01 февраля 2021 г. |
Дело N А56-4623/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Алешкевича В.М., Мунтян Л.Б.,
рассмотрев 01.02.2021 в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Светогорское жилищно-коммунальное хозяйство" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.07.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2020 по делу N А56-4623/2020,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Светогорское жилищно-коммунальное хозяйство", адрес: 188990, Ленинградская обл., Выборгский район, г. Светогорск, Рощинская ул., д. 2, ОГРН 1034700875681, ИНН 4704026517 (далее - Общество, ООО "СЖКХ"), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным распоряжения Комитета государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области, адрес: 191311, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, ОГРН 1147847555107, ИНН 7842018964 (далее - Комитет), от 29.11.2019 N 2343 о внесении изменений в реестр лицензий Ленинградской области и обязании Комитета восстановить нарушенные права и законные интересы ООО "СЖКХ", а также о признании незаконными действий Комитета по внесению изменений в реестр лицензий Ленинградской области путем включения в реестр многоквартирных домов Ленинградской области, деятельность по управлению которыми осуществляет общество с ограниченной ответственностью "Независимая управляющая компания".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено общество с ограниченной ответственностью "Независимая управляющая компания" (далее - третье лицо, ООО "Независимая УК").
Решением суда первой инстанции от 10.07.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 28.10.2020, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не соглашаясь с принятыми судебными актами, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, Общество обратилось в Арбитражный суд Северо-Западного округа с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить, заявление удовлетворить.
В обоснование доводов кассационной жалобы Общество указывает, что при вынесении оспариваемого распоряжения Комитет не проверил на соответствие требованиям законодательства и наличие признаков ничтожности представленный третьими лицом протокол общего собрания собственников многоквартирного дома от 20.11.2019, впоследствии признанного недействительным в судебном порядке.
Общество, Инспекция и ООО "Независимая УК" надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей для участия в нем не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО "СЖКХ" осуществляло управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, пгт. Лесогорский, ул. Труда, д. 7 (далее - МКД), на основании протоколов от 31.01.2018 N 1/2018, от 24.04.2019 N 3/2018.
Апелляционным определением Ленинградского областного суда от 11.09.2019 по делу N 33-5452/2019 (2-97/2019) отменено решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 20.05.2019 по делу N 2-97/2019, решения общих собраний собственников МКД от 31.01.2018 N 1/2018, от 24.04.2019 N 3/2018 признаны недействительными.
Поскольку предшествующим общим собранием собственников помещений МКД на основании протокола общего собрания от 22.03.2018 управляющей организацией выбрано ООО "Независимая УК", третье лицо обратилось в Комитет с соответствующим заявлением о включении в реестр лицензий Ленинградской области сведений об управлении им МКД.
По результатам рассмотрения заявления распоряжением Комитета от 29.11.2019 N 2343 из реестра лицензий Ленинградской области исключены сведения о МКД, деятельность по управлению которым осуществляет Общество.
Общество, считая вынесенное Комитетом распоряжение нарушающим его права и законные интересы, обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 198, 200, 201 АПК РФ, статьями 192, 195, 198 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пунктами 3, 5, 7, 9, 10 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок N 938/пр), отказал в удовлетворении заявленных требований, посчитав, что со стороны Комитета не допущено нарушений процедуры принятия оспариваемого распоряжения, а также нарушений прав Общества.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В силу части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 АПК РФ действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании статей 161 и 162 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений, в том числе путем заключения договора управления домом с управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3 статьи 161 ЖК РФ).
В силу части 1 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия).
В соответствии с частью 2 статьи 195 ЖК РФ каждым субъектом Российской Федерации ведется соответствующий реестр лицензий, содержащий раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
Согласно части 2 статьи 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Частью 3 статьи 198 ЖК РФ предусмотрено, что орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.
Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации утверждены приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр.
В пункте 5 Порядка N 938/пр установлено, что в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий: а) соответствие заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка; б) достоверность сведений, содержащихся в заявлении; в) отсутствие противоречий сведений, представленных лицензиатом, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям; г) отсутствие судебных споров по вопросу определения лица, правомочного осуществлять управление многоквартирным домом, сведения о котором указаны в заявлении; д) выполнение лицензиатом требования о размещении информации, указанной в заявлении, на официальном сайте для раскрытия информации в соответствии с частью 2 статьи 198 ЖК РФ.
По итогам проверки заявления и документов, представленных лицензиатом, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка (пункт 6 Порядка N 938/пр).
На основании пункта 7 Порядка N 938/пр по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений: а) о внесении изменений в реестр; б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления; в) о приостановлении рассмотрения заявления.
Решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в пункте 5 настоящего Порядка (пункт 8 Порядка N 938/пр).
Как следует из материалов дела и установлено судами, вступившим в законную силу Апелляционным определением Ленинградского областного суда от 11.09.2019 по делу N 33-5452/2019 (2-97/2019) решения общих собраний собственников МКД от 31.01.2018 N 1/2018, от 24.04.2019 N 3/2018 признаны недействительными.
На основании апелляционного определения Ленинградского областного суда от 11.09.2019 по делу N 33-5452/2019 (2-97/2019), а также заявления третьего лица, Комитетом вынесено распоряжение от 29.11.2019 N 2343 о внесении изменений в реестр лицензий и исключении из реестра сведений о МКД, управление которым осуществлялось заявителем.
Возражения Общества относительно признания определением судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 20.11.2019 недействительными решений общего собрания собственников помещений МКД, оформленных протоколом от 22.03.2018 N 2/2018, о выборе управляющей компании ООО "Независимая УК" и заключении договора управления, правомерно отклонены судами с учетом положений части 3.1 статьи 198 ЖК РФ, поскольку на дату обращения ООО "Независимая УК" и вынесения Комитетом оспариваемого распоряжения определение от 20.11.2019 не вступило в законную силу.
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что Комитет правомерно руководствовался вступившим в законную силу апелляционным определением Ленинградского областного суда от 11.09.2019 по делу N 33-5452/2019 (2-97/2019) при вынесении распоряжения. Процедура внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации - Ленинградской области, предусмотренная Порядком N 938/пр, Комитетом не нарушена, что свидетельствует об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований.
При установленных судами обстоятельствах, проанализировав хронологию совершения действий участниками спорных правоотношений, следует отметить, что Общество не доказало, что оспариваемое распоряжение нарушает его права и интересы, поскольку после его вынесения вносились изменения в реестр лицензий. Как следует из отзыва Комитета от 08.05.2020, в настоящее время управление МКД осуществляет ООО "СЖКХ" (дата включения в реестр - 01.03.2020).
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными статьями 65, 71 АПК РФ.
В целом доводы заявителя кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и исследованных судами обстоятельств, не опровергают выводы судов, были предметом их рассмотрения и им дана надлежащая правовая оценка.
Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 АПК РФ).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах отсутствуют основания для отмены обжалуемых судебных актов.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации ООО "СЖКХ" подлежит возврату излишне уплаченная при подаче кассационной жалобы государственная пошлина в размере 1500 руб.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.07.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2020 по делу N А56-4623/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Светогорское жилищно-коммунальное хозяйство" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Светогорское жилищно-коммунальное хозяйство", адрес: 188990, Ленинградская обл., Выборгский район, г. Светогорск, ул. Рощинская, д. 2, ОГРН 1034700875681, ИНН 4704026517, из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 09.12.2020 N 2779.
Председательствующий |
Е.А. Аникина |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Возражения Общества относительно признания определением судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 20.11.2019 недействительными решений общего собрания собственников помещений МКД, оформленных протоколом от 22.03.2018 N 2/2018, о выборе управляющей компании ООО "Независимая УК" и заключении договора управления, правомерно отклонены судами с учетом положений части 3.1 статьи 198 ЖК РФ, поскольку на дату обращения ООО "Независимая УК" и вынесения Комитетом оспариваемого распоряжения определение от 20.11.2019 не вступило в законную силу.
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что Комитет правомерно руководствовался вступившим в законную силу апелляционным определением Ленинградского областного суда от 11.09.2019 по делу N 33-5452/2019 (2-97/2019) при вынесении распоряжения. Процедура внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации - Ленинградской области, предусмотренная Порядком N 938/пр, Комитетом не нарушена, что свидетельствует об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 февраля 2021 г. N Ф07-16923/20 по делу N А56-4623/2020