03 февраля 2021 г. |
Дело N А56-109752/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Аникиной Е.А., Мунтян Л.Б.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Эфес" Комракова А.В. (приказ от 28.12.2020), Филановского Л.А. (доверенность от 09.11.2020),
рассмотрев 01.02.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Эфес" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.01.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2020 по делу N А56-109752/2019,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Эфес", адрес: 190020, Санкт-Петербург, наб. Обводного канала, д. 134-136-138, лит. ВМ, пом. 2-Н, 4-Н, оф. 2, ОГРН 1027802740888, ИНН 7805200823 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в котором просило:
- признать незаконным протокол об административном правонарушении от 26.08.2019 N 2608-2-445/19, составленный Администрацией Адмиралтейского района Санкт-Петербурга, адрес: 190005, Санкт-Петербург, Измайловский просп., д. 10, ОГРН 1037851027081, ИНН 7809029013 (далее - Администрация);
- признать незаконным и отменить постановление Государственной административно-технической инспекции, адрес: 191014, Санкт-Петербург, Литейный пр-т, д. 36, лит. А, ОГРН 1027809192575, ИНН 7803032323 (далее - Инспекция, ГАТИ), от 11.09.2019 N 4425 по делу об административном правонарушении N 2608-2-445/19 от 26.08.2019 о привлечении к административной ответственности по пункту 3 статьи 20 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N 273-70) в виде штрафа в размере 600 000 руб.;
- признать незаконным и отменить представление ГАТИ от 11.09.2019 об устранении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, по делу об административном правонарушении N 2608-2-445/19 от 26.08.2019.
Решением суда первой инстанции от 17.01.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 24.08.2020, производство по делу прекращено в части требования об оспаривании протокола Администрации от 26.08.2019 N 2608-2-445/19, постановление ГАТИ изменено в части назначения наказания, штраф уменьшен до 300 000 руб., в удовлетворении заявленных требований в остальной части отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить состоявшиеся судебные акты и удовлетворить заявленные требования в полном объеме, ссылаясь на то, что протоколы осмотра и об административном правонарушении составлены неуполномоченным лицом, в связи с чем не могли являться основанием для привлечения Общества к административной ответственности.
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Администрация, Инспекция, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей для участия в нем не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, нежилое здание по адресу: Санкт-Петербург, наб. Обводного канала, д. 146, лит. А принадлежит Обществу на праве собственности с 28.06.2001, ограничений прав и обременений объекта недвижимости не зарегистрировано (выписка из Единого государственного реестра недвижимости от 26.08.2019).
Администрацией 21.08.2019 выявлен факт непроведения Обществом текущего ремонта частично отслоившегося покрасочного и штукатурного слоев фасадов названного здания, кроме того, имеются механические повреждения на двух водосточных трубах. Указанные нарушения зафиксированы в протоколах осмотра от 21.08.2019 и от 26.08.2019 с фотофиксацией.
По факту выявленных нарушений 26.08.2019 в отношении Общества Администрацией составлен протокол об административном правонарушении N 2608-2-445/19, который вместе с иными материалами дела передан для рассмотрения в ГАТИ.
11.09.2019 Инспекция вынесла постановление N 4425 о признании заявителя виновным в совершении правонарушения, предусмотренного пунктом 3 статьи 20 Закона N 273-70, с назначением наказания в виде штрафа в размере 600 000 руб.
Кроме того, Инспекцией вынесено представление от 11.09.2019 об устранении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, по делу об административном правонарушении N 2608-2-445/19 от 26.08.2019.
Посчитав незаконными протокол, постановление и представление, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного правонарушения и отсутствии нарушений процедуры привлечения к административной ответственности. Вместе с тем, исходя из конкретных обстоятельств дела, учитывая характер допущенных нарушений, степень вины привлекаемого к ответственности лица, уменьшил назначенный штраф до 300 000 руб. В части требования об оспаривании протокола об административном правонарушении производство по делу прекращено в порядке пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ, в части оспаривания представления ГАТИ в удовлетворении заявленных требований отказано.
Суд апелляционной инстанции с позицией суда первой инстанции согласился.
Суд кассационной инстанции, изучив доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно пункту 3 статьи 20 Закона N 273-70 неосуществление обязанностей по текущему и капитальному ремонту фасадов зданий и сооружений или размещенных на них элементов благоустройства, в том числе окраска фасада здания, строения, сооружения и их элементов без колерного бланка или с нарушением колерного бланка, утвержденного в составе правил благоустройства территории Санкт-Петербурга, за исключением административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), влечет для юридических лиц наложение административного штрафа от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
Требования, определяющие порядок содержания и ремонта фасадов в Санкт-Петербурге, установлены Правилами благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденными постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 N 961 (далее - Правила N 961).
В соответствии с пунктами 1.1, 2.1, 8.1, 8.2, 8.4.1, 8.4.4, 8.6, 8.4.2, 8.4.3 Приложения N 5 к Правилам N 961 уполномоченные на содержание лица осуществляют содержание объектов благоустройства, элементов благоустройства и ремонт элементов благоустройства в границах земельных участков, принадлежащих им на праве собственности, ином вещном или обязательственном праве в объеме, предусмотренном действующим законодательством и Правилами, самостоятельно или посредством привлечения специализированных организаций за счет собственных средств; текущий ремонт и капитальный ремонт фасадов осуществляются в том числе на основании колерного бланка фасадов, выдаваемого Комитетом по градостроительству и архитектуре. Форма колерного бланка утверждается Комитетом по градостроительству и архитектуре.
Факт нарушения требований указанных Правил при содержании фасадов установлен административным органом, подтверждается материалами дела и Обществом по существу не оспаривается.
Объективные причины невозможности соблюдения требований законодательства, не зависящие от Общества, судами не установлены, в связи с чем сделан вывод о виновности (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ) и наличии в деяниях заявителя состава вмененного административного правонарушения.
Нарушений порядка и срока давности привлечения к административной ответственности не допущено.
Продублированный в кассационной жалобе довод о том, что протокол об административном правонарушении составлен неуполномоченным лицом, оценен судами и правомерно отклонен в силу следующего.
Общество ошибочно в настоящем случае основывает свою позицию на нормативных правовых актах, регулирующих деятельность и полномочия членов административной комиссии Адмиралтейского района Санкт-Петербурга.
Между тем на основании части 6 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, составляются должностными лицами, уполномоченными соответствующими субъектами Российской Федерации.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 51 Закона N 273-70 протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных пунктами 1 - 5 и 11 статьи 20 Закона N 273-70, вправе составлять должностные лица исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга, проводящего государственную политику Санкт-Петербурга и осуществляющего государственное управление на территории района Санкт-Петербурга.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 4 статьи 51 Закона N 273-70 протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Законом N 273-70, вправе составлять и государственные гражданские служащие Санкт-Петербурга, замещающие должности государственной гражданской службы Санкт-Петербурга категории "специалисты" и "обеспечивающие специалисты" в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга.
Пунктом 5 распоряжения от 10.05.2017 N 1172 утвержден перечень должностных лиц Администрации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Законом N 273-70. В приложении N 2 к указанному распоряжению в составе лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, присутствует ведущий специалист отдела экономического развития Администрации.
На основании подпункта 2.3 пункта 2 Приложения 2 к Закону Санкт-Петербурга от 08.06.2005 N 302-34 "О Реестре государственных должностей Санкт-Петербурга и Реестре должностей государственной гражданской службы Санкт-Петербурга" ведущий специалист администрации района Санкт-Петербурга отнесен к должностям категории "специалисты".
Согласно части 2 статьи 1.3.1 КоАП РФ законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в пунктах 4 - 6 части 1 настоящей статьи, с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В случае наделения органа местного самоуправления указанными полномочиями его должностные лица вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъекта Российской Федерации.
Из содержания статей 1 и 2 Закона Санкт-Петербурга от 07.02.2008 N 3-6 "О наделении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга отдельным государственным полномочием Санкт-Петербурга по определению должностных лиц местного самоуправления, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, и составлению протоколов об административных правонарушениях" следует, что отдельным государственным полномочием Санкт-Петербурга по определению должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных, в частности, главой 4 (за исключением статьи 17) Закона N 273-70 и по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных, в частности, главой 4 (за исключением статьи 17) Закона N 273-70, наделены органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, в том числе Адмиралтейского округа.
Статья 20 Закона N 273-70, по которой Общество привлечено к административной ответственности, включена в главу 4 "Административные правонарушения в области благоустройства" Закона N 273-70.
Таким образом, протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным лицом.
Суды первой и апелляционной инстанций, приняв во внимание характер совершенного правонарушения, принципы соразмерности и индивидуализации административного наказания, применив положения частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, посчитали возможным уменьшить размер назначенного штрафа до 300 000 руб.
Мотивированных возражений против судебных актов в части прекращения производства по делу по требованию об оспаривании протокола об административном правонарушении и отказа в признании незаконным представления, вынесенного в порядке статьи 29.13 КоАП РФ, не приведено.
Выводы судов соответствуют установленным ими обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, нарушений норм материального и процессуального права судами не допущено. Доводы кассационной жалобы, по существу, направлены на переоценку доказательств по делу и установленных судами двух инстанций фактических обстоятельств, что в полномочия суда кассационной инстанции не входит (часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Основания для изменения либо отмены обжалованных судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.01.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2020 по делу N А56-109752/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Эфес" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.