10 февраля 2021 г. |
Дело N А56-120420/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 февраля 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Преснецовой Т.Г., судей Захаровой М.В., Кадулина А.В.,
при участии от Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации Петровой Н.В. (доверенность от 25.09.2020 N 93), от Министерства обороны Российской Федерации Михеевой К.С. (доверенность от 13.11.2020 N 207/4/102д), от военного прокурора Западного военного округа Балеевских В.Ю. (доверенность от 11.01.2011 N Дов-4-2-2021), от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области Земцовой И.В. (доверенность от 11.01.2021 N 460), от индивидуального предпринимателя Алексеева А.Г. представителя Левнева Л.В. (доверенность от 10.03.2020), от Жабрева А.А. представителя Левнева Л.В. (доверенность от 12.12.2019),
рассмотрев 03.02.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.07.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2020 по делу N А56-120420/2019,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, адрес: 191311, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, ОГРН 1037843045734, ИНН 7815027624 (далее - Управление Росреестра), обратилось в Арбитражный суд города Cанкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Западному территориальному управлению имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации адрес: 191119, Санкт-Петербург, Звенигородская ул., д. 5, ОГРН 1027810323342, ИНН 7826001547 (далее - СЗТУИО), об исправлении технической ошибки в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) путем исключения из него сведений о местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами 47:07:0940001:27, 47:07:0940001:41, 47:07:0303001:3, 47:07:1301155:125, 47:07:1301205:1, 47:07:0516001:36, 47:07:0516001:35, 47:07:0940001:28, 47:07:1301169:156, 47:07:1424001:21, 47:07:1424001:22, 47:07:0940001:29, 47:07:1424001:15, 47:07:0940001:42.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", адрес: 107078, Москва, Орликов пер., д. 10, стр. 1, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340 (далее - Учреждение); Военная прокуратура Западного военного округа, адрес: 191055, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 4, ОГРН 1127847489670, ИНН 7841470857; Министерство обороны Российской Федерации, адрес: 119019, Москва, ул. Знаменка, д. 19, ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261 (далее - Министерство обороны), акционерное общество "Лимб", адрес: 199004, Санкт-Петербург, 5-я линия В.О., д. 42, лит. А, оф. 315, ОГРН 1027807591239, ИНН 7814033551 (далее - АО "Лимб"); Жабрев Андрей Анатольевич; Алексеев Андрей Геннадьевич.
Решением суда от 08.07.2020 иск удовлетворен.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2020 данное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе СЗТУИО, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит решение и постановление отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
Податель жалобы полагает, что постановка на кадастровый учет с указанием границ спорных земельных участков, образованных из относящегося к федеральной собственности земельного участка с кадастровым номером 47:07:0000000:122 и предоставленного в бессрочное пользование войсковой части Министерства обороны, является правомерной, поскольку картографические материалы и результаты землеустроительных работ и межевания ЗАО "Лимб" не были оспорены в установленном порядке; полагает, что удовлетворение требований Управление Росреестра приведет к увеличению самозахвата земельных участков со стороны незаконных пользователей; считает, что в данном случае отсутствует техническая ошибка, поскольку работы по образованию спорных участков были выполнены ЗАО "Лимб" в точном соответствии с имеющимися картографическими материалами правоустанавливающих документов.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство обороны просит отменить обжалуемые судебные акты.
Иные лица, участвующие в деле, отзывы на кассационную жалобу не представили.
В судебном заседании представители СЗТУИО, Министерства обороны и военной прокуратуры настаивали на удовлетворении кассационной жалобы, а представители Управления Росреестра, Алексеева А.Г. и Жабрева А.А. возражали против ее удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле и надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в ЕГРН содержатся сведения о ранее учтенных земельных участках с кадастровыми номерами 47:07:0940001:27, 47:07:0940001:41, 47:07:0303001:3, 47:07:1301155:125, 47:07:1301205:1, 47:07:0516001:36, 47:07:0516001:35, 47:07:0940001:28, 47:07:1301169:156, 47:07:1424001:21, 47:07:1424001:22, 47:07:0940001:29, 47:07:1424001:15, 47:07:0940001:42, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации и обремененных правом постоянного (бессрочного) пользования Учреждения.
Участки учтены в ЕГРН в 2007 году, имеют статус "ранее учтенные" и наряду с иными земельными участками образованы на территории земельного участка с кадастровым номером 47:07:0000000:122, в настоящее время имеющего статус "архивный", который на основании Государственного акта на право пользования землей от 20.03.1990 серии А1 N 013852, выданного Исполнительным комитетом Всеволожского района Ленинградской области, был предоставлен в бессрочное пользование Министерству обороны, а именно войсковой части 33941, и поставлен на кадастровый учет 08.06.2006.
В соответствии с распоряжением Территориального управления Росимущества по Ленинградской области (далее - Управление Росимущества) от 11.05.2007 N 270 земельный участок с кадастровым номером 47:07:0000000:122 был разделен на 86 земельных участков, в том числе и спорные участки.
Как установлено судами, до апреля 2019 года кадастр недвижимости ЕГРН не содержал сведений о координатном описании местоположения границ участков.
СЗТУИО обратилось в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ленинградской области и Управление Росреестра с заявлением от 20.02.2019 N 141/2-1648 об исправлении технической ошибки, по результатам рассмотрения которого указанные органы в порядке исправления технической ошибки в ЕГРН внесли сведения об описании местоположения границ и уточненной площади участков.
При этом в материалах реестровых дел указанных выше земельных участков (тома "кадастровое дело") имелись Проекты границ земельных участков, подготовленные ЗАО "Лимб" и утвержденные заместителем руководителя Управлением Росимущества, содержащие координаты характерных точек границ земельных участков в системах координат СК 1964, применяемых до перехода на МСК-47.
Как установлено судами, в государственном фонде данных (далее - ГФД), полученных в результате проведения землеустройства, отсутствовала документация, подтверждающая завершение работ по землеустройству и предусмотренная положениями действовавших на дату осуществления государственного кадастрового учета рассматриваемых земельных участков - Инструкции по межеванию земель, утвержденной Роскомземом 08.04.1996 (раздел 16 Инструкции "Формирование межевого дела"), Методических указаний по проведению землеустройства и подготовки документов для проведения государственного кадастрового учета земельных участков при разграничении государственной собственности на землю ЕСДЗем. 16-10-02-07-02, утвержденных Росземкадастром 02.07.2002 (раздел 7 Методических указаний "Формирование землеустроительного дела"), а также документы, подтверждающие согласование такой документации и ее передачу в ГФД, в соответствии с пунктом 2, подпунктом "в" пункта 3, пункта 17 Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении ГФД, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 514.
Поскольку материалы реестровых дел спорных участков содержали координаты их границ в системе координат СК 1964, отличной от системы МСК-47, принятой в настоящее время для ведения ЕГРН на территории Ленинградской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ленинградской области был осуществлен пересчет координат характерных точек границ земельных участков в систему МСК-47.
После пересчета координат на дежурной кадастровой карте отразилось множественное пересечение границ таких земельных участков с границами иных земельных участков, сведения о которых содержатся в ЕГРН в системе координат МСК-47.
Как указывает истец, на момент восстановления спорных сведений и до пересчета координат характерных точек спорных участков в действующую систему координат органу регистрации не было известно о наличии пересечений спорных границ с установленными надлежащим образом границами более 800 земельных участков, принадлежащих третьим лицам.
Управление Росреестра обратилось в арбитражный суд с настоящим иском, ссылаясь на положения статей 26, 61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) и указывая на то, что ошибочное внесение и наличие в ЕГРН сведений о границах спорных земельных участков может привести к нарушению прав более 800 правообладателей (физических и юридических лиц) других участков, в том числе привлеченных к участию в настоящем деле Алексеева А.Г. и Жабрева А.А.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив материалы дела, установили следующее: в материалах реестровых дел отсутствовало достоверное описание границ ранее учтенных земельных участков, в отношении которых СЗТУИО обращалось с заявлением о восстановлении в кадастре сведений о координатах характерных точек границ, и документы, подтверждающие принятие органом кадастрового учета решений о внесении в Единый государственный реестр земель сведений об описании местоположения (координатах характерных точек) границ и уточненной площади таких участков; в проекте границ земельного участка войсковой части 33491, подготовленном ЗАО "Лимб", содержится множество неточностей как юридического, так и фактического характера, не позволяющие определить точные границы и площадь исходного земельного участка; факт наложения границ спорных участков на границы иных поставленных на кадастровый учет участков после пересчета системы координат не оспаривался ответчиком. В связи с установленными обстоятельствами суды посчитали, что в силу пункта 20 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ сведения о границах спорных участков не могли быть внесены в ЕГРН в 2019 году и их исключение приведет к восстановлению достоверности сведений ЕГРН, в котором участки остаются на кадастровом учете без установленных границ, и к устранению нарушений прав иных правообладателей значительного количества участков, а ответчик не лишен права их уточнить в предусмотренном законом порядке. При таком положении суды удовлетворили требования Управления Росреестра.
Суд кассационной инстанции, исследовав материалы дела и изучив доводы, приведенные в кассационной жалобе СЗТУИО, не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов в связи со следующим.
С 01.01.2017 отношения, связанные с государственной регистрацией прав на недвижимое имущество, государственным кадастровым учетом такого имущества, а также ведением ЕГРН, регулируются Законом N 218-ФЗ.
В соответствии с частью 3 статьи 61 Закона N 218-ФЗ под реестровой ошибкой понимается воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном названным Федеральным законом.
Согласно пункту 4 статьи 61 Закона N 218-ФЗ в случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда.
В силу положений пункта 20 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ в случае, если границы земельного участка, о государственном кадастровом учете которого и (или) государственной регистрации прав на который представлено заявление, пересекают границы другого земельного участка, сведения о котором содержатся в ЕГРН (за исключением, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости), осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав должно быть приостановлено по решению государственного регистратора.
Приказом Росземкадастра от 02.10.2002 N П/327 "Об утверждении требований к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет" были утверждены Требования к оформлению документов о межевании (состав, формы документов, правила внесения сведений), включаемых в состав документов государственного земельного кадастра при государственном кадастровом учете земельных участков (далее - Требования).
Согласно пункту 3 Требований документы о межевании, представляемые для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет, а также для внесения в государственный земельный кадастр уточненных сведений о ранее учтенных земельных участках и (или) сведений о сформированных частях земельных участков оформляются в виде Описаний земельных участков.
В соответствии с пунктом 4 Требований Описание земельных участков представляет собой документ, оформляемый на основании материалов межевания и (или) иной землеустроительной документации о формировании вновь образуемых (образовании новых) земельных участков или уточнении сведений о ранее учтенных земельных участках.
Как установлено судами, спорные земельные участки были образованы в 2007 году и поставлены на кадастровый учет, между тем сведения о координатном описании местоположения их границ в ЕГРН до 2019 не были указаны. Согласно Техническим заданиям, представленным в Проектах границ земельных участков, составленных ЗАО "Лимб", материалами для осуществления государственного кадастрового учета этих участков являются Описания земельных участков, в то время как в реестровых делах содержатся лишь проекты границ.
При разрешении спора суды обоснованно приняли во внимание, что в материалах реестровых дел земельных участков и в их описании отсутствуют документы, подтверждающие как сведения о координатах характерных точек границ ранее учтенных земельных участков, принадлежащих Учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования, так и принятие органом кадастрового учета решений о внесении в Единый государственный реестр земель сведений об описании местоположения (координатах характерных точек) границ и уточненной площади таких земельных участков. При этом в ГФД отсутствует подтверждающая завершение работ по землеустройству документация, предусмотренная требованиями действовавших на дату осуществления государственного кадастрового учета участков Инструкции по межеванию земель, утвержденной Роскомземом 08.04.1996 (раздел 16 "Формирование межевого дела" Инструкции), Методических указаний по проведению землеустройства и подготовки документов для проведения государственного кадастрового учета земельных участков при разграничении государственной собственности на землю ЕСДЗем 16-10-02-07-02, утвержденных Росземкадастром 02.07.2002 (раздел 7 "Формирование землеустроительного дела" Методических указаний), а также отсутствуют документы, подтверждающие согласование такой документации и ее передачу в ГФД, в соответствии с пунктом 2, подпунктом "в" пункта 3, ппунктом 17 Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении ГФД, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 514.
С учетом указанных обстоятельств, а также принимая во внимание, что границы исходного земельного участка с кадастровым номером 47:07:0000000:122 не были надлежащим образом установлены, сам по себе факт указания в Проектах границ земельных участков (тома "кадастровое дело"), подготовленных ЗАО "Лимб" и утвержденных заместителем руководителя Управления Росимущества, сведений о координатах характерных точек границ участков в системе координат СК 1964, применяемой до перехода на систему МСК-47, которая принята в настоящее время для ведения ЕГРН на территории Ленинградской области, обоснованно признан судами недостаточным и недостоверным доказательством установления местоположения границ спорных участков в 2007 году.
Более того, после пересчета этих координат в действующей системе было обнаружено множественное пересечение границ спорных участков с границами более 800 участков, сведения о которых содержатся в ЕГРН и границы которых установлены в действующей системе координат МСК-47.
Указанные обстоятельства, как и факт пересечения границ спорных участков с границами участков, принадлежащих иным правообладателям, ответчиком не оспаривались.
При таком положении суды правомерно посчитали, что в силу частей 1, 4 статьи 61, пункта 20 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ сведения, внесенные в 2019 году в части указания местоположения границ спорных участков, являются технической ошибкой, приведшей к несоответствию сведений, содержащихся в ЕГРН, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в ЕГРН, в связи с чем требования Управления Росреестра об исправлении допущенной в 2019 году технической ошибки являются обоснованными.
Удовлетворяя исковые требования, суды правомерно приняли во внимание и то, что усправление допущенной технической ошибки приведет к устранению наложения спорных земельных участков на значительное количество земельных участков других правообладателей и не повлечет за собой прекращение прав на участки, поскольку последние не снимаются с кадастрового учета и фактически вновь приобретают статус земельных участков, границы которых не установлены на местности, а ответчик не лишается права уточнить границы участков в предусмотренном законом порядке.
Суд кассационной инстанции полагает, что суды правильно квалифицировали спорные правоотношения, установили все существенные фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, дали надлежащую правовую оценку всем представленным доказательствам, а принятые ими судебные акты являются обоснованными и законными. Оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Ссылки подателя жалобы на отсутствие у Управления Росреестра материально-правового интереса в данном споре подлежат отклонению, поскольку они противоречат положениям части 4 статьи 61 Закона N 218-ФЗ, а требования регистрирующего органа соответствуют его компетенции и особенностям деятельности, установленным законодателем, а также направлены на обеспечение достоверности реестра и приведение сведений ЕГРН в соответствие с документами, на основании которых эти сведения в ЕГРН вносились.
Вопреки доводам СЗТУИО, в рамках настоящего спора не разрешается спор о правах на земельные участки между правообладателями.
Доводы подателя жалобы о необходимости возложения на Министерство обороны значительных финансовых расходов, связанных с повторным межеванием земельных участков, не могут являться основанием для сохранения в ЕГРН ошибочных сведений.
Суд кассационной инстанции признает необоснованными ссылки ответчика на неверное применение судами правовой нормы о технической ошибке в сведениях ЕГРН и на отсутствие правовых оснований для удовлетворения иска, поскольку внесение координат границ земельных участков в соответствии с документами, не отвечающими требованиям законодательства, в результате неверных действий органа кадастрового учета, представляет собой именно техническую ошибку, понятие которой дано в статье 61 Закона N 218-ФЗ.
Фактически все доводы, изложенные в кассационной жалобе, аналогичны доводам, которые были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку. При этом они не свидетельствуют о нарушении судами норм материального права, а лишь указывают на несогласие заявителя с выводами судов, они не содержат обстоятельств, которые не были проверены и учтены судами при рассмотрении дела и могли повлиять на обоснованность и законность принятых по делу судебных актов либо опровергнуть выводы судов первой и апелляционной инстанций.
При рассмотрении дела и вынесении судебных актов суды установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
С учетом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.07.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2020 по делу N А56-120420/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.Г. Преснецова |
Судьи |
Т.Г. Преснецова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.