г. Санкт-Петербург |
|
28 октября 2020 г. |
Дело N А56-4623/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 октября 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.,
судей Денисюк М.И., Протас Н.И.,
при ведении протокола судебного заседания Новоселовой В.В.,
при участии:
от заявителя: Зарубина А.А. по доверенности от 16.12.2019;
от ответчика: Иванова Д.И. по доверенности от 30.12.2019;
от 3-го лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-19642/2020) ООО "Светогорское жилищно-коммунальное хозяйство" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.07.2020 по делу N А56-4623/2020, принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Светогорское жилищно-коммунальное хозяйство"
к Комитету государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области
3-е лицо: общество с ограниченной ответственностью "Независимая управляющая компания"
о признании незаконным распоряжения и действий,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Светогорское жилищно-коммунальное хозяйство" (далее - заявитель, Общество, ООО "СЖКХ") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным распоряжения Комитета государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области (далее - заинтересованное лицо, Комитет) N 2343 от 29.11.2019 о внесении изменений в реестр лицензий Ленинградской области и обязании Комитет восстановить нарушенные права и законные интересы ООО "СЖКХ", а также о признании незаконными действий Комитета по внесению изменений в реестр лицензий Ленинградской области путем включения в реестр многоквартирных домов Ленинградской области, деятельность по управлению которыми осуществляет общество с ограниченной ответственностью "Независимая управляющая компания".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено общество с ограниченной ответственностью "Независимая управляющая компания".
Решением суда от 10.07.2020 года в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, ООО "СЖКХ" направило апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значения для правильного рассмотрения дела, нарушены нормы материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель Общества жалобу поддержал. Представитель Комитета жалобу не признал, поддержал доводы, изложенные в отзыве, полагает вынесенное решение законным и обоснованным.
Третье лицо в судебное заседание своего представителя не направило.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО "СЖКХ" и ООО "Независимая УК" осуществляют предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензий от 06.04.2015 N 042 и от 15.04.2016 N 328 соответственно.
Заявитель осуществлял управление МКД, расположенным по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, пгт Лесогорский, ул. Труда, д. 7 на основании протоколов N 1/2018 от 31.01.2018 г.; N 3/2018 от 24.04.2019 г.
Апелляционным определением Ленинградского областного суда от 11.09.2019 по делу N 33-5452/2019 (2-97/2019) отменено решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 20.05.2019 по делу N 2-97/2019, решения общих собраний собственников МКД N 1/2018 от 31.01.2018 г.; N 3/2018 от 24.04.2019 г. признаны недействительными.
Поскольку предшествующим общим собранием собственников помещений МКД на основании протокола общего собрания от 22.03.2018 управляющей организацией выбрано ООО "Независимая УК", третье лицо обратилось в Комитет с соответствующим заявлением о включении в реестр лицензий Ленинградской области сведений об управлении третьим лицом МКД.
Комитетом, по результатам рассмотрения заявления вынесено распоряжение N 2343 от 29.11.2019, которым он внес изменения в реестр лицензий, исключив из реестра лицензий сведения о МКД, деятельность по управлению которым осуществляет заявитель.
Не согласившись с вынесенным Распоряжением Комитета N 2343 от 29.11.2019 Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также - лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия).
Отношения, связанные с осуществлением лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами, регулируются положениями Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом особенностей, установленных ЖК РФ (ч. 5 ст. 192 ЖК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 195 ЖК РФ сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий субъекта Российской Федерации.
В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Частью 3 статьи 198 ЖК РФ предусмотрено, что орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр утвержден Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (далее - Порядок N 938/пр), который определяет условия, последовательность и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Порядка N 938/пр изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора на основании решения органа государственного жилищного надзора, принятого в соответствии с частями 3, 3.1, 5 - 5.4 статьи 198 ЖК РФ либо на основании представленного лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом (далее - заявитель), заявления о внесении изменений в реестр.
К заявлению о внесении изменений в реестр прилагаются в числе прочего следующие документы: а) копия протокола и решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении с ней договора управления МКД либо об изменении способа управления МКД или расторжении договора управления в случае проведения такого собрания, за исключением случая представления в орган государственного жилищного надзора подлинников указанных документов в соответствии с частью 1 статьи 46 ЖК РФ; в) копия договора управления, условия которого утверждены решением общего собрания собственников помещений в МКД (Пункт 3 Порядка N 938/пр).
В соответствии с пунктом 5 и 7 Порядка N 938/пр органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов, на основании которой принимается одно из следующих решений: а) о внесении изменений в реестр; б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов; в) о приостановлении рассмотрения заявления.
Основания внесения изменений, отказа внесения изменений, а также приостановления рассмотрения заявления содержатся в пунктах 8, 9, 10 Порядка N 938/пр.
В силу части 9 статьи 161 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Судом первой инстанции установлено, что вступившим в законную силу Апелляционным определением Ленинградского областного суда от 11.09.2019 по делу N 33-5452/2019 (2-97/2019) решения общих собраний собственников МКД N 1/2018 от 31.01.2018 г.; N 3/2018 от 24.04.2019 г. признаны недействительными.
В связи с чем третье лицо обратилось в Комитет с заявлением от 28.11.2019 о включении в реестр лицензий Ленинградской области сведений об управлении ООО "Независимая УК" МКД..
На основании апелляционного определения Ленинградского областного суда от 11.09.2019 по делу N 33-5452/2019 (2-97/2019), а также заявления третьего лица, Комитетом вынесено распоряжение от 29.11.2019 N2343 о внесении изменений в реестр лицензий, исключив из реестра сведения о МКД, управление которым осуществлялось заявителем.
Ссылка Общества на определение судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 20.11.2019, которым признаны недействительными решения общего собрания собственников помещений МКД, оформленные протоколом N 2/2018 от 22.03.2018 с ООО "Независимая УК", правомерно отклонена судом первой инстанции.
В силу части 3.1 статьи 198 ЖК РФ в случае признания судом недействительным решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации или об изменении способа управления многоквартирным домом, которое послужило основанием для направления в орган государственного жилищного надзора сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации вносятся органом государственного жилищного надзора на основании вступившего в законную силу решения суда о признании соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме недействительным не ранее даты вступления в силу такого решения суда.
На дату обращения ООО "Независимая УК" и вынесения Комитетом оспариваемого Распоряжения определение судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 20.11.2019 не вступило в законную силу.
Таким образом, с учетом положений части 3.1 статьи 198 ЖК РФ Комитет правомерно руководствовался вступившим в законную силу апелляционном определении Ленинградского областного суда от 11.09.2019 по делу N 33-5452/2019 (2-97/2019) при вынесении распоряжения.
При указанных выше обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии со стороны Комитета нарушений процедуры принятия Распоряжения.
Ссылка Общества на то, что ООО "Независимая УК" на протяжении 3-х месяцев управляла МКД по ничтожным решениям собрания собственников, несмотря на то, что заявителем в Комитет представлено заявление о внесении сведений МКД в реестр лицензий от 12.12.2019, на основании протокола от 02.12.2019 N 1/2019, отклоняется апелляционным судом, поскольку Комитет рассматривает заявление исходя из норм действующего законодательства и представленных документов, определенных Порядком N 938/пр.
По итогам проверки заявления и документов ООО "СЖКХ" Комитетом выявлено наличие противоречий сведений, представленных заявителем, сведениям, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления (пп. "в" п. 5 Порядка).
Судом также правомерно отклонена ссылка Общества на ничтожность решений общего собрания собственников помещений МКД, оформленных протоколом N 2/2018 от 22.03.2019, поскольку внесение изменение в реестр лицензий на основании оспариваемого распоряжение было основано на вступивших в законную силу судебных актах и является формальной реализацией части 3.1 статьи 198 ЖК РФ.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании статьи 110 АПК РФ расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы. В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда уплачивается госпошлина в размере 1500 руб. Заявителем при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина была оплачена в размере 3000 руб. по платежному поручению от 18.06.2020 N 1298, в связи с чем излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1500 руб. подлежит возврату подателю жалобы.
На основании вышеизложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10 июля 2020 года по делу N А56-4623/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Светогорское жилищно-коммунальное хозяйство" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Светогорское жилищно-коммунальное хозяйство" из федерального бюджета РФ излишне уплаченную государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1 500 руб.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-4623/2020
Истец: ООО "СВЕТОГОРСКОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО"
Ответчик: КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО НАДЗОРА И КОНТРОЛЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ООО "НЕЗАВИСИМАЯ УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ"