03 февраля 2021 г. |
Дело N А26-9831/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Захаровой М.В., судей Рудницкого Г.М., Чуватиной Е.В.,
рассмотрев 28.01.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 26.05.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2020 по делу N А26-9831/2019,
УСТАНОВИЛ:
Департамент лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу, адрес: 194021, Санкт-Петербург, Институтский пр., д. 21, корп. Б, ОГРН 1077847120944, ИНН 7802384322 (далее - Департамент), обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Сервиспро", адрес: 186730, Республика Карелия, Лахденпохский р-н, г. Лахденпохья, Ленинградское шоссе, д. 5, ОГРН 1057811907306, ИНН 7802330302 (далее - Общество), о признании недействительным договора от 23.05.2008 N 1906 аренды земельного участка; об истребовании из незаконного владения Общества земельного участка площадью 6,0 га с кадастровым номером 10:12:0012302:17, расположенного в восточной части кадастрового квартала 10:12:012302 (местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, почтовый адрес ориентира: Республика Карелия, Лахденпохский р-н, г. Лахденпохья), земельный участок в границах, определенных следующими координатами:
N точки
X
Y
1
313478,84
1297844,09
2
313602,95
1298047,43
3
313537,28
1298077,26
4
313665,93
1298078,01
5
313574,12
1297802,27
- об исключении из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) сведений о границах земельного участка с кадастровым номером 10:12:0012302:17, расположенного в границах земельного участка с кадастровым номером 10:00:000000:024 в вышеуказанных координатах.
Определением от 28.10.2019 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требования, относительно заявленного спора, привлечены: Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее - Министерство), федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Карелия, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия (далее - Управление), Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия, Межрегиональное территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республики Карелия, администрация Лахденпохского муниципального района (далее - Администрация).
Определением от 13.01.2020 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство и Управление.
Решением суда от 26.05.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 24.08.2020, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Департамент, считая обжалуемые судебные акты необоснованными, просит их отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме. По мнению подателя жалобы, вопреки выводам судов, Департамент представил все необходимые доказательства, подтверждающие пересечение земельного участка с кадастровым номером 10:12:0012302:17 с землями лесного фонда. Кассатор указывает, что спорный земельный участок имеет наложение с земельным участком лесного фонда, соответственно, сформирован из земель лесного фонда, что противоречит действующему законодательству.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между Администрацией (арендодателем) и Обществом (арендатором) заключен договор от 23.05.2008 N 1906 аренды земельного участка площадью 60 000 кв.м с кадастровым номером 10:12:0012302:17, находящегося по адресу: Республика Карелия, г. Лахденпохья, р-н станции Яккима, под проектирование производства по переработке древесины и железнодорожного тупика сроком на 49 лет.
Согласно представленной в материалы дела выписки из ЕГРН участок является ранее учтенным, поставлен на кадастровый учет 23.07.2007, относится к категории земель населенных пунктов, государственная собственность на землю не разграничена, разрешенное использование земельного участка - под проектирование производства по переработке древесины и железнодорожного тупика, граница земельного участка с кадастровым номером 10:12:0012302:17 установлена в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, в ЕГРН содержатся значения координат характерных точек границ, определяющих его местоположение.
Договор зарегистрирован в установленном порядке 23.06.2008.
С 01.01.2016 полномочия по распоряжению (предоставлению) земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, и расположенными на территории Республики Карелия земельными участками возложены на Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок в силу положений статьи 10.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), пункта 1 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Закона Республики Карелия от 29.12.2015 N 1980-ЗРК, Положения о Комитете, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 25.11.2010 N 274-П.
Постановлением Правительства Республики Карелия от 26.09.2017 N 326-П "Вопросы органов исполнительной власти Республики Карелия" наименование Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок изменено на Министерство, о чем 08.11.2017 в Единый государственной реестр юридических лиц внесена соответствующая запись.
Постановлением Правительства Республики Карелия от 02.11.2017 N 390-П утверждено Положение о Министерстве, в соответствии с которым Министерство является органом исполнительной власти Республики Карелия, осуществляющим функции в сфере управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами Республики Карелия, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Смежным с земельным участком с кадастровым номером 10:12:0012302:17 является земельный участок из состава земель лесного фонда с кадастровым номером 10:00:000000:024.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 10 АБ N 172332 от 20.02.2008 и выписке из ЕГРН право Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 10:00:000000:024 зарегистрировано 20.02.2008, о чем в ЕГРН сделана запись регистрации N 10-10-07/014/2007-329. Участок представляет собой единое землепользование, в состав которого входят 905 обособленных земельных участков.
Граница земельного участка с кадастровым номером 10:00:000000:024 не установлена в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, в сведениях ЕГРН отсутствуют значения координат характерных точек границ, определяющих его местоположение.
По мнению Департамента, земельный участок с кадастровым номером 10:12:0012302:17 частично пересекается с границами земельного участка из состава земель лесного фонда с кадастровым номером 10:00:000000:024, расположенного в выделе 56 квартала 88 Яккимского участкового лесничества Лахденпохского лесничества Республики Карелия. В подтверждение данного обстоятельства Департамент ссылается на выписку из государственного лесного реестра, заключение филиала "Кареллеспроект" федерального государственного бюджетного учреждения "Рослесинфорг" (далее - Учреждение).
Департамент также указывает, что спорный участок расположен в защитных лесах - защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации. Кроме этого, выделены особо защитные участки леса - участки лесов шириной 1 км вокруг сельских населенных пунктов и садовых товариществ.
Полагая, что земельный участок с кадастровым номером 10:12:0012302:17 является лесным участком из состава земель лесного фонда и не может находиться во владении Общества, а Администрация, не имея на то соответствующих полномочий, распорядилась участком лесного фонда, находящимся в собственности Российской Федерации, передав его в аренду Обществу, ссылаясь на сведения государственного лесного реестра и заключение Учреждения, Департамент обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями норм действующего законодательства, сочли заявленные требования необоснованными.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Настоящий спор возник по поводу границ находящегося в аренде у Общества ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером 10:12:0012302:17 и земельного участка из состава земель лесного фонда с кадастровым номером 10:00:000000:024, границы которого не определены в соответствии с действующим законодательством.
При разрешении спора суды руководствовались положениями статей 6, 7, 67, 69, 92 Лесного кодекса Российской Федерации, положениями, указанными в Федеральном законе от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" (далее - Закон N 280-ФЗ), которым в частности внесены изменения в Земельный кодекс, Федеральные законы от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", а также правовыми позициями, приведенными в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 21.09.2017 N 1793-О, 1794-О и 1795-О, от 28.11.2019 N 3074-О.
Как указано в пункте 3 части 1 статьи 5 Закона N 280-ФЗ, в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в ЕГРН, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016.
Применив положения приведенных норм, учтя обстоятельства, установленные в ходе рассмотрения дела на основании имеющихся в нем доказательств, установив, что в нарушение статьи 65 АПК РФ Департамент не представил объективных, достоверных и достаточных доказательств пересечения указанных в ЕГРН границ спорного земельного участка с лесным участком, который относится к федеральной собственности, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Из материалов кадастрового дела 10:12:0012302:17 усматривается, что в отношении спорного земельного участка проведена процедура согласования границ земельного участка со смежными землепользователями; каких-либо данных о пересечении его границ с другими земельными участками, в том числе с участками лесного фонда, при постановке участка на учет не выявлено, границы согласованы директором Лахденпохского лесхоза как смежным землепользователем.
Данные о границах земельного участка с кадастровым номером 10:12:0012302:17 с категорией "земли поселений", в том числе о границах, оспариваемых Департаментом, содержатся в ЕГРН. Границы лесного участка, о нарушении которых заявлено Департаментом, посредством определения координат характерных точек таких границ, как то предусматривает земельное законодательство, не устанавливались.
Кроме того, судами принято во внимание, что спорный земельный участок с кадастровым номером 10:12:0012302:17 поставлен на кадастровый учет (23.07.2007) до регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 10:00:000000:024. Право аренды на земельный участок с кадастровым номером 10:12:0012302:17 зарегистрировано 23.06.2008, то есть до 01.01.2016.
При таких обстоятельствах суды обоснованно отказали в удовлетворении исковых требования.
Оснований для иной оценки выводов судов кассационная инстанция не находит.
Довод о том, что Департамент представил все необходимые доказательства, подтверждающие пересечение земельного участка с кадастровым номером 10:12:0012302:17 с землями лесного фонда, противоречит выводам судов, сделанным на основе оценки представленных доказательств и приведенных выше правовых норм.
По существу доводы заявителя жалобы не касаются нарушения судебными инстанциями норм права, а выражают его несогласие с произведенной судами оценкой фактических обстоятельств, установленных на основе имеющихся в материалах дела доказательств. Между тем суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по исследованию и оценке доказательств.
При этом доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанций, повторяют доводы, изложенные в апелляционной жалобе Департамента, и получили надлежащую правовую оценку.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (части 3 и 4 статьи 288 АПК РФ), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 26.05.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2020 по делу N А26-9831/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу - без удовлетворения.
Председательствующий |
М. В. Захарова |
Судьи |
М.В. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.