05 февраля 2021 г. |
Дело N А66-393/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Аникиной Е.А. и Толкунова В.М.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Пестово" Губина В.В. (доверенность от 11.01.2021), от Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области Арсеньевой М.А. (доверенность от 12.03.2020),
рассмотрев 02.02.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 30.06.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2020 по делу N А66-393/2020,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Пестово", адрес: 172215, Тверская область, Селижаровский район, деревня Киселево, улица Центральная, дом 12, ОГРН 1086913000437, ИНН 6939011664 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области, адрес: 170042, Тверская область, город Тверь, улица Горького, дом 97, ОГРН 1066950063905, ИНН 6950015221 (далее - Министерство), о признании незаконным решения от 07.10.2019 N 844-пи об отказе во внесении изменений в лицензию на право пользование недрами ТВЕ 80049 ТЭ, выданную Обществу со сроком действия с 10.07.2008 до 01.01.2019 с целевым назначением и видами работ - разведка и добыча валунно-гравийно-песчаного материала участка недр "Пестовский" для дорожно-строительных работ (Селижаровский район, Тверская область) (доведено до сведения общества уведомлением от 22.10.2019 N 13074-06); обязании ответчика устранить нарушения прав и законных интересов Общества путем оказания государственной услуги по внесению изменений и (или) дополнений в лицензию на право пользования недрами (общераспространенное полезное ископаемое) серии ТВЕ N 80049, тип лицензии ТЭ, зарегистрированной в реестре 10.07.2008 за N 49/ТВЕ80049ТЭ, в части продления срока действия лицензии, как это испрошено в заявлении Общества от 24.07.2018. Заявление принято с учетом уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда первой инстанции от 30.05.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 20.10.2020, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, просит отменить обжалуемые судебные акты и удовлетворить заявление. По мнению подателя кассационной жалобы право на продление лицензии в силу части 3 статьи 10 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N 2395-1) обусловлено отсутствием со стороны пользователя недр нарушений условий лицензии. Судами, по мнению Министерства, не дана ни правовая, ни фактическая оценка довода о нарушениях Общества, послуживших основанием для принятия решения об отказе в продлении срока действия лицензии.
В отзыве на кассационную жалобу Общество возражает против ее удовлетворения, просит оставить судебные акты без изменения.
В судебном заседании представители Министерства поддержали кассационную жалобу, ссылаясь на изложенные в ней доводы. Представитель Общества возражал против удовлетворения жалобы, просил суд кассационной инстанции оставить судебные акты без изменения.
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, Обществу выдана лицензия на право пользования недрами с целевым назначением и видами работ - добыча валунно-гравийно-песчаного материала участка недр "Пестовский", расположенного в 10 км к востоку от д. Киселево, 1,2 км к северу от д. Лосево, на месте д. Пестово Селижаровского района Тверской области сроком до 01.01.2019.
В силу пунктов 6.1, 6.2, 6.4 Условий пользования недрами (приложение 1 к спорной лицензии) Общество обязано соблюдать требования Закона N 2395-1, пункта 16.2 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1; разработку месторождения вести в соответствии с проектом разработки месторождения и требованиями плана; ежегодно согласовывать и утверждать план развития добычных работ, нормативов потерь и качественно-количественной схемы переработки полезного ископаемого в установленном порядке.
Общество обратилось в Министерство с заявлением от 24.07.2018 N 13441 о внесении изменений и (или) дополнений в Лицензию, а именно о продлении срока ее действия до 01.07.2031.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 23.05.2019 по делу N А66-3312/2019, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2019, постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 04.12.2019, признано незаконным бездействие Министерства, выразившееся в уклонении от рассмотрения по существу заявления Общества об оказании государственной услуги по внесению изменений и (или) дополнений в лицензию на право пользования недрами (общераспространенное полезное ископаемое) серии ТВЕ N 80049, тип лицензии ТЭ, зарегистрированную в реестре государственной регистрации лицензий на пользование недрами Тверской области 10.07.2008 за N 49/ТВЕ80049ТЭ, в части продления срока действия лицензии, на Министерство возложена обязанность устранить нарушение прав и законных интересов заявителя путем рассмотрения по существу его заявления от 24.07.2018 с представленным по состоянию на 13.12.2018 комплектом документов.
Министерство 16.10.2019 направило в адрес Общества письмо с уведомлением о принятом решении от 07.10.2019 N 844-пи об отказе в удовлетворении его заявки в связи с наличием нарушений подпунктов 6.1, 6.2, 6.4 Условий пользования недрами, являющихся приложением 1 к названной лицензии, указав на то, что в 2017 году Общество осуществляло пользование недрами в отсутствие согласованного Ростехнадзором плана развития горных работ на 2017 год и за границами согласованного земельного отвода, и сославшись на подтверждение данных нарушений актом проверки от 15.08.2017 N 063-п, постановлением министерства от 27.09.2017 N 829, решением Селижаровского районного суда Тверской области от 28.12.2017 по делу N 12-12/2017.
Общество не согласилось с вышеуказанным решением об отказе в продлении срока действия лицензии и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды двух инстанций признали требования Общества обоснованными и удовлетворили заявление.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 11 Закона N 2395-1 лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Согласно части 5 статьи 12 Закона N 2395-1 условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускаются только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
Статьей 22 Закона N 2395-1 предусмотрена обязанность пользователя недр обеспечить выполнение условий, установленных лицензией (пункт 10 части 2).
В силу части 3 статьи 10 Закона N 2395-1 срок пользования участком недр продлевается по инициативе пользователя недр в случае необходимости завершения поисков и оценки или разработки месторождения полезных ископаемых либо выполнения ликвидационных мероприятий при условии отсутствия нарушений условий лицензии данным пользователем недр.
Таким образом, при необходимости завершения разработки месторождения полезных ископаемых пользователь недр, не допустивший нарушений условий лицензии, вправе требовать продления срока пользования участком недр.
Статьей 7 Закона Тверской области от 06.06.2006 N 57-ЗО "О порядке пользования недрами в Тверской области" определено, что порядок оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр местного значения устанавливается Правительством Тверской области.
Порядок оформления, переоформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр местного значения утвержден Постановлением администрации Тверской области от 27.09.2006 N 249-па (далее - Порядок N 249-па).
Согласно пункту 28 названного Порядка, изменение условий пользования участком недр местного значения, предусмотренных в лицензии, внесение дополнений, продление сроков действия лицензии производятся по решению министерства по инициативе недропользователя (по согласованию с недропользователем).
Согласно пункту 29 Порядка N 249-па срок пользования участком недр местного значения продлевается по инициативе недропользователя в случае необходимости завершения поисков и оценки или разработки месторождения полезных ископаемых либо выполнения ликвидационных мероприятий при условии отсутствия нарушений условий лицензии пользователем недр.
При этом из названного Порядка следует, что министерство вправе отказать претенденту во внесении изменений в лицензию только в определенных случаях, а именно при непредставлении документов, установленных пунктом 29 настоящего Порядка и при представлении заявителем недостоверных сведений о себе (пункт 33 Порядка N 249-па).
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что основанием принятия оспариваемого решения об отказе во внесении изменений в лицензию послужили указанные в уведомлении от 16.10.2019 нарушения условий пользования недрами, установленных лицензией, допущенные Обществом в 2017 году.
При этом, как установили суды, осуществление Обществом в 2017 году пользования недрами за границами согласованного земельного отвода не подтверждено материалами дела.
Судами также установлено, что Общество в 2017 году с привлечением маркшейдерской организации выполнило подготовку плана развития горных работ на 2017 год. План развития горных работ на 2017 год, подготовленный Обществом, в порядке Правил подготовки, рассмотрения и согласования планов и схем развития горных работ по видам полезных ископаемых, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.2015 N 814, согласован Ростехнадзором, что следует из протокола технического совещания от 21.09.2017 N 271/опи.
Разработка Обществом недр с нарушением указанного плана развития горных работ на 2017 год, согласованного Ростехнадзором, Министерством не установлена. Возражений со стороны Министерства при рассмотрении отчетно-статистической документации Общества, представлявшейся по итогам деятельности за 2017 год, в том числе относительно состава и (или) содержания документов, Министерством не заявлялось.
С учетом указанных обстоятельств, суды пришли к выводу о предоставлении Обществом достаточных документов для принятия решения о внесении изменений в лицензию в порядке статьи 10 Закона N 2395-1, в связи с чем правомерно удовлетворили заявление.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Доводы Министерства, изложенные в жалобе, были рассмотрены судами первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка. Несогласие подателя жалобы с выводами судов, а также иное толкование им положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судами первой и апелляционной инстанций норм права.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 30.06.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2020 по делу N А66-393/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу природных ресурсов и экологии Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами также установлено, что Общество в 2017 году с привлечением маркшейдерской организации выполнило подготовку плана развития горных работ на 2017 год. План развития горных работ на 2017 год, подготовленный Обществом, в порядке Правил подготовки, рассмотрения и согласования планов и схем развития горных работ по видам полезных ископаемых, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.2015 N 814, согласован Ростехнадзором, что следует из протокола технического совещания от 21.09.2017 N 271/опи.
Разработка Обществом недр с нарушением указанного плана развития горных работ на 2017 год, согласованного Ростехнадзором, Министерством не установлена. Возражений со стороны Министерства при рассмотрении отчетно-статистической документации Общества, представлявшейся по итогам деятельности за 2017 год, в том числе относительно состава и (или) содержания документов, Министерством не заявлялось.
С учетом указанных обстоятельств, суды пришли к выводу о предоставлении Обществом достаточных документов для принятия решения о внесении изменений в лицензию в порядке статьи 10 Закона N 2395-1, в связи с чем правомерно удовлетворили заявление."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 февраля 2021 г. N Ф07-15139/20 по делу N А66-393/2020