22 января 2021 г. |
Дело N А21-15305/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Чуватиной Е.В., судей Кадулина А.В., Рудницкого Г.М.,
рассмотрев 13.01.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 18.02.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2020 по делу N А21-15305/2019,
УСТАНОВИЛ:
Максимова Людмила Александровна обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Калининградской области, адрес: 236039, Калининградская обл., Калининград, пл. Калинина, д. 1-7, ОГРН 1103925777779, ИНН 3904999991 (далее - Инспекция), от 19.07.2019 N 13745А об отказе в государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы общества с ограниченной ответственностью "НИК", адрес: 236022, Калининградская обл., г. Калининград, Советский пр., д. 14-16, каб. 311, ОГРН 1083925028769, ИНН 2906200580 (далее - Общество), и связанных с внесением изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ).
Определением Арбитражного суда Калининградской области от 28.11.2019 названное заявление принято к рассмотрению в рамках настоящего дела.
Также Максимова Л.А. обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным решения Инспекции от 19.08.2019 N 13747А об отказе в государственной регистрации изменений в сведения об Обществе, содержащиеся в ЕГРЮЛ. Указанное заявление принято судом к производству в рамках дела N А21-15385/2019.
Определением Арбитражного суда Калининградской области от 18.02.2020 дела N А21-15305/2019 и А21-15385/2019 объединены в одно производство, объединенному делу присвоен N А21-15305/2019.
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 18.02.2020 требования Максимовой Л.А. удовлетворены, решения Инспекции от 19.07.2019 N 13745А и от 19.08.2019 N 13747А признаны незаконными, на Инспекцию возложена обязанность внести изменения в сведения о юридическом лице на основании представленных документов.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2020 данное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 18.02.2020 и постановление от 06.08.2020, принять новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных Максимовой Л.А. требований.
Податель жалобы считает, что оспариваемые заявителем решения Инспекции соответствует положениям Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ), и что оснований для внесения сведений о Максимовой Л.А. как об участнике и генеральном директоре Общества не имелось.
Лица, участвующие в деле, извещены в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), однако в суд своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 284 того же Кодекса не препятствует рассмотрению жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Общество зарегистрировано в качестве юридического лица 03.10.2008.
12.07.2019 Максимова Л.А., действуя в качестве генерального директора Общества, обратилась в Инспекцию с заявлением по форме Р13001 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, связанных с увеличением уставного капитала Общества и изменением состава его участников.
В составе документов для государственной регистрации были представлены: устав Общества в новой редакции, утвержденной решением единственного участника 12.07.2019; заявление Максимовой Л.А. от 11.07.2019 о принятии ее в состав участников Общества путем внесения вклада в уставный капитал в размере 1000 руб.; решение единственного участника Общества от 12.07.2019 о принятии Максимовой Л.А. в состав участников, об увеличении уставного капитала Общества до 17 000 руб. за счет вклада нового участника Максимовой Л.А. в размере 1000 руб., об утверждении долей участников - Астапова А.И. - 16/17 уставного капитала, Максимовой Л.А. - 1/17, об утверждении новой редакции устава Общества и о назначении Максимовой Л.А. на должность генерального директора Общества.
Решением Инспекции от 19.07.2019 N 13745А в государственной регистрации названных изменений отказано на основании подпункта "ч" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ со ссылкой на представление документов, содержащих недостоверные сведения.
12.07.2019 Максимова Л.А. также обратилась в Инспекцию с заявлением по форме Р14001 о внесении изменений в сведения об Обществе, содержащиеся в ЕГРЮЛ, в отношении лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, с указанием в качестве такового Максимовой Л.А. на основании решения единственного участника Общества от 12.07.2019 о назначении ее на должность генерального директора.
Решением Инспекции от 19.08.2019 N 13747А во внесении указанных изменений в реестр отказано также на основании подпункта "ч" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ.
Названные решения Инспекции от 19.07.2019 N 13745А и от 19.08.2019 N 13747А были обжалованы Максимовой Л.А. в Управление Федеральной налоговой службы по Калининградской области (далее - Управление).
Решением Управления от 11.09.2019 N 06-11/23207 в удовлетворении жалобы Максимовой Л.А. отказано.
Полагая, что решения Инспекции от 19.07.2019 N 13745А и от 19.08.2019 N 13747А не соответствуют положениям Закона N 129-ФЗ и нарушают ее права, Максимова Л.А. обратилась в арбитражный суд с заявлениями о признании их незаконными.
Суды первой и апелляционной инстанций признали требования Максимовой Л.А. обоснованными и удовлетворили их.
Кассационная инстанция, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для ее удовлетворения и отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта, решения закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия такого акта (решения), возлагается на орган, который принял данный акт (решение) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Из содержания оспариваемых решений Инспекции следует, что в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, в связи с изменением состава участников вследствие принятия в участники Общества Максимовой Л.А., увеличением уставного капитала Общества за счет вносимого ею вклада, изменений сведений о юридическом лице в части лица, имеющего право без доверенности действовать от имени Общества, в связи с назначением Максимовой Л.А. на должность генерального директора, отказано со ссылкой на положения подпункта "ч" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ и обстоятельства опроса Максимовой Л.А., по результатам которого Инспекция посчитала, что Максимова Л.А. не владеет информацией относительно финансово-хозяйственной деятельности Общества.
Между тем, положениями подпункта "ч" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ, на которые указала Инспекция в обоснование оспариваемых решений, предусмотрено, что отказ в государственной регистрации допускается в случае представления документов, содержащих недостоверные сведения.
Отсутствие опыта руководителя в сфере управления организацией в качестве основания для отказа в проведении регистрационных действий не предусмотрено.
При таких обстоятельствах поскольку Инспекция вопреки требованиям части 5 статьи 200 АПК РФ не доказала наличие обстоятельств, являющихся основанием для принятия оспариваемых решений (в частности, недостоверность сведений в документах, представленных для регистрации), суды правомерно удовлетворили заявленные Максимовой Л.А. требования.
Довод подателя жалобы о наличии оснований для отказа в государственной регистрации изменений сведений об Обществе со ссылкой на то, что по результатам проведения 31.07.2020 и 03.08.2020 осмотра объекта недвижимости, адрес которого указан в ЕГРЮЛ в качестве адреса местонахождения Общества, соответствующая организация не была обнаружена по этому адресу, отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку указанные обстоятельства не были указаны в качестве оснований для отказа в совершении регистрационных действий.
С учетом изложенного кассационная инстанция не находит предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 18.02.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2020 по делу N А21-15305/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Калининградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Чуватина |
Судьи |
Е.В. Чуватина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.