04 февраля 2021 г. |
Дело N А05-4413/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Александровой Е.Н., судей Лущаева С.В., Родина Ю.А.,
рассмотрев 28.01.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Архангельского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Архангельской области от 30.06.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2020 по делу N А05-4413/2020,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации: адрес: 163072, г. Архангельск, пр. Обводный канал, д. 119, ОГРН 1022900516264, ИНН 2901026142 (далее - Фонд), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области, адрес: 163000, г. Архангельск, ул. Свободы, д. 27, ОГРН 1042900042822, ИНН 2901129780 (далее - ГУ МЧС по Архангельской области, Управление), о взыскании 55 360,58 руб. в возмещение убытков в связи с излишней выплатой Серовой Е.А. за июль - декабрь 2019 года ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Серова Е.А.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 30.06.2020, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2020, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить решение от 30.06.2020 и постановление от 12.10.2020, вынести новый судебный акт - об удовлетворении иска.
По мнению подателя жалобы, суды необоснованно посчитали, что Управление не может выступать правопреемником по обязательствам ликвидированного федерального государственного казенного учреждения "3 отряд федеральной противопожарной службы по Архангельской области", в том числе в части возмещения излишне выплаченных пособий, и неправомерно отказали в иске по этому основанию.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с пунктом 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании представленных страхователем, которым выступало ФГКУ "3 отряд федеральной противопожарной службы по Архангельской области" (далее - ФГКУ), сведений Фонд назначил Серовой Е.А. ежемесячное пособие по уходу за ребенком за период с 01.07.2019 по 31.12.2019 в размер 12 702,43 руб. ежемесячно.
В дальнейшем ФГКУ 11.12.2019 и 25.12.2019 представило в Фонд документы, свидетельствующие об установлении Серовой Е.А. неполного рабочего времени (0,86 ставки) с сохранением пособия по уходу за ребенком с 21.08.2019 по 07.01.2020.
Согласно данным Единого государственного реестра юридических лиц ФГКУ ликвидировано 27.01.2020.
Полагая, что установленный Серовой Е.А. режим неполного рабочего времени не может рассматриваться как мера, позволяющая продолжать уход за ребенком и повлекшая утрату заработка, а приобретает характер дополнительного материального стимулирования работника, что свидетельствует о злоупотреблении правом, Фонд обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением о взыскании с ГУ МЧС по Архангельской области как правопреемника страхователя убытков в виде излишне выплаченных сумм пособия.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении исковых требований, так как Управление не является правопреемником ФГКУ, в связи с чем не может отвечать по обязательствам последнего.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.
По общему правилу ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам (пункт 1 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации; далее - ГК РФ).
Вместе с тем из статьи 419 ГК РФ следует, что обязательства ликвидированного юридического лица не прекращаются, если законом или иными правовыми актами исполнение обязательства ликвидированного юридического лица возлагается на другое лицо.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 19.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" принятие решения о ликвидации и проведения ликвидации федерального казенного учреждения осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 26 Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2010 N 539, решение о ликвидации федерального учреждения принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности. Указанное решение в числе прочего должно содержать наименование правопреемника казенного учреждения, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений (подпункт "г" пункта 26).
Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) от 26.09.2019 N 517 определен правопреемник ФГКУ "3 отряд федеральной противопожарной службы по Архангельской области", - ГУ МЧС по Архангельской области.
Названный приказ в установленном порядке не оспорен и не отменен.
Вопреки выводам судов, оснований считать прекратившимися все права и обязанности ликвидированного учреждения с передачей правопреемнику только прав на движимое, особо ценное движимое и недвижимое имущество, закрепленное за ФГКУ на праве оперативного управления, а также земельные участки, закрепленные на праве постоянного бессрочного пользования, не имеется.
Ограничений относительно конкретных прав и обязанностей приказ МЧС России от 26.09.2019 N 517 не содержит. При этом в силу статьи 419 ГК РФ и пункта 26 упомянутого выше Порядка ликвидация ФГКУ "3 отряд федеральной противопожарной службы по Архангельской области" предполагает обязательность определения его правопреемника.
Таким образом, указание в приказе от 26.09.2019 N 517 ГУ МЧС по Архангельской области в качестве правопреемника ФГКУ означает, что права и обязанности ликвидируемого учреждения переданы Управлению, в том числе, обязательства по требованиям о возмещении вреда.
Тот факт, что ГУ МЧС по Архангельской области не указано в Едином государственном реестре юридических лиц в качестве правопреемника ФГКУ, об отсутствии правопреемства не свидетельствует.
При таких обстоятельствах судебные акты подлежат отмене на основании частей 2, 3 статьи 288 АПК РФ, а дело - направлению в Арбитражный суд Архангельской области для разрешения спора по существу, в том числе для проверки представленного истцом расчета.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 30.06.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2020 по делу N А05-4413/2020 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Архангельской области.
Председательствующий |
Е.Н. Александрова |
Судьи |
Е.Н. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 26 Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2010 N 539, решение о ликвидации федерального учреждения принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности. Указанное решение в числе прочего должно содержать наименование правопреемника казенного учреждения, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений (подпункт "г" пункта 26).
...
Ограничений относительно конкретных прав и обязанностей приказ МЧС России от 26.09.2019 N 517 не содержит. При этом в силу статьи 419 ГК РФ и пункта 26 упомянутого выше Порядка ликвидация ФГКУ "3 отряд федеральной противопожарной службы по Архангельской области" предполагает обязательность определения его правопреемника."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 февраля 2021 г. N Ф07-14445/20 по делу N А05-4413/2020