г. Санкт-Петербург |
|
27 октября 2020 г. |
Дело N А21-2981/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 октября 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Горбачевой О.В., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: Новоселовой В.В.,
при участии:
от истца (заявителя): Юшкевич Е.М.. по доверенности от 24.12.2019;
от ответчика (должника): не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-22964/2020) Калининградской областной таможни на решение Арбитражного суда Калининградской области от 21.07.2020 по делу N А21-2981/2020, принятое
по заявлению Калининградской областной таможни
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области
3-е лицо: Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка
об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ:
Калининградская областная таможня (далее - Таможня, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением об оспаривании решения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области (далее- Управление) о признании незаконным решение Управления об отказе в приеме к распоряжению задержанных товаров, формализованное в письме Управления от 20.01.2010 N 39-АК-03/186 и обязать Управление осуществить прием товаров (виски "CHIVAS REGAL BLTNDED SCOTCH WHISKY 700 ml 40 % obj" в количестве 1 шт., виски "BEN BRAKEN 70 cl Alk. 40 % vol" в количестве 1 шт., пиво "Grolsch 450 ml alc. 5 % Vol" в количестве 4 бутылки), задержанных на основании протокола задержания товаров и документов на них от 12.02.2019, к распоряжению.
К участию в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (далее - Служба).
Решением от 21.07.2020 Арбитражный суд Калининградской области в удовлетворении заявленных требований отказал.
В апелляционной жалобе Таможня просит решение суда отменить и заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на то, что действие Закона N 171-ФЗ не распространяется на спорные правоотношения. Товар, перемещаемый гр. Климовым С.А. не имеет статуса изъятого товара, не является предметом по делам об административных правонарушениях, либо вещественным доказательством по уголовным делам, а имеет статус задержанного товара, не востребованного перемещавшим его лицом.
Податель жалобы считает, что общий порядок передачи задержанных товаров, не востребованных лицами, указанными в статье 381 ТК ЕАЭС. которых срок хранения истек, прямо предусмотрен пунктом 3 статьи 382 ТК ЕАЭС, частями 4-11 ФЗ от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Таким образом, по мнению подателя жалобы, решение Управления не соответствует закону и нарушает права и законные интересы таможенного органа.
07.09.2020 Управление представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просило решение суда оставить без изменения, по основаниям изложенным в отзыве.
Управление и Служба, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 121 АПК РФ и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель Таможни апелляционную жалобу поддержал в полном объеме.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 12.02.2019 Таможней составлен протокол задержания товаров и документов на них, в соответствии с которым таможенным органом на основании пункта 5 статьи 98 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) задержаны следующие товары, находившиеся у гражданина Российской Федерации Климова С.А., а именно:
- виски "CHIVAS REGAL BLTNDED SCOTCH WHISKY 700 ml 40 % obj" в количестве 1 шт.;
- виски "BEN BRAKEN 70 cl Alk. 40 % vol" в количестве 1 шт.;
- пиво "Grolsch 450 ml alc. 5 % Vol" в количестве 4 бутылки.
14.03.2019 таможенным органом составлен акт об истечении 14.03.2019 срока хранения указанного товара, задержанных на основании протокола задержания товаров и документов на них от 12.09.2019.
13.05.2019 Таможня направило в Управление уведомление о предстоящей передаче товаров на дальнейшее распоряжение.
Уведомлением от 20.06.2019 Таможня повторно известила Управление об истечении сроков хранения задержанных товаров и необходимости их передачи на дальнейшее распоряжение.
Письмом от 20.01.2020 N 39-АК-03/186 Управление уведомило Таможню об отказе в принятии к распоряжению задержанных товаров в связи с тем, что надлежащим органом по распоряжению алкогольной продукцией, ее реализации, уничтожению, переработки (утилизации) является Росалкогольрегулирование и ее территориальные органы.
Не согласившись с указанным отказом Управления, Таможня обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, обоснованно исходил из следующего.
В пункте 1 статьи 382 ТК ЕАЭС указано, что товары, задержанные таможенными органами и не востребованные лицами, указанными в статье 381 настоящего Кодекса, в срок, предусмотренный пунктами 1 и 2 статьи 380 настоящего Кодекса, подлежат реализации, если иное не установлено настоящей статьей.
Согласно пункту 3 статьи 38 ТК ЕАЭС реализация, использование или уничтожение товаров, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в том числе расчет расходов, связанных с перевозкой (транспортировкой), перегрузкой (погрузкой, выгрузкой), хранением, иных расходов, связанных с подготовкой к реализации, и реализацией или уничтожением таких товаров, осуществляются в соответствии с законодательством государства-члена, таможенным органом которого задержаны товары, с учетом особенностей, определенных настоящим Кодексом.
Согласно частям 2, 3 статьи 320 Закона N 289-ФЗ, распоряжение товарами, задержанными таможенными органами в соответствии со статьей 317 настоящего Федерального закона, осуществляется путем их реализации, переработки или уничтожения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на организацию реализации, уничтожения или переработки (утилизации) товаров, задержанных или изъятых таможенными органами. Порядок распоряжения задержанными товарами, осуществляемого уполномоченным органом, определяется Правительством Российской Федерации. При этом в диспозиции указанных правовых норм таможенного законодательства точно не поименованы ни состав (виды) имущества, ни конкретный федеральный орган исполнительной власти, а имеется отсылка на то, что такой орган на организацию реализации, уничтожения или переработки (утилизации) имущества должен быть уполномочен Правительством Российской Федерации.
Распоряжение драгоценными металлами, драгоценными камнями и изделиями из них, культурными ценностями, товарами, подлежащими маркировке, ценными бумагами, валютными ценностями, иными товарами, которые изъяты из оборота или оборот которых на территории Российской Федерации ограничен, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 322 Закона N 289-ФЗ).
В силу части 3 статьи 320 Закона N 289-ФЗ порядок распоряжения задержанными товарами, осуществляемого уполномоченным органом, определяется Правительством Российской Федерации. Однако до настоящего времени такой порядок нормативно не регламентирован.
Таможенный орган настаивает на обязанности уполномоченного органа (управление Росимущества) по принятию задержанного товара, и последующему принятию им решения о способе распоряжения задержанными товарами (реализация, переработка или уничтожение).
Вместе с тем положения вышеназванной нормы права не устанавливают порядок принятия решения о способе распоряжения задержанными товарами (реализация, переработка или уничтожение), отнеся соответствующий вопрос к предмету регулирования акта Правительства Российской Федерации.
При разрешении настоящего спора судом первой инстанции установлено, что предметом настоящего спора является задержанная алкогольная продукция, срок хранения которой истек.
Отношения, связанные с оборотом алкогольной продукции, в том числе: закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, регулируется Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ), из которого следует, что на территории Российской Федерации оборот алкогольной продукции ограничен; в целях пресечения незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов и должностных лиц подлежат этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 25 указанного Закона.
В силу части 2 статьи 25 Закона N 171-ФЗ изъятые этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, указанные в подпунктах 1 - 3, 8 пункта 1 настоящей статьи, подлежат вывозу и хранению вне места изъятия в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1027 "О реализации мер по пресечению незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Постановление N 1027), утверждены, в том числе Правила вывоза и хранения вне места изъятия изъятых этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, указанных в подпунктах 1 - 3 и 8 пункта 1 статьи 25 Закона N 171-ФЗ. При этом в силу пункта 5 указанного Постановления реализация полномочий, предусмотренных настоящим Постановлением, осуществляется Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 154 утверждено Положение о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, в соответствии с пунктом 1 которого, Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по надзору и оказанию услуг в этой сфере.
Пунктом 5 указанного Положения предусмотрены полномочия Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, в том числе:
- 5.3.5 (1) организация в установленном порядке уничтожения обращенных в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также организацию уничтожения изъятых в соответствии со статьей 25 Закона N 171-ФЗ из незаконного оборота в установленном порядке или конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и их учет;
- 5.3.5 (3) организация в установленном порядке уничтожения изъятых в соответствии со статьей 25 Закона N 171-ФЗ из незаконного оборота или конфискованных сырья, полуфабрикатов, производственной, транспортной, потребительской тары (упаковки), этикеток, средств укупорки потребительской тары, используемых для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, федеральных специальных марок и акцизных марок (в том числе поддельных) для маркировки алкогольной продукции и их учет.
Учитывая вышеприведенные нормы права, суд первой инстанции исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела, пришел к верному выводу о том, что отношения, связанные с оборотом, изъятием, вывозом и хранением вне места изъятия алкогольной продукции регулируются Законом N 171-ФЗ, Постановлением N 1027, а специальным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в сфере распоряжения задержанной алкогольной продукцией является - Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка и ее территориальные органы.
Таким образом, установив, что Росимущество и его территориальные управления в рассматриваемой ситуации не являются уполномоченными органами исполнительной власти на распоряжение изъятой таможенными органами алкогольной продукцией, суд обоснованно указал на отсутствие правовых оснований для возложения на эти органы обязанности по принятию задержанной алкогольной продукции, срок хранения которой истек.
Доводы таможенного органа в апелляционной жалобе об обратном со ссылкой на пункт 5.5 (2) Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, основаны на неверном толковании норм материального права
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства РФ N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В пунктах 5.5 (2). - 5.5 (2).4. Положения указано, что Росимущество в соответствии с законодательством Российской Федерации о таможенном деле осуществляет: учет переданных ему товаров, задержанных или изъятых таможенными органами; организацию проведения оценки переданных ему товаров, задержанных или изъятых таможенными органами; организацию реализации товаров, задержанных или изъятых таможенными органами; уничтожение либо переработку (утилизацию) товаров, задержанных или изъятых таможенными органами, в том числе организацию уничтожения либо переработки (утилизации) таких товаров.
Между тем, из Положения о Росимуществе не следует, что вышеуказанные полномочия агентства и его территориальных органов распространяются на отношения, связанные с этиловым спиртом, алкогольной и спиртосодержащей продукцией, по организации реализации, уничтожению либо переработке (утилизации) задержанных или изъятых таможенными органами.
Из анализа приведенного законодательства суд также пришел к выводу, что Росимущество и его территориальные органы не являются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти на распоряжение изъятой таможенными органами алкогольной продукции, ее реализации, уничтожения или переработки (утилизации), а, следовательно, на эти органы не может быть возложена соответствующая обязанность, как ошибочно считает Несибирская таможня.
Суд апелляционной инстанции также считает, что таможней не указаны обстоятельства нарушения оспариваемым отказом ее прав и законных интересов в сфере экономической деятельности.
Таможенный орган осуществляет контрольные функции по перечислению денежных средств от реализации задержанных и изъятых товаров в федеральный бюджет. При этом им не реализована возможность по обращению спорных товаров в федеральную собственность, способы которой оговорены в статье 186 Закона N 311-ФЗ и статье 323 Закона N 289-ФЗ. Таможенный орган не лишен права обращения в суд с требованием о признании имущества бесхозяйным, что закреплено подпунктом "в" пункта 12 части 1 статьи 19 Закона N 311-ФЗ, подпунктом "в" пункта 10 части 1 статьи 259 Закона N 289-ФЗ, а затем и в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, на который возложены функции по распоряжению изъятой из незаконного оборота алкогольной продукцией, обращенной в федеральную собственность.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявленных требований.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда в соответствии со статьей 270 АПК РФ. Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено. Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 21.07.2020 по делу N А21-2981/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-2981/2020
Истец: КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ТАМОЖНЯ
Ответчик: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка