09 февраля 2021 г. |
Дело N А56-131803/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Кудина А.Г., Соколовой С.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Зимет" Дашдамирова Э.Т. оглы (доверенность от 25.12.2019 N 07/19), от Комитета государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области Тихонова Е.А. (доверенность от 20.03.2020),
рассмотрев 03.02.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.02.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2020 по делу N А56-131803/2019,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Зимет", адрес: 196247, Санкт-Петербург, Краснопутиловская ул., д. 64, лит. А, пом. 40-Н, ОГРН 1137847148801, ИНН 7810419219 (далее - Общество, ООО "Зимет"), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области, адрес: 191124, Санкт-Петербург, пл. Ратрелли, д. 2, лит. А, ОГРН 1087847040181, ИНН 7840405870 (далее - Комитет), от 08.10.2019 N 198 о привлечении Общества к административной ответственности по части 2 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.02.2020, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2020, оспариваемое постановление Комитета признано незаконным и отменено.
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, а также на неполное выяснение ими обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, просит отменить принятые судебные акты и отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы считает, что представленными в материалы дела доказательствами подтверждается тот факт, что обязанность выполнять работы по разделам проектной документации "Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности" и "Система водоснабжения", перечисленные в оспариваемом постановлении, возлагалась именно на ООО "Зимет" и работы осуществлялись им на основании договора подряда от 05.12.2017 N 1712С (далее - Договор). Комитет настаивает на наличии в действиях Общества состава вменяемого правонарушения.
В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Общества возражал против удовлетворения данной жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в соответствии с разрешением на строительство от 13.02.2018 N 47-RU47511104-012К-2018 общество с ограниченной ответственностью "ПОНИ" (далее - ООО "ПОНИ") является застройщиком объекта - "Складского комплекса с административными помещениями" по адресу: Ленинградская обл., Ломоносовский р-н, муниципальное образование "Виллозское сельское поселение" "Офицерское село", Волхонское шоссе, д. 4 (далее - Объект).
Между ООО "ПОНИ" (заказчиком) и ООО "Зимет" (подрядчиком) заключен Договор, согласно которому подрядчик принял на себя обязательства выполнить строительно-монтажные работы по строительству Объекта в соответствии с календарным графиком производства работ и проектной документацией.
Общество представило в Комитет извещения от 22.02.2019 N 4 и 5 о сроках завершения работ, подлежащих проверке, при строительстве, реконструкции Объекта - монтаже конструкций надземной части, а также внутренних сетей инженерно-технического обеспечения.
На основании распоряжения от 02.04.2019 N ГСН 19/257 Комитет в период с 08.04.2019 по 08.05.2019 провел в отношении Общества как лица, осуществляющего строительство Объекта, документарную и выездную проверку. В ходе указанной проверки Комитет выявил факты осуществления ООО "Зимет" строительства Объекта с нарушениями требований проектной документации, которые создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.
Так, в акте проверки от 07.05.2019 N 312-РК-19 Комитетом отражено следующее:
- в нарушение раздела проектной документации "Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности" (шифр 1712П-ПБ), с. 1-3 допущено устройство трубопроводов отопления и водоснабжения из полимерных материалов, пересекающих перекрытия, а также противопожарных перегородок, не имеющих ограждающих коробов, выполненных с требуемым пределом огнестойкости, соответствующим противопожарным перегородкам 1-го типа и перекрытиям 3-го типа, при этом в узлах пересечения указанными трубопроводами строительных конструкций с нормируемым пределом огнестойкости не установлены отсечные защитные устройства;
- в нарушение раздела проектной документации "Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности" (шифр 1712П-ПБ), с. 1-3 при проходе электрокабелей, проложенных, в том числе, в коробах и каналах, через противопожарные перегородки и через строительные конструкции с нормируемым пределом огнестойкости (перекрытия, покрытие, перегородки) не в полном объеме выполнена установка кабельных проходок с необходимым пределом огнестойкости, имеющих документ о соответствии продукции требованиям пожарной безопасности;
- в нарушение раздела проектной документации "Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности" (шифр 1712П-ПБ), с. 1-3 двери лестничных клеток не оборудованы устройствами для самозакрывания, что не обеспечивает нераспространение пожара между этажами здания;
- в нарушение раздела проектной документации "Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности" (шифр 1712П-ПБ) с. 1-3 из насосной, предназначенной для установки насосов внутреннего противопожарного водопровода, отсутствует отдельный выход наружу или на лестничную клетку, имеющую выход наружу;
- в нарушение раздела проектной документации "Система водоснабжения" (шифр 1712П-ИОС.ВС, лист 9) не установлены насосы "Wilo", Со-2 Helix V 3601 SK-FSSS-EB-R, для повышения давления в сети внутреннего противопожарного водопровода, предусмотренные проектной документацией;
- в нарушение раздела проектной документации "Система водоснабжения" (шифр 1712П-ИОС.ВС, лист 4) в местах пересечения противопожарных преград (пересечение противопожарных перегородок насосной воздуховодами вентиляции) не установлены противопожарные клапаны с пределом огнестойкости не менее предела огнестойкости преграды, предусмотренные проектной документацией;
- в нарушение раздела проектной документации "Система водоснабжения" (шифр 1712П-ИОС.ВС, лист 8) коридор 1-го этажа (помещение 31) не оборудован системой вытяжной противодымной вентиляции, предусмотренной проектной документацией.
В связи с выявленными нарушениями Комитет составил в отношении Общества протокол от 15.08.2019 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 9.4 КоАП РФ.
Постановлением от 08.10.2019 N 198 Комитет привлек ООО "Зимет" к административной ответственности по части 2 статьи 9.4 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Признавая незаконным и отменяя названное постановление Комитета, суды двух инстанций пришли к выводу, что административным органом не доказано наличие в действиях ООО "Зимет" вменяемого административного правонарушения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу Комитета подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий).
Согласно части 2 статьи 9.4 КоАП РФ действия, предусмотренные частью 1 названной статьи, которые повлекли отступление от проектных значений параметров зданий и сооружений, затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства и (или) их частей или безопасность строительных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, либо которые повлекли причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, либо которые создали угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.
Частью 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) предусмотрено, что лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда. Лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
В соответствии с частью 6 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда), проектной документацией, требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, требованиями технических регламентов.
Согласно статье 8 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Закон N 384-ФЗ) здание или сооружение должно быть спроектировано и построено таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения исключалась возможность возникновения пожара, обеспечивалось предотвращение или ограничение опасности задымления здания или сооружения при пожаре и воздействия опасных факторов пожара на людей и имущество, обеспечивались защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий воздействия опасных факторов пожара на здание или сооружение, а также чтобы в случае возникновения пожара соблюдались следующие требования: 1) сохранение устойчивости здания или сооружения, а также прочности несущих строительных конструкций в течение времени, необходимого для эвакуации людей и выполнения других действий, направленных на сокращение ущерба от пожара; 2) ограничение образования и распространения опасных факторов пожара в пределах очага пожара; 3) нераспространение пожара на соседние здания и сооружения; 4) эвакуация людей (с учетом особенностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения) в безопасную зону до нанесения вреда их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов пожара; 5) возможность доступа личного состава подразделений пожарной охраны и доставки средств пожаротушения в любое помещение здания или сооружения; 6) возможность подачи огнетушащих веществ в очаг пожара; 7) возможность проведения мероприятий по спасению людей и сокращению наносимого пожаром ущерба имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений.
В соответствии с частью 10 статьи 15 Закона N 384-ФЗ проектная документация здания или сооружения должна использоваться в качестве основного документа при принятии решений об обеспечении безопасности здания или сооружения на всех последующих этапах жизненного цикла здания или сооружения.
В силу пункта 1 статьи 743 ГК РФ подрядчик по договору строительного подряда обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете.
Как указывалось выше, согласно Договору Общество обязано выполнить работы в соответствии с проектной документацией на Объект с применением материалов и в объеме, которые указаны в калькуляции на строительство Объекта - приложении N 2 к Договору (пункты 1.3 и 5.1.1 Договора).
Исходя из проектной документации на Объект и приложения N 2 к Договору, на Общество, являющееся подрядчиком, возлагалось выполнение работ по разделу проектной документации "Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности" (шифр 1712П-ПБ), в том числе возведение строительных конструкций с нормируемым пределом огнестойкости (перекрытия, покрытие, перегородки), противопожарных перегородок; устройство трубопроводов отопления и водоснабжения; установка дверей лестничных клеток; обустройство отдельного выхода из помещения, предназначенного для установки насосов внутреннего противопожарного водопровода, наружу или на лестничную клетку, имеющую выход наружу; оборудование системой вытяжной противодымной вентиляции, предусмотренной проектной документацией, то есть именно тех работ, при производстве которых Комитетом были установлены нарушения требований проектной документации на Объект.
При этом заключенным между заказчиком и третьим лицом договором от 01.10.2018 N 147/М, на который сослались суды в обоснование законности предъявленных Обществом требований, предусматривались работы, отличные от работ, перечисленных выше, а именно монтаж системы внутреннего противопожарного водопровода и системы автоматической противопожарной защиты.
На указанные обстоятельства Комитет указывал как суду первой инстанции в отзыве на заявление от 07.02.2020 (том 1, листы дела 77-83), так и апелляционному суду с приложением сравнительной таблицы работ, выполняемых по Договору и договору от 01.10.2018 N 147/М (том 2, листы дела 6-8, 24-27).
Однако в нарушение статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судами доводы Комитета и представленные доказательства оставлены без оценки.
Что касается ссылки судов на то, что в Договоре ООО "Зимет" не указано в качестве генерального подрядчика, то данное обстоятельство не исключает производство Обществом тех работ, которые были предметом проверки Комитета и нашли отражение в оспариваемом постановлении.
Поскольку обстоятельства дела не были исследованными судами в полном объеме, суд кассационной инстанции считает судебные акты подлежащими отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в силу пункта 3 части 1 статьи 287 АПК РФ в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, установить обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения дела, правильно применив нормы материального и процессуального права, принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.02.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2020 по делу N А56-131803/2019 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.