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Н. Александрова |
Судьи |
Е.Н. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ при выявлении обстоятельств, влекущих уменьшение сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок либо представлением им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, решение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, пересматривается без удержания излишне выплаченных сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
...
В части 4 статьи 28 Закона N 400-ФЗ предусмотрено, что в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.
Аналогичные положения содержатся и в пункте 5 статьи 24 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 января 2021 г. N Ф07-13847/20 по делу N А56-21118/2020