28 января 2021 г. |
Дело N А56-104820/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2021 года.
В полном объеме постановление изготовлено 28 января 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Боглачевой Е.В., судей Михайловской Е.А., Щуриновой С.Ю.,
при участии от федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации Останиной Г.И. (доверенности от 11.01.2021 и от 12.11.2020),
рассмотрев 28.01.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.06.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2020 по делу N А56-104820/2020,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное "Территориальная генерирующая компания N 2", адрес: 150003, город Ярославль, Пятницкая улица, дом 6, ОГРН 1057601091151, ИНН 7606053324 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о взыскании с федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, адрес: 191119, Санкт-Петербург, Звенигородская улица, дом 5, ОГРН 1027810323342, ИНН 7826001547 (далее - Учреждение), а при недостаточности лимитов бюджетных обязательств - с Министерства обороны Российской Федерации, адрес: 119019, Москва, улица Знаменка, дом 19, ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261 (далее - Министерство обороны), 89 774 руб. 29 коп. задолженности по оплате тепловой энергии, поставленной в мае 2019 года в принадлежащие Учреждению на праве оперативного управления квартиры, расположенные в многоквартирных домах по адресам: город Северодвинск, Корабельная улица, дом 1А; улица Мира, дома 2А и 2Б; Портовая улица, дома 6,8,10 и 12.
Решением суда первой инстанции от 01.06.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 25.09.2020, требования Общества удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Учреждение и Министерство обороны, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просят отменить решение от 01.06.2020 и постановление от 25.09.2020 и принять по делу новое решение об отказе Обществу в иске.
По мнению подателей жалобы, исковые требования предъявлены Обществом к ненадлежащему ответчику, поскольку управляющей организацией в отношении спорных домов является федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны (далее - ФГБУ "ЦЖКУ"), необоснованно не привлеченное судами к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований по ходатайству Учреждения.
Как указывают податели жалобы, суды не дали оценки доводу ответчиков о том, что часть квартир в спорный период была заселена на основании договоров найма и в силу положений жилищного законодательства обязанность по оплате поставленного ресурса в отношении таких квартир несут наниматели.
В судебном заседании представитель Учреждения Министерства обороны поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе.
Представители Общества, надлежаще извещенного о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, что не препятствует рассмотрению жалобы в их отсутствие.
Законность принятых по делу судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество, являясь теплоснабжающей организацией на территории муниципального образования "Северодвинск", в мае 2019 года поставляло тепловую энергию в многоквартирные дома, расположенные по адресам: город Северодвинск, Корабельная улица, дом 1А; улица Мира, дома 2А и 2Б; Портовая улица, дома 6,8,10 и 12.
Ссылаясь на то, что ряд квартир в указанных домах принадлежит на праве собственности Российской Федерации и закреплен на праве оперативного управления за Учреждением, которое должно нести бремя их содержания, в том числе оплачивать Обществу поставленную в квартиры тепловую энергию, а Министерство обороны, являясь главным распорядителем бюджетных средств, при недостаточности лимитов бюджетных обязательств у Учреждения несет субсидиарную ответственность по обязательствам последнего, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь статьями 123.22, 210, 296, 309, 310, 399, 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), удовлетворили исковые требования Общества, признав их обоснованными по праву и по размеру. Суды исходили из того, что обязанность по оплате Обществу поставленного ресурса лежит на Учреждении, владеющем спорными квартирами на праве оперативного управления, а при недостаточности у него денежных средств - на Министерстве обороны.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, пришел к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
На основании пункта 1 статьи 554 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу части 2 статьи 5, пункта 10 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) правоотношения, связанные с оказанием коммунальных услуг в жилых домах, регулируются жилищным законодательством.
Как следует из частей 1, 2, 12, 15 статьи 161, части 2 статьи 162 ЖК РФ, пункта 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), пункта 4 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, должно обеспечиваться одним из способов управления таким домом. Выбранные в качестве способа управления многоквартирным домом управляющая организация, товарищество или кооператив, на которые в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и (или) по предоставлению потребителям коммунальных услуг, несут ответственность перед ними за предоставление коммунальных услуг и должны заключать договоры с ресурсоснабжающими организациями, поставляющими коммунальные ресурсы.
В соответствии с частями 6.2, 7 статьи 155 ЖК РФ, пунктом 63 Правил N 354 потребители обязаны своевременно оплачивать коммунальные услуги исполнителю или действующему по его поручению платежному агенту. Управляющая организация, которая получает плату за коммунальные услуги, осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми им заключены договоры ресурсоснабжения (а также с лицами, с которыми у нее сложились фактические договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети).
Из названных правовых норм следует, что при наличии в многоквартирном доме управляющей организации в правоотношениях по поставке коммунальных ресурсов в этот дом участвует эта управляющая организация как исполнитель коммунальных услуг и ресурсоснабжающая организация как поставщик. Абонентом (потребителем) в отношениях по энергоснабжению и, как следствие, лицом, обязанным оплатить коммунальные ресурсы, является управляющая организация. В свою очередь потребители коммунальных услуг оплачивают эти услуги управляющей организации как исполнителю коммунальных услуг.
В ходе рассмотрения дела податели жалобы со ссылками на приведенные положения Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил N 354 полагали, что задолженность должна быть взыскана с ФГБУ "ЦЖКУ", которое с 14.09.2017 на основании договора N 3-УЖФ/54/СФ осуществляет управление спорными многоквартирными домами. Информация о ФГБУ "ЦЖКУ" как управляющей организации размещена на сайтах reformagkh.ru и dom.gosuslugi.ru. Учреждением было заявлено ходатайство о привлечении ФГБУ "ЦЖКУ" к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Кроме того, возражая против иска, ответчики указывали на то, что часть квартир в спорный период была заселена на основании договоров найма и в отношении таких квартир обязанность по оплате поставленного ресурса несут наниматели (часть 3 статьи 153 ЖК РФ).
В нарушение требований части 1 статьи 168, пунктов 1-3 части 1 статьи 268, части 4 статьи 170, пункта 12 части 2 статьи 271 АПК РФ суды не дали надлежащей оценки доводам ответчиков. Протокольным определением от 25.05.2020 суд первой инстанции отказал Учреждению в удовлетворении ходатайства о привлечении ФГБУ "ЦЖКУ" к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Между тем наличие у субъекта вещного права оперативного управления в силу статей 210 и 296 ГК РФ обязанности по содержанию принадлежащего ему имущества, в том числе по внесению платы за коммунальные услуги не означает, что установленный жилищным законодательством порядок организации правоотношений в связи с поставкой коммунального ресурса не применяется либо изменяется, а потому установление факта выбора способа управления спорными домами и управляющей организации являются обстоятельствами, имеющими значение для правильного рассмотрения настоящего дела.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция считает, что вывод судов о наличии правовых оснований для взыскания спорной задолженности с Учреждения, владеющего квартирами на праве оперативного управления, сделан при неполно исследованных обстоятельствах, в связи с чем обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду необходимо учесть изложенное, на основании совокупности имеющихся в деле доказательств и с соблюдением норм материального и процессуального права дать надлежащую оценку доводам ответчиков об управлении многоквартирными домами управляющей организацией ФГБУ "ЦЖКУ"; поставить на обсуждение сторон вопрос о привлечении ФГБУ "ЦЖКУ" к участию в деле и об определении его процессуального положения; установить лицо, обязанное в правоотношениях с Обществом по поставке коммунального ресурса (тепловой энергии) в многоквартирные дома оплачивать этот коммунальный ресурс, после чего принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.06.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2020 по делу N А56-104820/2020 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Председательствующий |
Е.В. Боглачева |
Судьи |
Е.В. Боглачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В нарушение требований части 1 статьи 168, пунктов 1-3 части 1 статьи 268, части 4 статьи 170, пункта 12 части 2 статьи 271 АПК РФ суды не дали надлежащей оценки доводам ответчиков. Протокольным определением от 25.05.2020 суд первой инстанции отказал Учреждению в удовлетворении ходатайства о привлечении ФГБУ "ЦЖКУ" к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Между тем наличие у субъекта вещного права оперативного управления в силу статей 210 и 296 ГК РФ обязанности по содержанию принадлежащего ему имущества, в том числе по внесению платы за коммунальные услуги не означает, что установленный жилищным законодательством порядок организации правоотношений в связи с поставкой коммунального ресурса не применяется либо изменяется, а потому установление факта выбора способа управления спорными домами и управляющей организации являются обстоятельствами, имеющими значение для правильного рассмотрения настоящего дела."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 января 2021 г. N Ф07-15965/20 по делу N А56-104820/2019
Хронология рассмотрения дела:
12.11.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-14378/2021
12.11.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-20087/2021
07.07.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-20087/2021
14.05.2021 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-104820/19
28.01.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-15965/20
25.09.2020 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-18685/20
01.06.2020 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-104820/19