04 февраля 2021 г. |
Дело N А42-3079/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Александровой Е.Н., судей Лущаева С.В., Родина Ю.А.,
при участии от акционерного общества "Электротранспорт города Мурманска" Андрос Е.И. (доверенность от 19.11.2018 N 2524/12), от Министерства транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области Тиховского В.В. (доверенность от 11.01.2021 N 22-04/2Д), от администрации города Мурманска Василенко Н.В. (доверенность от 18.01.2021 N 05-09/137),
рассмотрев 28.01.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 09.07.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2020 по делу N А42-3079/2020,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Электротранспорт города Мурманска", адрес: 183034, г. Мурманск, ул. Свердлова, д. 49, ОГРН 1085190015514, ИНН 5190193597 (далее - Общество, АО "Электротранспорт"), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском о взыскании с Мурманской области в лице Министерства транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области, адрес: 183032, г. Мурманск, Гвардейская ул., д. 21, ОГРН 1065190060650, ИНН 5190148202 (далее - Министерство транспорта), за счет казны 3 492 842,84 руб. в возмещение убытков в виде недополученных за январь 2020 года доходов в связи с предоставлением права льготного проезда отдельным категориям граждан по единому социальному проездному билету.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Мурманской области, адрес: 183032, г. Мурманск, Кольский пр., д.1, ОГРН 1025100863160, ИНН 5191501950 (далее - Министерство финансов), администрация города Мурманска, адрес: 183036, г. Мурманск, пр. Ленина, д. 75, ОГРН 1025100849366, ИНН 5191601827 (далее - Администрация), Комитет по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска, адрес: 183038, г. Мурманск, ул. Профсоюзов, д. 20, ОГРН 1055100224519, ИНН 5190137761, Комитет по тарифному регулированию Мурманской области, адрес: 183006, г. Мурманск, пр. Ленина, д. 75, ОГРН 1045100171511, ИНН 5190127403.
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 09.07.2020, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2020, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Министерство транспорта, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить решение от 09.07.2020 и постановление от 02.10.2020, принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении исковых требований.
Податель жалобы указывает, что заявленные к возмещению убытки представляют собой межтарифную разницу между установленными Администрацией регулируемым экономически обоснованным тарифом для перевозчика (37,49 руб.), и тарифом для населения, учитывающим предоставленные льготы и рассчитанным из действующего тарифа с учетом индекса потребительских цен на платные услуги населению (33 руб.); при этом межтарифная разница должна возмещаться за счет средств бюджета г. Мурманска. Таким образом, Министерство транспорта является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу.
В отзыве на кассационную жалобу Общество, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения.
Министерство финансов и Комитет по тарифному регулированию в отзывах на кассационную жалобу поддержали доводы Министерства транспорта.
Администрация и Комитет по развитию городского хозяйства в своих отзывах возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
В судебном заседании представитель Министерства транспорта поддержал доводы кассационной жалобы, а представители Общества и Администрации возражали против ее удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с пунктом 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие. От Комитета по тарифному регулированию поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы без участия ее представителя.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Администрация и АО "Электротранспорт" 01.01.2009 заключили договор N 01/09 на перевозку пассажиров транспортом общего пользования (троллейбус) на городских регулярных маршрутах по установленным Правительством Мурманской области тарифам на перевозку пассажиров и багажа автомобильным и электрическим транспортом общего пользования с предоставлением права льготного проезда отдельным категориям граждан в соответствии с действующим законодательством.
На основании договоров и муниципальных контрактов, заключенных с Администрацией и с Комитетом по развитию городского хозяйства, Общество осуществляло перевозку пассажиров и багажа по городским регулярным троллейбусным и автобусным маршрутам согласно утвержденным паспортам, схемам маршрутов и расписанию.
АО "Электротранспорт" (получатель) и Министерство транспорта (главный распорядитель средств областного бюджета) заключили договор от 16.01.2020 N 1-ЕСПБ, предметом которого являлось предоставление из областного бюджета в 2020 году субсидии в целях возмещения недополученных доходов получателя в связи с предоставлением отдельным категориям граждан права льготного проезда по единому социальному проездному билету на территории Мурманской области (пункт 1.1 договора).
Согласно пункту 3.1 договора субсидия предоставляется в соответствии с Порядком предоставления субсидии на возмещение недополученных доходов перевозчикам в связи с предоставлением права льготного проезда отдельным категориям граждан по единому социальному проездному билету на территории Мурманской области (утвержден постановлением правительства Мурманской области от 01.09.2008 N 410-ПП; далее - Порядок N 410-ПП). Субсидия предоставляется на цели, указанные в разделе 1 договора, при представлении получателем главному распорядителю средств областного бюджета документов, подтверждающих соответствие получателя требованиям, установленным Порядком предоставления субсидии, определенным в приложении N 1 к договору, и документов, подтверждающих факт произведенных получателем недополученных доходов, на возмещение которых предоставляется субсидия (счет и отчет ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным).
В пункте 3.3 договора предусмотрено, что ответчик перечисляет субсидию на счет истца не позднее десятого рабочего дня после принятия главным распорядителем средств областного бюджета решения о перечислении получателю субсидии по результатам рассмотрения документов, перечень которых указан в пункте 3.1.2.2 договора.
АО "Электротранспорт" вместе с письмом от 06.02.2020 N 259/10 направило Министерству транспорта документы на предоставление субсидии за январь 2020 года, согласно которым объем недополученных доходов в январе 2020 года составил 16 113 970 руб.
Платежными поручениями от 24.01.2020 N 700815, от 10.02.2020 N 845696 Министерство транспорта перечислило Обществу 12 621 128 руб. Таким образом, недополученная сумма за спорный период составила 3 492 842,84 руб.
Ссылаясь на то, что за счет средств бюджета Мурманской области недополученные доходы полностью не компенсированы, сумма убытка составила 3 492 842,84 руб., а соответствующая претензия оставлена без удовлетворения, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили исковые требования.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации транспортного обслуживания населения воздушным, водным, автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, осуществления регионального государственного контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси.
На территории Мурманской области отношения в указанной сфере, а также регулирование цен (тарифов) на перевозки пассажиров и багажа в целях создания условий по обеспечению качественных, безопасных, доступных и регулярных перевозок пассажиров и багажа регламентированы Законом Мурманской области от 13.07.2009 N 1133-01-ЗМО "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Мурманской области" (далее - Закон N 1133-01-ЗМО).
Согласно пунктам 17 и 18 части 1 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ) под регулярными перевозками по регулируемым тарифам понимаются регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке.
Регулируемые тарифы на перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок устанавливаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации, если иное не установлено законом данного субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 15 Закона N 220-ФЗ).
В данном случае согласно статье 6.2 Закона N 1133-01-ЗМО органы местного самоуправления муниципального образования город Мурманск наделены отдельными государственными полномочиями Мурманской области по установлению регулируемых тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах муниципального образования.
Постановлением администрации города Мурманска от 29.10.2019 N 3757 установлен регулируемый тариф на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах муниципального образования город Мурманск для АО "Электротранспорт" на 2020 год в размере 37,49 руб.
Также постановлением администрации города Мурманска от 19.11.2019 N 3860 определен тариф на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам в размере 33 руб. за одну перевозку пассажира, провоз одного места багажа.
При этом на территории Мурманской области постановлением Правительства Мурманской области от 21.01.2005 N 10-ПП (далее - Постановление N 10-ПП) организован проезд отдельных категорий граждан, перечень которых утвержден постановлением Правительства Мурманской области от 13.07.2005 N 275-ПП, по единому социальному проездному билету на автомобильном транспорте и электротранспорте общего пользования городского и пригородного сообщения. Право льготного проезда отдельным категориям граждан по единому социальному проездному билету предоставляется на муниципальных маршрутах регулярных перевозок по регулируемым тарифам; на межмуниципальных маршрутах регулярных перевозок по регулируемым тарифам.
В соответствии с пунктом 5 статьи 790 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Согласно пункту 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 23) организации, предоставившие потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законами льгот, имеют право получить от публично-правового образования компенсацию в виде не полученной с потребителей платы (убытки).
В соответствии с пунктом 1.5 Порядка N 410-ПП перевозчики, осуществляющие регулярные перевозки пассажиров автомобильным и электрическим транспортом общего пользования, при условии обеспечения перевозок льготных категорий граждан, указанных в подпункте 1.1 пункта 1 названного Порядка, по единым социальным проездным билетам имеют право на получение субсидии. Главным распорядителем как получателем средств областного бюджета, выделяемых на предоставление субсидий Перевозчику, является Министерство транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области (далее - Распорядитель).
Законом Мурманской области от 17.12.2019 N 2334-01-ЗМО "Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" установлено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пункте 7 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам-производителям товаров предоставляются за счет бюджетных ассигнований, выделенных на финансовое обеспечение реализации государственных программ Мурманской области, в случаях согласно приложению N 14 к названному Закону и в порядке, устанавливаемом Правительством Мурманской области. Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам-производителям товаров, работ, услуг предоставляются в пределах предусмотренных настоящим Законом бюджетных ассигнований главных распорядителей средств областного бюджета, осуществляющих функции в соответствующей сфере деятельности, в том числе на компенсацию разницы стоимости полного и льготного единого социального проездного билета в целях обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан.
В силу пункта 1.2 Порядка N 410-ПП предоставление субсидий осуществляется в целях возмещения Перевозчику недополученных доходов в связи с предоставлением льготного проезда отдельным категориям граждан, указанным в пункте 1.1 настоящего Порядка.
В пункте 2.6 Порядка N 410-ПП предусмотрено, что предоставление субсидий осуществляется на основании договора, заключенного между Распорядителем и Перевозчиком в соответствии с типовой формой, установленной Министерством финансов Мурманской области.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что такой договор сторонами заключен, все обязательные условия предоставления субсидий выполнены перевозчиком, и Распорядителем получены документы, необходимые для ее перечисления.
Вместе с тем из общего размера недополученного дохода в январе 2020 года 16 113 970,84 руб. Министерство транспорта перечислило Обществу 12 621 128 руб., соответственно, разница за январь 2020 года составила 3 492 842,84 руб.
Возражая против возмещения разницы, Министерство транспорта ссылалось на необоснованность размера убытков, а также указало, что Мурманская область не должна компенсировать недополученный истцом доход, в связи с чем иск предъявлен к ненадлежащему ответчику.
Удовлетворяя требования истца, суды правомерно исходили из того, что объем субсидий на возмещение недополученных доходов в связи с предоставлением права льготного проезда отдельным категориям граждан по единому социальному проездному билету определяется по формуле, приведенной в подпункте 2.5 пункта 2 Порядка N 410-ПП.
Постановлением Правительства Мурманской области от 25.02.2019 N 89-ПП в подпункт 2.5 пункта 2 Порядка N 410-ПП внесены изменения в эту формулу.
Взамен ранее установленной составляющей ("УТгорл"; далее - Полная стоимость проезда) в нее введено новое значение: "Тпр" - провозная плата, взимаемая перевозчиком с пассажира при оплате проезда в салоне транспортного средства, определенная на основании решения органа, уполномоченного на установление тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и/или городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам (далее - Провозная плата по регулируемому тарифу).
В результате принятия постановления от 25.02.2019 N 89-ПП АО "Электротранспорт" причинены убытки в виде реального ущерба с каждой поездки в связи с предоставлением права льготного проезда отдельным категориям граждан по единому социальному проездному билету в спорном периоде.
В рассматриваемый период (январь 2020 года) граждане-потребители услуги реализовали право льготного проезда, провоза багажа на основании единого социального проездного билета, совершив 777 916 поездок, что подтверждается данными автоматизированной системы учета и оплаты проезда пассажиров и перевозки багажа.
Убытки возникли из-за разницы между Полной стоимостью проезда (экономически обоснованным тарифом) в размере 37,49 руб. и примененной Министерством транспорта для расчета субсидии Провозной платой по регулируемому тарифу (платой, взимаемой перевозчиком с пассажира за разовую поездку, провоз багажа) в размере 33 руб.
Судебные инстанции указали, что финансирование льготного проезда граждан по единому социальному проездному билету является расходным обязательством публично-правового образования Мурманская область, которое, являясь лицом, установившим Постановлением N 10-ПП право на льготный проезд по таким билетам, должно компенсировать Обществу недополученный им доход в виде разницы между экономически обоснованным тарифом на перевозку и провозной платой, взимаемой с пассажиров, которая уменьшена на сумму предоставленных им льгот. В настоящем деле, как отметили суды, убытки у истца возникли в результате изменения формулы расчета субсидии, что не исключает возможности полной компенсации потерь доходов перевозчика. По мнению судов, предложенный Обществом расчет недополученных доходов является правильным, поскольку экономически обоснованный тариф на перевозки пассажиров установлен для истца постановлением администрации города Мурманска от 29.10.2019 N 3757.
Суды обоснованно посчитали, что у Министерства транспорта не имелось оснований для возмещения истцу недополученных доходов в связи с предоставлением права льготного проезда отдельным категориям граждан по единому социальному проездному билету исходя из размера Провозной платы по регулируемому тарифу, установленной постановлением администрации города Мурманска от 19.11.2019 N 3860, поскольку реальный ущерб возник в связи с предоставлением Обществом льготы, установленной Постановлением N 10-ПП, то есть нормативным актом Мурманской области.
В соответствии с пунктом 19 Постановления N 23 при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона 2 Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Из положений статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ, статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Закона N 1133-01-ЗМО, Порядка N 410-ПП, Постановления N 10-ПП, а также упомянутых разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, суды сделали правильный вывод о том, что обязательство по возмещению перевозчику недополученных доходов в связи с предоставлением права льготного проезда отдельным категориям граждан по единому социальному проездному билету возникло у Мурманской области, к расходным обязательствам которого отнесено финансирование льготного проезда граждан по единому социальному проездному билету.
Следовательно, именно Мурманская область, как лицо, установившее право на льготный проезд по таким билетам должно компенсировать Обществу недополученный доход в виде разницы между экономически обоснованным тарифом на перевозку пассажиров, багажа и провозной платой взимаемой с пассажиров, которая уменьшена на сумму предоставленных им льгот.
Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации выступает в суде от имени субъекта Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к субъекту Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов субъекта Российской Федерации или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности.
Учитывая изложенное, не имеется оснований полагать, что исковые требования предъявлены к ненадлежащему ответчику.
Суды также обоснованно указали, что изменение правительством Мурманской области формулы расчета объема субсидии не исключает возможность полной компенсации потерь доходов Общества, поскольку иной подход противоречит требованию закона о полном возмещении затрат и недополученных доходов лица, предоставившего услугу ниже экономически обоснованного тарифа при осуществлении регулируемого вида деятельности.
Несогласие Министерства транспорта с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судами положений законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, повлиявшие на исход дела.
Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, а нормы материального и процессуального права применены правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 09.07.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2020 по делу N А42-3079/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Н. Александрова |
Судьи |
Е.Н. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.