09 февраля 2021 г. |
Дело N А13-3521/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Кудина А.Г., Соколовой С.В.,
рассмотрев 03.02.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Северное речное пароходство" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 03.08.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2020 по делу N А13-3521/2020,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Северное речное пароходство", адрес: 163000, г. Архангельск, ул. Розы Люксембург, д. 5, ОГРН 1022900523777, ИНН 2901015750 (далее - Общество, АО "Северное речное пароходство"), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительным предписания от 31.01.2020 Северной государственной инспекции пробирного надзора федерального казенного учреждения "Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации", адрес: 162390, Вологодская обл., г. Великий Устюг, ул. Угловского, д. 1 (далее - Инспекция).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 03.08.2020, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2020, в удовлетворении заявления Обществу отказано.
В кассационной жалобе АО "Северное речное пароходство", ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, а также на неполное выяснение ими обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, просит отменить принятые судебные акты и удовлетворить заявленные требования. По мнению подателя жалобы, проведение повторной проверки по факту неисполнения ранее выданного предписания надзорного органа, не вступившего в законную силу ввиду его обжалования в судебном порядке, противоречит презумпции добросовестности юридических лиц, закрепленной пунктом 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей для участия в нем не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании распоряжения от 20.01.2020 N 6 Инспекцией в период с 30.01.2020 по 31.01.2020 в отношении АО "Северное речное пароходство" проведена внеплановая выездная проверка с целью контроля исполнения ранее выданного предписания от 15.11.2019, по результатам которой составлен акт проверки от 31.01.2020 N 6.
В ходе данной проверки Инспекцией установлено, что Общество в установленный срок (до 17.01.2020) не исполнило требования предписания от 15.11.2019, а именно:
- в нарушение пункта 5 Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 09.12.2016 N 231н (далее - Инструкция), не представило копии приказов о назначении лиц, ответственных за работу с драгоценными металлами, драгоценными камнями в организации;
- в нарушение пункта 28 Инструкции не представило копии документов по проведению инвентаризации драгоценных металлов и драгоценных камней (приказы, инвентаризационные описи, сводные акты инвентаризации) за проверяемый период;
- в нарушение пункта 50 Инструкции не представило копии форм федерального государственного статистического наблюдения за движением драгоценных металлов и драгоценных камней за проверяемый период.
По результатам проверки Инспекция выдала Обществу новое предписание от 31.01.2020, в соответствии с которым обязала АО "Северное речное пароходство" в срок до 17.06.2020 устранить допущенные нарушения, а именно: назначить приказом должностное лицо, ответственное за работу с драгоценными металлами и драгоценными камнями в целом по учету драгоценных металлов и драгоценных камней в обществе; заключить договоры о материальной ответственности с лицами, ответственными за работу с драгоценными металлами и драгоценными камнями в обществе; направить формы федерального государственного статистического наблюдения за движением драгоценных металлов и драгоценных камней за проверяемый период (с 01.01.2018 по 31.05.2019); провести инвентаризацию драгоценных металлов и драгоценных камней и предоставить приказы, инвентаризационные описи, сводные акты инвентаризации за проверяемый период; принять иные внутренние организационные меры, направленные на устранение выявленных нарушений и недопущение повторного нарушения законодательства Российской Федерации в области использования драгоценных металлов и драгоценных камней.
Не согласившись с указанным предписанием Инспекции, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и указали на наличие у Инспекции правовых и фактических оснований для выдачи оспариваемого предписания.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу АО "Северное речное пароходство" не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Пункт 2 статьи 20 Федерального закона от 26.03.1998 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" обязывает вести обязательный учет драгоценных металлов и драгоценных камней в порядке, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2000 N 731 "Об утверждении Правил учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности" (далее - Правила N 731).
Согласно пункту 6 Правил N 731 организации и индивидуальные предприниматели обязаны вести учет драгоценных металлов и драгоценных камней во всех видах и состояниях, включая драгоценные металлы и драгоценные камни, входящие в состав покупных комплектующих деталей, изделий, приборов, инструментов, оборудования, вооружения, военной техники, материалов, полуфабрикатов (в том числе закупаемых за границей) и содержащиеся в ломе и отходах драгоценных металлов и отходах драгоценных камней.
Во исполнение пункта 20 Правил N 731 Министерством финансов Российской Федерации утверждена Инструкция, действие которой распространяется на организации (в том числе воинские части и воинские формирования) и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют свою деятельность в сфере производства, использования и обращения драгоценных металлов, а также использования и обращения драгоценных камней, сбора, заготовки, обработки (переработки) лома и отходов драгоценных металлов и рекуперации драгоценных камней, а также используют ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней и изделия, содержащие драгоценные металлы и драгоценные камни.
В соответствии с пунктом 5 Инструкции учет драгоценных металлов и драгоценных камней во всех видах и состояниях, включая драгоценные металлы и драгоценные камни, входящие в состав покупных комплектующих деталей, изделий, приборов, инструментов, оборудования, вооружения, военной техники, материалов, полуфабрикатов (в том числе закупаемых за границей) и содержащиеся в ломе и отходах драгоценных металлов и отходах драгоценных камней, а также в продукции из них, осуществляется организациями на всех стадиях и операциях технологических, производственных и других процессов, связанных с их использованием и обращением.
Учет драгоценных металлов и драгоценных камней должен обеспечивать: своевременность и точность сведений об их количестве и местонахождении; контроль за движением драгоценных металлов и драгоценных камней по материально ответственным лицам, структурным подразделениям и организации в целом; достоверность данных в составляемых формах отчетности.
Согласно пункту 28 Инструкции инвентаризация драгоценных металлов при их производстве, использовании и обращении, а также драгоценных камней при их использовании и обращении, а также в ломе и отходах, образующихся при использовании драгоценных металлов и драгоценных камней, проводится один раз в год (по состоянию на 1 января) во всех местах их хранения и использования с проведением технологической зачистки помещений и оборудования. Инвентаризация драгоценных металлов и драгоценных камней в ломе и отходах, предназначенных для дальнейшего производства драгоценных металлов или их аффинажа, проводится один раз в год (по состоянию на 1 января). При осуществлении отдельных технологических операций периодичность инвентаризаций может быть увеличена. Инвентаризация драгоценных металлов и драгоценных камней, содержащихся в покупных комплектующих деталях, изделиях, приборах, инструментах, оборудовании, вооружении и военной технике, находящихся в эксплуатации, а также размещенных в местах хранения (включая снятые с эксплуатации), проводится один раз в год (по состоянию на 1 января).
Инвентаризация драгоценных металлов и драгоценных камней проводится при смене материально ответственных лиц, при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества, в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями, при реорганизации или ликвидации организации, при прекращении деятельности индивидуального предпринимателя, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 50 Инструкции организации представляют первичные статистические данные о движении драгоценных металлов и драгоценных камней по утвержденным формам федерального государственного статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.
Судами двух инстанций установлено, что АО "Северное речное пароходство" осуществляет деятельность, в отношении которой введен специальный порядок регулирования в сфере производства, использования и обращения драгоценных металлов, и относится к тем организациям, деятельность которых подлежит федеральному пробирному надзору.
При этом судами также установлено, что Общество осуществляет свою деятельность с нарушением выше приведенных требований Инструкции.
Кроме того, судами приняты во внимание обстоятельства, установленные вступившими в законную силу судебными актами по делам N А13-20129/2019 и N А13-22246/2019.
На основании полной и всесторонней оценки имеющихся в деле доказательств суды пришли к обоснованному выводу о законности оспариваемого предписания.
Не опровергая по существу выявленные в ходе проверки нарушения действующего законодательства Российской Федерации в рассматриваемой сфере правоотношений, АО "Северное речное пароходство" со ссылкой на положения Закона N 294-ФЗ указывает на недопустимость, по его мнению, проведения повторной проверки, связанной с проверкой исполнения ранее выданного предписания надзорного органа, не вступившего в законную силу ввиду его обжалования в судебном порядке. Как считает Общество, сам факт обжалования предписания в обязательном порядке влечет приостановление его действия.
Отклоняя названный довод, суды обоснованно указали на возможность проведения внеплановой проверки исполнения ранее выданного предписания по истечении установленного в нем срока, поскольку из содержания норм Закона N 294-ФЗ не следует, что обжалование ранее выданного предписания исключает возможность проведения внеплановой проверки в порядке пункта 1 части 2 статьи 10 названного Закона.
Доказательств приостановления действия предписания от 15.11.2019, в том числе в связи с соответствующим заявлением Общества, поданным в арбитражный суд в соответствии с частью 3 статьи 199 АПК РФ, в материалах дела не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суды обоснованно констатировали законность оспариваемого предписания Инспекции и отказали Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Поскольку фактические обстоятельства установлены судами первой и апелляционной инстанций на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений, в том числе предусмотренных статьей 288 АПК РФ, судами не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 03.08.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2020 по делу N А13-3521/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Северное речное пароходство" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.