10 февраля 2021 г. |
Дело N А21-2981/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Соколовой С.В., судей Родина Ю.А., Савицкой И.Г.,
при участии от Калининградской областной таможни Николаева П.Л. (доверенность от 24.12.2020 N 54),
рассмотрев 09.02.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Калининградской областной таможни на решение Арбитражного суда Калининградской области от 21.07.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2020 по делу N А21-2981/2020,
УСТАНОВИЛ:
Калининградская областная таможня, адрес: 236016, Калининград, Артиллерийская ул., д. 26, стр. 1, ОГРН 1083925999992, ИНН 3906190003 (далее - Таможня), обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным отказа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области, адрес: 236041, Калининград, Курортная ул., д. 1, ОГРН 1103926011177, ИНН 3906224703 (далее - Управление), в приеме к распоряжению задержанных товаров, выраженного в письме Управления от 20.01.2010 N 39-АК-03/186, и обязании Управления принять к распоряжению товары - 1 бутылку виски "CHIVAS REGAL BLTNDED SCOTCH WHISKY 700 ml 40 % obj", 1 бутылку виски "BEN BRAKEN 70 cl Alk. 40 % vol", 4 бутылки пива "Grolsch 450 ml alc. 5 % Vol", задержанные Таможней 12.02.2019.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка, адрес: 125047, Москва, Миусская пл., д. 3, стр. 4, ОГРН 1097746136124, ИНН 7710747640 (далее - Служба).
Решением от 21.07.2020 суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 27.10.2020 решение от 21.07.2020 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Таможня, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 21.07.2020 и постановление от 27.10.2020, принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя кассационной жалобы, поскольку спорные товары ввезены физическим лицом для личного пользования и имеют статус задержанных, не востребованных перемещавшим их лицом, Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" неприменим в данном случае; постановление Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1027 "О реализации мер по пресечению незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Постановление N 1027) распространяется только на изъятую алкогольную продукцию, к которой спорные товары не относятся; Управление осуществляет полномочия по приему всех категорий задержанных таможенными органами товаров, поэтому его отказ в приеме к распоряжению задержанных товаров является незаконным.
В отзыве на кассационную жалобу Управление, считая решение от 21.07.2020 и постановление от 27.10.2020 законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
До начала судебного заседания от Управления поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя.
В судебном заседании представитель Таможни поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Службы, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, своих представителей для участия в нем не направила, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, согласно протоколу от 12.09.2019 Таможней задержаны на основании пункта 5 статьи 98 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) товары - 1 бутылка виски "CHIVAS REGAL BLTNDED SCOTCH WHISKY 700 ml 40 % obj", 1 бутылка виски "BEN BRAKEN 70 cl Alk. 40 % vol", 4 бутылки пива "Grolsch 450 ml alc. 5 % Vol".
Срок хранения спорных товаров истек 14.03.2019.
Таможня 13.05.2019 направила Управлению уведомление о предстоящей передаче товаров на дальнейшее распоряжение; повторное уведомление направлено 20.06.2019.
Письмом от 20.01.2020 N 39-АК-03/186 Управление отказало Таможне в принятии к распоряжению задержанных товаров в связи, поскольку надлежащим органом по распоряжению, реализации, уничтожению, переработке (утилизации) алкогольной продукции является Служба и ее территориальные органы.
Не согласившись с отказом Управления, Таможня обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, согласившись с доводами Управления, отказали в удовлетворении заявления Таможни.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из содержания пунктов 1 и 3 статьи 382 ТК ЕАЭС, реализация, использование или уничтожение товаров, задержанных таможенными органами и не востребованных лицами, указанными в статье 381 названного Кодекса, в срок, предусмотренный пунктами 1 и 2 статьи 380 ТК ЕАЭС, осуществляются в соответствии с законодательством государства-члена, таможенным органом которого задержаны товары.
Из буквального толкования норм частей 2 и 3 статьи 320 и статьи 322 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" следует, что распоряжение изъятыми таможенными органами товарами, которые изъяты из оборота или оборот которых на территории Российской Федерации ограничен, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем их реализации, уничтожения или утилизации федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на организацию реализации, уничтожения или переработки (утилизации) имущества, порядок которых также устанавливается Правительством Российской Федерации.
Вопреки доводам подателя кассационной жалобы предметом настоящего спора является задержанная алкогольная продукция, срок хранения которой истек; при этом отношения, связанные с оборотом, изъятием, вывозом и хранением вне места изъятия алкогольной продукции, регулируются Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", Постановлением N 1027.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 154 "О Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка" специальным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в сфере распоряжения задержанной алкогольной продукцией является Служба и ее территориальные органы.
Таким образом, вывод судов об отсутствии у Управления полномочий на распоряжение изъятой таможенными органами алкогольной продукцией, и, соответственно, правовых оснований для обязания его принять спорные товары является верным.
Всем доводам кассационной жалобы судами первой и апелляционной инстанции дана полная и объективная оценка на основании имеющихся в материалах дела доказательств, поэтому у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для иной оценки.
Кассационная инстанция не усматривает нарушения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении спора, оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 21.07.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2020 по делу N А21-2981/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу Калининградской областной таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В. Соколова |
Судьи |
С.В. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.