28 января 2021 г. |
Дело N А56-12496/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 января 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Боглачевой Е.В., судей Михайловской Е.А., Щуриновой С.Ю.,
при участии от акционерного общества "Ленинградские областные коммунальные системы" Белика В.И. (доверенность от 30.12.2020), от Прокуратуры Ленинградской области Чубенко И.С. (удостоверение N 291623),
рассмотрев 28.01.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Ленинградские областные коммунальные системы" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.06.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2020 по делу N А56-12496/2020,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Ленинградские областные коммунальные системы", адрес: 188354, Ленинградская область, Гатчинский район, территория Промышленная зона "Орловские ключи", дом 1, ОГРН 1054700272219, ИНН 4705029366 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Комитету по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, адрес: 191311, Санкт-Петербург, улица Смольного, дом 3, литер А, ОГРН 1037843016628, ИНН 7825681674 (далее - Комитет), о признании незаконным решения Комитета, оформленного протоколом заседания правления Комитета от 20.12.2019 N 46, об отказе в установлении для Общества (филиал "Новогорелово") тарифов на услуги в сфере холодного водоснабжения (питьевая вода) и водоотведения на 2020-2022 годы и об обязании Комитета установить для Общества (филиал "Новогорелово") экономически обоснованные тарифы на услуги в сфере холодного водоснабжения (питьевая вода) и водоотведения на 2020-2022 годы.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Прокуратура Ленинградской области (далее - Прокуратура).
Решением суда первой инстанции от 04.06.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 19.10.2020, заявление Общества оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение об удовлетворении требований Общества.
Податель жалобы считает, что судами не были установлены обстоятельства, связанные с фактическим водоснабжением и водоотведением поселка Новогорелово, имеющие значение для правильного рассмотрения дела. Как указывает податель жалобы, несмотря на то, что Общество не имеет статуса гарантирующей организации на территории муниципального образования Виллозское городское поселение и не осуществляет забор (подъем) воды и (или) водоподготовку, а также очистку сточных вод и (или) обращение с осадком сточных вод, Общество является единственной организацией, эксплуатирующей сети водоснабжения и водоотведения в поселке Новогорелово, принадлежащие Обществу на праве собственности, к которым подключено большинство абонентов; Общество оказывает населению поселка услуги холодного водоснабжения и водоотведения, а отказ в установлении тарифов приводит к тому, что такие услуги Общество вынуждено оказывать безвозмездно.
Податель жалобы также полагает, что в оспариваемом решении Комитета отсутствовало правовое обоснование отказа в установлении тарифов, а ссылка на решение Ленинградского областного суда от 08.11.2019 по делу N 3а-285/2019, не вступившего на момент принятия оспариваемого решения Комитета в законную силу, недостаточно для признания отказа Комитета законным.
В отзыве Прокуратура просит оставить судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Прокуратуры отклонил их.
Представители Комитета, надлежаще извещенного о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, что не препятствует рассмотрению кассационной жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество обратилось в Комитет с заявлением от 02.09.2019 N 1048 об установлении Обществу (филиал "Новогорелово") тарифов на питьевую воду и водоотведение на 2020-2022 годы.
Письмом от 17.09.2019 N КТ-3-3667/2019 Комитет сообщил Обществу об открытии тарифных дел N 23-В и 22-К.
Решением Комитета, оформленным протоколом заседания правления Комитета от 20.12.2019 N 46, Обществу в установлении тарифов отказано. Как следует из оспариваемого решения, причиной для отказа Обществу в установлении тарифов послужило отсутствие у Общества статуса гарантирующей организации на территории муниципального образования Виллозское городское поселение, принятие Ленинградским областным судом решения от 08.11.2019 по делу N 3а-285/2019, а также вынесение Прокуратурой предостережения о недопустимости нарушения закона от 13.12.2019 в отношении председателя Комитета.
Не согласившись с решением Комитета, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали Обществу в удовлетворении заявленных требований, признав решение соответствующим тарифному законодательству и законодательству в сфере холодного водоснабжения и водоотведения.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Согласно части 1 статьи 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным данным Кодексом, с особенностями, установленными в главе 24 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов и должностных лиц, если полагают, что оспариваемый акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону и нарушают их права и законные интересы.
В обоснование заявления Общество ссылалось на следующие обстоятельства: ранее приказами Комитета от 12.04.2019 N 78-п, 78-пн и 78-пп Обществу (филиал "Новогорелово") были утверждены тарифы на питьевую воду, водоотведение и услуги в сфере холодного водоснабжения (питьевая вода) и водоотведения на 2019 год, а также утверждены основные показатели производственных программ Общества (филиала "Новогорелово") в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для потребителей поселка Новогорелово муниципального образования "Виллозское городское поселение"; с заявлением об установлении тарифов на 2020-2022 годы Общество обратилось в Комитет до принятия Ленинградским областным судом решения от 08.11.2019 по делу N 3а-285/2019; из протокола заседания правления Комитета от 20.12.2019 N 46 следует, что необходимая валовая выручка регулируемой организации признана обоснованной, тарифы предложены к утверждению Комитетом; законодательно установленные основания для отказа в установлении тарифов отсутствовали, предостережение Прокуратуры таким основанием не является, решение Ленинградского областного суда от 08.11.2019 по делу N 3а-285/2019 в законную силу не вступило, следовательно, факт нарушения Комитетом закона при установлении Обществу тарифов на 2019 год не установлен; несмотря на отсутствие акта Администрации муниципального образования Виллозское городское поселение об определении Общества в качестве гарантирующей организации на территории соответствующего муниципального образования Общество осуществляет водоснабжение и водоотведение на территории поселка Новогорелово, а отказ в установлении Обществу тарифов позволяет абонентам не оплачивать оказанные им Обществом услуги, что нарушает права Общества.
Указывая на соответствие оспариваемого решения закону, Комитет и Прокуратура сообщили, что Общество гарантирующей организацией на территории поселка Ноговорелово не является, постановлением Администрации муниципального образования Виллозское городское поселение от 14.10.2016 N 359 (в редакции постановления Администрации от 29.12.2017 N 722) гарантирующей организацией в сфере водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования (в том числе поселка Новогорелово) определено МУП "Управление жилищно-коммунальным хозяйством муниципального образования Виллозское сельское поселение"; впоследствии постановлением Администрации от 24.12.2019 N 630 внесены изменения в постановление от 14.10.2016 N 359, согласно которым с 1 января 2020 года гарантирующими организациями в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на территории Виллозского городского поселения определены МУП "Управление жилищно-коммунальным хозяйством Муниципального образования Виллозское сельское поселение" и ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" с разделением между ними зон деятельности; решением Ленинградского областного суда от 08.11.2019 по делу N 3а-285/2019, частично измененным определением Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 11.03.2020 N 66а-54/2020, по административному иску Прокуратуры признаны недействующими с даты принятия приказы Комитета от 12.04.2019 N 78-п, 78-пн и 78-пп об утверждении Обществу (филиал "Новогорелово") тарифов и основных показателей производственных программ; поскольку Общество не является гарантирующей организацией на территории муниципального образования Виллозское сельское поселение и не осуществляет забор (подъем) воды и (или) водоподготовку, а также очистку сточных вод и (или) обращение с осадком сточных вод, у Комитета отсутствовали правовые основания, предусмотренные Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 (далее - Основы ценообразования), для установления Обществу тарифов.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В соответствии со статьей 31 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) тарифы на услуги в сфере холодного водоснабжения (питьевая вода) и водоотведения подлежат государственному регулированию.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 5 Закона N 416-ФЗ установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Таким органом в Ленинградской области является Комитет (пункт 2.3 Положения о комитете по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 28.08.2013 N 274).
Согласно пункту 5 Основ ценообразования после определения органами местного самоуправления поселений и городских округов гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения орган регулирования тарифов начиная с очередного периода регулирования устанавливает:
а) для гарантирующей организации - тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на техническую воду и тарифы на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения, а также тарифы для отдельных регулируемых видов деятельности в случае, если гарантирующая организация оказывает абонентам отдельные виды услуг, предусмотренные пунктом 4 настоящего документа;
б) для иных регулируемых организаций - тарифы на транспортировку холодной воды, тарифы на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения, а также тарифы на питьевую воду и (или) на техническую воду в случае, если регулируемая организация осуществляет забор (подъем) воды и (или) водоподготовку.
Согласно пункту 6 Основ ценообразования после определения органами местного самоуправления поселений и (или) городских округов гарантирующей организации в сфере водоотведения орган регулирования тарифов начиная с очередного периода регулирования устанавливает:
а) для гарантирующей организации - тарифы на водоотведение и на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения, а также тарифы для отдельных регулируемых видов деятельности в случае, если гарантирующая организация оказывает абонентам такие отдельные виды услуг, предусмотренные пунктом 4 настоящего документа;
б) для иных регулируемых организаций - тарифы на транспортировку сточных вод, тарифы на подключение (технологическое присоединение) к нейтрализованной системе водоотведения, а также тарифы на водоотведение в случае, если регулируемая организация осуществляет очистку сточных вод и (или) обращение с осадком сточных вод.
Как указано в пункте 6 статьи 2 Закона N 416-ФЗ, гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом), которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 6, пунктом 1 статьи 12 Закона N 416-ФЗ органы местного самоуправления для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности.
Как установлено судами, гарантирующая организация в сфере водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования определена постановлением Администрации муниципального образования Виллозское городское поселение от 14.10.2016 N 359 (с учетом внесенных в него изменений, а также с учетом судебных актов по делам N А56-2259/2020 и N А56-15983/2020). Постановление Администрации муниципального образования Виллозское городское поселение о наделении Общества статусом гарантирующей организации в сфере водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования не принималось.
Доказательства того, что Общество осуществляет забор (подъем) воды и (или) водоподготовку, а также очистку сточных вод и (или) обращение с осадком сточных вод, что в силу пунктом 5 и 6 Основ ценообразования является основанием для установления запрашиваемых Обществом тарифов для иных регулируемых организаций, также не представлены.
Таким образом, поскольку Общество не является гарантирующей организацией на территории муниципального образования Виллозское городское поселение и не осуществляет забор (подъем) воды и (или) водоподготовку, а также очистку сточных вод и (или) обращение с осадком сточных вод, суды пришли к обоснованному выводу о том, что у Комитета отсутствовали правовые основания для установления Обществу тарифов на питьевую воду и водоотведение.
Вопреки доводам подателя жалобы отсутствие у Общества статуса гарантирующей организации в соответствии с приведенными нормами является достаточным правовым основанием для отказа в установлении тарифов. Открытие и рассмотрение дел об установлении тарифов по предложению организации, не являющейся регулируемой в соответствующей сфере, Основами ценообразования не предусмотрено.
Эксплуатация Обществом сетей водоснабжения и водоотведения в поселке Новогорелово, к которым подключено большинство абонентов, транспортировка по ним питьевой воды и сточных вод не являются условием для установления Обществу тарифов на питьевую воду и водоотведение.
Ссылка заявителя на то, что ранее приказами Комитета от 12.04.2019 N 78-п, 78-пн и 78-пп Обществу были установлены тарифы в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на 2019 год, правомерно отклонена судами, поскольку вступившим в законную силу решением Ленинградского областного суда от 08.11.2019 по делу N 3а-285/2019 приказы Комитета признаны недействующими с даты их принятия.
Учитывая изложенное, суды обоснованно отказали Обществу в удовлетворении заявления. Выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам. Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела судами не допущено. В связи с этим основания для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы Общества отсутствуют.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и пункта 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" государственная пошлина за рассмотрение настоящей кассационной жалобы составляет 1500 руб.
Так как при обращении с кассационной жалобой Общество на основании платежного поручения от 17.11.2020 N 312 уплатило 3000 руб. государственной пошлины, на основании статьи 333.40 НК РФ 1500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины следует возвратить Обществу из федерального бюджета.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.06.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2020 по делу N А56-12496/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Ленинградские областные коммунальные системы" - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Ленинградские областные коммунальные системы" (188354, Ленинградская область, Гатчинский район, территория Промышленная зона "Орловские ключи", дом 1, ОГРН 1054700272219, ИНН 4705029366) из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 17.11.2020 N 312.
Председательствующий |
Е.В. Боглачева |
Судьи |
Е.В. Боглачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.