09 февраля 2021 г. |
Дело N А05-1632/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Кудина А.Г., Соколовой С.В.,
рассмотрев 03.02.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 11.06.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2020 по делу N А05-1632/2020,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Тандер", адрес: 350002, г. Краснодар, ул. Леваневского, д. 185, ОГРН 1022301598549, ИНН 2310031475 (далее - Общество, АО "Тандер"), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области, адрес: 163069, г. Архангельск, ул. Гайдара, д. 24, ОГРН 1052901021689, ИНН 2901133673 (далее - Управление), от 27.01.2020 N 12/07/2020 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 11.06.2020, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2020, оспариваемое постановление Управления признано незаконным и отменено.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, а также на неполное выяснение ими обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, просит изменить принятые судебные акты, исключив из них вывод о нарушении Управлением общего срока проведения проверки в отношении Общества, установленного частью 4 статьи 13 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ). Управление считает, что установленный законом срок проверки юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территории нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению юридического лица на поднадзорной территории этого субъекта.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей для участия в нем не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в пределах доводов кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании распоряжения заместителя руководителя Управления от 18.09.2019 N 1394 в отношении общества проведена плановая выездная проверка деятельности АО "Тандер" по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании в принадлежащем ему магазине "Магнит Вельск" по адресу: Архангельская обл., Вельский р-н, г. Вельск, Советская ул., д. 104.
В ходе проверки Управление установило нарушение Обществом требований пунктов 7, 12 статьи 17 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880, пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевой продукции", выразившееся в реализации пищевой продукции с истекшим сроком годности, установленным ее изготовителем (акт проверки от 26.11.2019 N 1394/2019).
По факту выявленного нарушения должностным лицом Управления в отношении Общества составлен протокол от 13.01.2020 N 08/02-3 об административном правонарушении.
Постановлением от 27.01.2020 N 12/07/2020 Управление признало АО "Тандер" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, и назначило ему наказание в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования и признавая оспариваемое постановление незаконным, суды двух инстанций пришли к выводу о грубом нарушении Управлением порядка проведения проверки.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу Управления не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Порядок организации, проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и выдачи предписаний органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, установлен Законом N 294-ФЗ.
В силу части 1 статьи 20 Закона N 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), с грубым нарушением установленных названным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 20 Закона N 294-ФЗ к грубым нарушениям требований к организации и проведению проверок отнесено превышение установленных сроков проведения проверок (пункт 6 статьи 15 названного Закона).
Согласно части 2 статьи 9 Закона N 294-ФЗ плановая проверка может быть документарной или выездной. Она проводится в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 Закона N 294-ФЗ, не чаще чем один раз в три года. Срок проведения каждой из проверок, предусмотренных статьями 11 и 12, не может превышать двадцать рабочих дней (часть 1 статьи 13 Закона N 294-ФЗ).
В части 4 статьи 13 Закона N 294-ФЗ закреплено правило установления срока проведения проверки в отношении юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территории нескольких субъектов Российской Федерации.
В соответствии с названной нормой срок проведения каждой из предусмотренных статьями 11 и 12 Закона N 294-ФЗ проверок в отношении юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территории нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению юридического лица, при этом общий срок проведения проверки не может превышать 60 рабочих дней.
Таким образом, как правильно указано судами, Законом N 294-ФЗ установлен предельный период проверки для юридического лица - 60 рабочих дней, который распространяется в целом на юридическое лицо, включая филиалы, представительства и обособленные подразделения, а не на определенную территорию деятельности юридического лица.
Судами на основании анализа информации о проведении плановых проверок в отношении юридических лиц, опубликованной на сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации, федеральной государственной информационной системой "Единый реестр проверок", установлено, что на дату начала рассматриваемой в рамках настоящего дела проверки (октябрь 2019 г.) общая продолжительность плановых проверок Роспотребнадзора в отношении АО "Тандер" в 2019 г. превысила 60 рабочих дней.
Руководствуясь приведенными выше нормативными положениями, суды двух инстанций констатировали превышение Управлением максимально допустимого срока проверки, установленного частью 4 статьи 13 Закона N 294-ФЗ, в связи с чем ее результаты признали недопустимым доказательством и, как следствие, принятое на основе таких результатов постановление о привлечении Общества к ответственности - незаконным и подлежащим отмене.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, суды правомерно удовлетворили заявленные АО "Тандер" требования.
Приведенные в кассационной жалобе доводы по существу были предметом рассмотрения судов двух инстанций и получили соответствующую правовую оценку. Между тем иное толкование Управлением норм материального прав выводы судов не опровергает и не влияет на законность принятых по делу судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 11.06.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2020 по делу N А05-1632/2020 в обжалуемой части оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В части 4 статьи 13 Закона N 294-ФЗ закреплено правило установления срока проведения проверки в отношении юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территории нескольких субъектов Российской Федерации.
В соответствии с названной нормой срок проведения каждой из предусмотренных статьями 11 и 12 Закона N 294-ФЗ проверок в отношении юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территории нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению юридического лица, при этом общий срок проведения проверки не может превышать 60 рабочих дней.
Таким образом, как правильно указано судами, Законом N 294-ФЗ установлен предельный период проверки для юридического лица - 60 рабочих дней, который распространяется в целом на юридическое лицо, включая филиалы, представительства и обособленные подразделения, а не на определенную территорию деятельности юридического лица."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 9 февраля 2021 г. N Ф07-16540/20 по делу N А05-1632/2020