11 февраля 2021 г. |
Дело N А56-97247/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Журавлевой О.Р., судей Корабухиной Л.И., Лущаева С.В.,
при участии от Управления Федерального казначейства по г. Санкт-Петербургу Обухович В.Э. (доверенность от 12.01.2020), от Комитет по строительству Ворона А.С. (доверенность от 30.12.2020), от Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Фонд капитального строительства и реконструкции" Волкова К.А. (доверенность от 11.01.2021),
рассмотрев 10.02.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по г. Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.02.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2020 по делу N А56-97247/2019,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по строительству, адрес: 190000, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, д. 76, (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании вынесенного Управлением Федерального казначейства по г. Санкт-Петербургу, адрес: 197101, Санкт-Петербург, ул. Котовского, д. 1/10, лит. В, ОГРН 1027806893531, ИНН 7812027792, (далее - Управление) представления от 25.06.2019 N 72-22-15/7597 (делу присвоен номер А56-97247/2019).
Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Фонд капитального строительства и реконструкции", адрес: 190000, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, д. 76, (далее - Фонд) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании вынесенного Управлением предписания от 25.06.2019 N 72-22-15/7598 (делу присвоен номер А56-104911/2019).
Определением суда от 30.10.2019 дела N А56-97247/2019 и N А56-104911/2019 объединены в одно производство с присвоением делу номера А56-97247/2019.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "ГидроПромСтрой" (далее - ООО "ГидроПромСтрой") и Федеральное казенное учреждение "Центр обеспечения деятельности казначейства" (далее - ФКУ "ЦОКР").
Решением суда первой инстанции от 19.02.2020 предписание Управления от 25.06.2019 N 72-22-15/7598 признано недействительным в полном объеме, а представление от 25.06.2019 N 72-22-15/7597 - в части пунктов 1 и 5.
Постановлением апелляционного суда от 09.08.2020 указанное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на нарушение судами обеих инстанций норм материального права, просит обжалуемые судебные акты отменить. По мнению подателя жалобы, материалами проверки подтверждается наличие нарушений, указанных в оспариваемом предписании и представлении. Податель жалобы также указывает на то, что выданные предписание и представление не противоречат законодательству Российской Федерации, не создают каких-либо препятствий Фонду и Комитету для осуществления их деятельности, их права не нарушают и направлены, прежде всего, на стимулирование впредь добросовестного поведения заявителей.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы жалобы, а представители Комитета и Фонда возражали против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в отзывах.
Третьи лица извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, между Министерством спорта Российской Федерации и Правительством Санкт-Петербурга заключено Соглашение от 12.04.2017 N 98 о предоставлении иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на мероприятия по подготовке к проведению чемпионата мира по футболу 2018 года в Российской Федерации, связанные со строительством или реконструкцией тренировочных площадок.
Кроме того, между Министерством спорта Российской Федерации и Правительством Санкт-Петербурга заключено Соглашение от 12.04.2017 N 100 о предоставлении иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на софинансирование мероприятий по поставке, монтажу, демонтажу строений и сооружений временного назначения и(или) вспомогательного использования для подготовки и проведения спортивных соревнований на стадионе в г. Санкт-Петербурге, Крестовский остров. Южная дорога, д. 25, и на территории, прилегающей к этому стадиону.
В соответствии с приказом от 26.03.2019 N 171 Управлением в период с 28.03.2019 по 29.05.2019 проведена выездная проверка предоставления и использования межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в рамках подготовки и проведения Чемпионата мира по футболу в 2018 году в Российской Федерации. По итогам проведения проверочных мероприятий Управлением составлен акт выездной проверки от 29.05.2019, в котором зафиксированы нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, в том числе нарушения, связанные со строительством и/или реконструкцией тренировочных площадок по следующим объектам:
- строительство тренировочной площадки по адресу: Санкт-Петербург, пр. Металлистов, участок 1 (северо-западнее дома 14, лит. А по Шепетовской улице) (далее - Тренировочная площадка N 1);
- реконструкция тренировочной площадки Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения "Центр физической культуры, спорта, здоровья Петродворцового района Санкт-Петербурга" по адресу: Санкт-Петербург, г. Ломоносов, ул. Михайловская, д. 29, литера А (далее - Тренировочная площадка N 2).
По итогам проверки Комитету выдано представление от 25.06.2019 N 72-22-15/7597, в котором отражены следующие нарушения бюджетного законодательства, условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля:
1) Комитетом, являющимся главным распорядителем средств бюджета Санкт-Петербурга, в 2017 году не обеспечено соблюдение условий и порядка предоставления (расходования) межбюджетного трансферта - иных межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета, в рамках финансирования Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Фонд капитального строительства и реконструкции" (далее - Фонд), повлекшее в 2017 году неправомерное перечисление Фондом указанных средств в рамках мероприятий, связанных со строительством тренировочной площадки по адресу: г. Санкт-Петербург, проспект Металлистов, участок 1 (северо-западнее дома 14 лит. А по Шепетовской улице); нарушение в денежном эквиваленте - 13 851 304,53; нарушение требований статьи 132.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), пункта 3.2.4 Соглашения от 12.04.2017 N 98;
2) Комитетом представлены с нарушением установленного срока следующие отчеты:
- отчет об исполнении условий предоставления иных межбюджетных трансфертов, а также об эффективности осуществления расходов, источником финансового обеспечения которых, являются иные межбюджетные трансферты направлялся в Минспорта России: за 2 квартал 2017 года не представлен: за 2017 год письмом Комитета от 31.01.2018 N 01-13227/15-2-2 (срок предоставления отчета Комитетом нарушен на 16 дней): за 1 квартал 2018 год письмом Комитета от 25.04.2018 N 01-40-1878/18-0-0 (срок предоставления отчета Комитетом нарушен на 9 дней); за 2017 год письмом Комитета от 17.01.2019 N 01-40-191/19-00 (срок предоставления отчета Комитетом нарушен на 2 дня);
- отчеты, в соответствии с Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н (Отчет по ф. 0503127, Отчет по ф. 0503125, отчет по ф. 0503179) направлялся в Минспорта России: за 2 квартал 2017 года не представлен; за 2017 год письмом Комитета от 31.01.2018 N 01-13227/15-2-2 (срок предоставления отчета Комитетом нарушен на 16 дней); за 1 квартал 2018 год письмом Комитета от 25.04.2018 N 01-40-1878/18-0-0 (срок предоставления отчета Комитетом нарушен на 9 дней); за 2018 год письмом Комитета от 17.01.2019 N 01-40-191/19-00 (срок предоставления отчета Комитетом нарушен на 2 дня), что является нарушением требований статьи 132.1 БК РФ, пункта 3.2.1 Соглашения от 12.04.2017 N 100;
3) Комитетом представлены с нарушением установленного срока следующие отчеты:
- отчет об исполнении условий предоставления иных межбюджетных трансфертов направлялся в Минспорта России: за 2017 год письмом Комитета от 22.02.2018 N 01-40-1736/18-0-1 (срок предоставления отчета Комитетом нарушен на 22 дня): за 1 квартал 2018 год письмом Комитета от 06.04,2018 N 01-44-5746/18-0-1 (срок предоставления отчета Комитетом нарушен на 1 день); за 2 квартал 2018 год письмом Комитета от 13.07.2018 N 01-403388/18-0-0 (срок предоставления отчета Комитетом нарушен на 8 дней); за 3 квартал 2017 года указанная отчетность Комитетом в Минспорта России не представлялась;
- отчет об эффективности осуществления расходов, источником финансового обеспечения которых, являются иные межбюджетные трансферты направлялся в Минспорта России: за 2017 год письмом Комитета от 22.02.2018 N 0140-1736/18-0-1 (срок предоставления отчета Комитетом нарушен на 22 дня); за 1 квартал 2018 год письмом Комитета от 06.04.2018 N 01-44-5746/18-0-1 (срок предоставления отчета Комитетом нарушен на 1 день); за 2 квартал 2018 год письмом Комитета от 13.07.2018 N 01-403388/18-0-0 (срок предоставления отчета Комитетом нарушен на 8 дней);
- отчеты, в соответствии с Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н (Отчет по ф. 0503127, Отчет по ф. 0503125) за 2017 год; за 1 квартал 2018 года; за 2 квартал 2018 года, за 3 квартал 2018 года Отчет по ф. 0503125 Комитетом в Минспорта России не представлялся, что является нарушением требований статьи 132.1 БК РФ, пункта 3.2 Соглашения от 12.04.2017 N 98;
4) Комитетом не обеспечено достижение значений результативности предоставления иных межбюджетных трансфертов в части реконструкции тренировочной площадки Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения "Центр физической культуры, спорта и здоровья Петродворцового района Санкт-Петербурга" по показателю "Соблюдение сроков реализации мероприятий, %" учитывая, что работы по созданию объекта завершены с нарушением срока, установленного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 04.04.2014 N 233, на 82 дня, что является нарушением требований статьи 132.1 БК РФ, пункта 1.7-1 Программы подготовки Санкт-Петербурга к проведению в 2018 году Чемпионата мира по футболу на 2014 - 2018 годы, утвержденной Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 04.04.2014 N 233, пунктов 3.2.5, 4.2 Соглашения от 12.04.2017 N 98;
5) Данные показателей Отчета за период с 01.01.2017 по 30.09.2018 содержат недостоверные данные, а именно: Объект: Строительство тренировочной площадки по адресу: Санкт-Петербург, пр. Металлистов, участок (Северо-Западнее дома 14, лит. А по Шепетовской улице);
- по показателям "Фактический объем финансирования нарастающим итогом на конец отчетного периода, в том числе: за счет средств бюджета Санкт-Петербурга" (графа 7 Отчета). "Оплачено нарастающим итогом на конец отчетного периода, в том числе: за счет средств бюджета Санкт-Петербурга" искажение составило (графа 10), искажение составило 4 993,83 тыс. рублей. Соответственно, фактический объем софинансирования расходных обязательств бюджета Санкт-Петербурга за счет средств бюджета Санкт-Петербурга в Отчете занижен на 4 993,83 тыс. рублей.
Объект: Реконструкция тренировочной площадки Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения "Центр физической культуры, спорта, здоровья Петродворцового района Санкт-Петербурга", г. Санкт-Петербург, г. Ломоносов, ул. Михайловская, д. 29, лит. А.
- по показателям "Фактический объем финансирования нарастающим итогом на конец отчетного периода, в том числе: за счет средств бюджета Санкт-Петербурга" (графа 7 Отчета) искажение составило 125 953,5 тыс. рублей, "Оплачено нарастающим итогом на конец отчетного периода, в том числе: за счет средств бюджета Санкт-Петербурга" искажение составило (графа 10) 120 124,46 тыс. рублей. Соответственно, фактический объем софинансирования расходных обязательств бюджета Санкт-Петербурга за счет средств бюджета Санкт-Петербурга в Отчете занижен на 120 124,46 тыс. рублей. Показатель "Остаток средств за счет бюджета Санкт-Петербурга" (гр. 13, 15) отражен в сумме 128 814,2 тыс. рублей с учетом искажений по (гр. 7. 10 Отчета) данный показатель составляет 5 829,06 тыс. рублей, что является нарушением требований пункта 3.2.1 соглашения от 12.04.2018 N 98.
С учетом вышеизложенных нарушений в представлении от 25.06.2019 N 72-22-15/7597 содержатся требования:
- в течение 30 календарных дней со дня получения представления рассмотреть информацию о выявленных нарушениях, а также в целях недопущения причин и условий их совершения в дальнейшем принять меры по соблюдению требований, регламентирующих порядок представления отчетности в рамках реализации мероприятий по государственным программам, а также регламентирующих порядок расходования средств иных межбюджетных трансферов федерального бюджета;
- в течение 90 календарных дней принять меры по обеспечению подведомственным Комитету Фондом возврата в доход федерального бюджета суммы в размере 13 581 304,53 руб. неправомерно оплаченных работ (материалов) в рамках реализации мероприятия по объекту: Строительство тренировочной площадки по адресу: г. Санкт-Петербург, пр. Металлистов, участок 1 (северо-западнее дома 14, литера А по Шепетовской ул.).
По результатам проверки Управление также вынесло в адрес Фонда предписание от 25.06.2019 N 72-2-15/7598, в котором отражены следующие нарушения требований бюджетного законодательства, условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета:
1) Фондом допущено завышение стоимости Объекта, выразившееся в приемке и оплате по Государственному контракту от 10.12.2016 N 0172200002516000177-160869 фактически не выполненных работ по возведению временных титульных зданий и сооружений, что является нарушением требований статей 70, 162 БК РФ, пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ), статей 309, 740, 743 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пункта 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ); нарушение в денежном выражении составило 621 990,90 руб.;
2) Фондом допущено завышение стоимости Объекта, выразившееся в приемке и двойной оплате строительных материалов по Государственному контракту от 10.12.2016 N 0172200002516000177-160869, что является нарушением статей 70, 162 БК РФ, пункта 6 статьи 52 ГрК РФ, пункта 1 статьи 720, пункта 1 статьи 740, пункта 1 статьи 743 ГК РФ и пункта 1 статьи 9 Закона N 402-ФЗ; нарушение в денежном выражении составило 96 389,95 руб.;
3) Фондом допущено завышение стоимости Объекта, выразившееся в приемке и оплате работ не соответствующих примененной расценке в сметной документации (прокладка гофрированных труб) по государственному контракту от 10.12.2016 N 0172200002516000177-160869, что является нарушением статей 70, 162 БК РФ, пункта 6 статьи 52 ГрК РФ пункта 1 статьи 720, пункта 1 статьи 740 и пункта 1 статьи 743 ГК РФ и пункта 1 статьи 9 Закона N 402-ФЗ; нарушение в денежном выражении составило 185 920,24 руб.;
4) Фондом допущено принятие и оплата завышенной стоимости Объекта, выразившееся в принятии к учету первичных документов, содержащих информацию о фактически не выполненных работах, выявленные по результатам контрольных замеров, что является нарушением статей 70, 162 БК РФ, пункта 6 статьи 52 ГрК РФ, пункта 1 статьи 720, пункта 1 статьи 740 и пункта 1 статьи 743 ГК РФ и пункта 1 статьи 9 Закона N 402-ФЗ; нарушение в денежном выражении составило 950 703,44 руб.;
5) Фондом допущено завышение сметной стоимости строительства за счет применения индексов пересчета к текущему уровню цен, не включенных в Федеральный реестр сметных нормативов, выразившееся в приемке и оплате работ по завышенной стоимости, что является нарушением статей 70, 162 БК РФ, пункта 1 статьи 8.3 ГрК РФ, статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), пункта 6.4 Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных приказом Минэкономразвития России от 02.10.2016 N 567; нарушение в денежном выражении составило 11 996 300 руб.
Указанным предписанием от 25.06.2019 N 72-2-15/7598 Фонду предписано в течение 170 календарных дней возместить в доход федерального бюджета неправомерно использованные денежные средства в размере 13 851 304,53 руб.
Не согласившись с вышеуказанными представлением и предписанием, Фонд и Комитет обратились в арбитражный суд.
Суд первой инстанции признал недействительным предписание Управления от 25.06.2019 N 72-22-15/7598 в полном объеме, а представление от 25.06.2019 N 72-22-15/7597 - в части пунктов 1 и 5.
Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Суды обеих инстанций, отклоняя доводы Управления относительно спорных работ по возведению временных титульных зданий и сооружений (нарушение в денежном выражении составило 621 990,90 руб.), приняли во внимание, что возведение временных титульных зданий и сооружений было предусмотрено проектной документацией, а именно разделами "Проект организации строительства" (шифр 22/ОК-16-ПОС.ПЗ) и "Стройгенплан" (шифр N 22/ОК-16-ПОС.ГД).
Пунктом 5.1 раздела 5 Проекта организации строительства (шифр 22/ОК-16-ПОС.ПЗ) предусмотрено устройство осветительных опор (мачт) освещения территории строительной площадки, установка электрооборудования и устройства электросетей, установка противопожарных щитов, установка металлических контейнеров (закрытых складов), которые относятся к титульным зданиям и сооружениям согласно Приложению 2 к ГСН 81-05-01-2001 "Сборник сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений".
На листе 2 Стройгенплана (шифр N 22/ОК-16-ПОС.ГД) также указаны основные показатели зданий и сооружений, необходимых для выполнения подготовительных и основных работ при строительстве на объекте, среди которых также поименованы титульные здания и сооружения: закрытые склады (пункт 6 Приложения 2 к ГСН 81-05-01-2001), противопожарный щит (пункт 21 Приложения 2 к ГСН 81-05-01-2001), осветительные мачты, опоры, прожекторы, киоск низкого напряжения, распределительный шкаф (пункт 26 Приложения 2 к ГСН 81-05-01-2001).
Указанные временные титульные здания и сооружения были возведены и впоследствии демонтированы, что подтверждается, в том числе, материалами фотофиксации, направленными в адрес Фонда подрядчиком - ООО "ГидроПромСтрой". Отсутствие временных титульных сооружений на момент проверки в 2019 году, учитывая, что Тренировочная площадка N 1 введена в эксплуатацию в 2017 году, не свидетельствует о том, что фактически временные титульные здания и сооружения не возводились при выполнении работ по Контракту N 1.
Согласно пункту 1.2 ГСН 81-05-01-2001 сметные нормы затрат на строительство титульных временных зданий и сооружений определяются в процентах от сметной стоимости строительных и монтажных работ согласно нормативам Приложения 1.
Пунктом 4.2 Приложения 1 к ГСН 81-05-01-2001 установлена сметная норма затрат на строительство временных зданий и сооружений при строительстве зданий гражданского строительства в размере 1,8% от стоимости строительно-монтажных работ.
Оплата за установку временных зданий и сооружений произведена в процентном соотношении от суммы выполненных подрядчиком работ по Контракту N 1 на основании ГСН 81-05-01-2001 (обратное Управлением не доказано).
С учетом изложенного суды обеих инстанций посчитали необоснованными доводы Управления о завышении стоимости Объекта в связи с приемкой и оплатой по Контракту N 1 фактически не выполненных работ по возведению временных титульных зданий и сооружений на сумму 621 990,90 руб.
Суды обеих инстанций также отклонили доводы Управления о завышении стоимости Объекта (нарушение в денежном выражении составило 96 389,95 руб.).
По мнению Управления, в рассматриваемом случае произведена двойная оплата выполненных работ по установке 48 ответвительных огнестойких коробок МЕТА 7403-04 в составе расценки ТЕРм 08-02-411-1 (пункт 11(15) акта) и в составе расценки ТЕРм 10-04-066-04 (пункт 13(17) акта).
Вместе с тем, судами обеих инстанций установлено, что в расценках таблиц ТЕРм 08-02-411-01 учтены только протяжные коробки, как часть трубной проводки силовых и контрольных кабелей. Коробка коммутационная МЕТА 7403-4 предназначена для использования в системах противопожарной автоматики, в том числе в системах оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Конструктивно коробка огнестойкая представляет собой металлическое основание с различным количеством керамических калымных колодок, которая предназначена для отвода кабеля к оконечным устройствам.
Таким образом, монтаж данных коробок не учитывается ТЕРм 08-02-411-01, его следует учитывать отдельно по ТЕРм 10-04-066-04.
При таких обстоятельствах суды обеих инстанций правомерно отклонили доводы Управления о наличии двойной оплаты выполненных работ в КС-2 от 24.05.2017 N 111.
Доводы Управлении относительно завышения стоимости Объекта, выразившегося в приемке и оплате работ не соответствующих примененной расценке в сметной документации (прокладка гофрированных труб) по Контракту N 1 (нарушение в денежном выражении составило 185 920,24 руб.), рассмотрены судами обеих инстанций и правомерно ими отклонены, поскольку расценка на прокладку гофрированных труб ТЕРм 08-02-409-01 применена в соответствии со сметной документацией, получившей положительное заключение экспертизы N 26-2017-С рег. N С-17-78-1-1-3-0030-17 от 29.03.2017 и полностью соответствует локальной смете N 02-02-09 раздел "Сети связи" на сумму 2 468 895 руб.
Суды обеих инстанций также отклонили доводы Управления о завышении стоимости Объекта в результате принятия к учету первичных документов, содержащих информацию о фактически не выполненных работах (нарушение в денежном выражении составило 950 703,44 руб.).
Как следует из материалов дела, указанный вывод был сделан Управлением по результатам проведения комиссионной сверки и определения фактического наименования видов и объемов работ, выполненных в рамках Контракта N 1, результаты сверки отражены в акте обмера от 18.04.2019, а также в приложениях N 6 и N 7 к отчету ФКУ "ЦОКР" СТИ М-2019/11.
Таким образом, сверка фактического состояния объекта в рамках контрольных мероприятий выполнена в апреле 2019 года, то есть по истечении почти двух лет с момента ввода Объекта в эксплуатацию (разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 27.05.2017 N 78-07-19-2017) и после проведения на Объекте мероприятий, связанных с Кубком Конфедераций 2017 года и Чемпионатом мира по футболу 2018 года. Кроме того, как усматривается из материалов дела, осмотр производился визуально, проверка выполнения скрытых работ не осуществлялась, не приведены методы измерений параметров, ссылки на первичную документацию отсутствуют (проектные решения, исполнительные схемы).
С учетом изложенного суды обеих инстанций отклонили доводы Управления о завышении стоимости Объекта.
В кассационной жалобе ее податель не согласен с судебными актами в части завышение сметной стоимости строительства по Контракту N 1 за счет применения индексов пересчета к текущему уровню цен, не включенных в Федеральный реестр сметных нормативов (нарушение в денежном выражении составило 11 996 300 руб.).
При этом Управление ссылается на пункт 30 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87, согласно которому сметная документация на строительство объектов капитального строительства, финансируемое полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, составляется с применением сметных нормативов, включенных в федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется за счет средств федерального бюджета.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 3 Распоряжения Правительства Санкт-Петербурга от 13.12.2006 N 186-рп "О Порядке организации деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при определении стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов городского хозяйства, а также ремонта автомобильных дорог общего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге за счет средств бюджета Санкт-Петербурга" (далее - Порядок N 186-рп) исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга в заданиях на проектирование строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов городского хозяйства, а также ремонта автомобильных дорог общего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге, осуществляемого за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, предписано указывать, что составление сметной документации должно осуществляться с использованием индексов пересчета сметной стоимости строительства объекта, утверждаемых в соответствии с Порядком N 186-рп.
Согласно пункту 3.10 Положения о Комитете по государственному заказу Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27.09.2012 N 1039, Комитет по государственному заказу Санкт-Петербурга утверждает нормативы, предназначенные для определения сметной стоимости строительства, реконструкции, реставрации, ремонта, эксплуатации и содержания объектов в Санкт-Петербурге (территориальные сметные нормативы), в том числе территориальные единичные расценки в соответствии с утвержденными государственными сметными нормативами, а также территориальные сборники сметных цен на материалы, изделия и конструкции, сборники сметных цен на перевозку грузов для строительства и капитального ремонта зданий и сооружений, сборники сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств, сборники единичных расценок на строительные, монтажные, специальные строительные и ремонтно-строительные работы, отраслевые сборники специализированных видов строительства.
В рассматриваемом случае расчет начальной (максимальной) цены Контракта N 1 выполнен в соответствии с Порядком N 186-рп и сметными нормативами индексами пересчета сметной стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов городского хозяйства, осуществляемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, утвержденными Комитетом по государственному заказу Санкт-Петербурга.
Согласно письму от 31.10.2016 N 07-00-2328/16-4-1 Комитетом по государственному заказу Санкт-Петербурга был рассмотрен и согласован проект представленной Комитетом документации об аукционе на выполнение работ по строительству тренировочной площадки по адресу: Санкт-Петербург, пр. Металлистов, участок 1 (северо-западнее дома 14, лит. А по Шепетовской улице) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и наличия обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
Контракт N 1 был заключен 10.12.2016 по результатам аукциона, проведенного на основании согласованной Комитетом по государственному заказу Санкт-Петербурга аукционной документации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 34 Закона N 44-ФЗ при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается (за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей и статьей 95 Закона N 44-ФЗ).
Кроме того, в соответствии с приказами Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 21.09.2015 N 675/пр и от 28.02.2017 N 270/пр в федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, следующие территориальные сметные нормативы, были включены, в том числе:
- Территориальные сметные цены на материалы, изделия и конструкции, применяемые в строительстве. город Санкт-Петербург (ТССЦ 81-01-2001);
- Территориальные сметные расценки на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств. город Санкт-Петербург (ТСЭМ 81-01-2001);
- Территориальные единичные расценки на строительные и специальные строительные работы. город Санкт-Петербург (ТЕР 81-02-2001);
- Территориальные единичные расценки на монтаж оборудования. город Санкт-Петербург (ТЕРм 81-03-2001);
- Территориальные единичные расценки на ремонтно-строительные работы. город Санкт-Петербург (ТЕРр 81-04-2001);
- Территориальные единичные расценки на пусконаладочные работы. город Санкт-Петербург (ТЕРп 81-05-2001);
- Территориальные единичные расценки на капитальный ремонт оборудования. город Санкт-Петербург (ТЕРмр 81-06-2001);
- Территориальные сметные цены на перевозки грузов для строительства, город Санкт-Петербург (ТССЦпг 81-01-2001).
В положительных заключениях государственной экспертизы от 19.09.2016 N 78-1-1-3-0245-16 проектной и рабочей документации, от 29.03.2017 N С-17-78-1-3-0030-17 по проверке достоверности определения сметной стоимости указано, что расчеты, содержащиеся в сметной документации, соответствуют сметным нормативам, внесенным в федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства.
С учетом изложенного довод Управления о завышении сметной стоимости строительства по Контракту N 1 за счет применения индексов пересчета к текущему уровню цен, не включенных в федеральный реестр сметных нормативов, что составило в денежном выражении 11 996 300 руб., суды обеих инстанций признали необоснованным, в связи с чем удовлетворили заявленные требования о признании недействительным предписания Управления от 25.06.2019 N 72-22-15/7598 в полном объеме.
С учетом вышеприведенных выводов суда по нарушениям, вмененным Фонду в предписании от 25.06.2019 N 72-22-15/7598, выводы Управления о том, что Комитетом не обеспечено соблюдение условий и порядка предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, предоставленного из федерального бюджета, в рамках финансирования Фонда, признаны судами также необоснованными, в связи с чем пункт 1 представления от 25.06.2019 N 72-22-15/7597 правомерно признан недействительным.
Доводы Управления по пункту 5 представления от 25.06.2019 N 72-22-15/7597 рассмотрены судами обеих инстанций и правомерно ими отклонены с учетом следующего.
Как указано Комитетом и не опровергнуто Управлением, в отчете за период с 01.01.2017 по 30.09.2018 не были учтены понесенные Комитетом в 2017 году расходы по оплате проектно-изыскательских работ согласно платежному поручению от 04.08.2017 N 2318405 в сумме 4993,83 руб. С учетом оплаты указанных работ условие о соблюдении нормативов софинансирования со стороны Санкт-Петербурга фактически выполнено.
Судами также установлено, что в рамках государственного контракта от 22.11.2016 N 561839 (далее - Контракт N 2) подрядчик (ООО "ГидроПромСтрой") выполнил строительно-монтажные работы по объекту в полном объеме. Первоначально установленный Контрактом N 2 срок выполнения работ (до 17.12.2017) был продлен дополнительным соглашением от 25.12.2018 N 9 до 31.12.2018. Службой государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 27.03.2018 N 78-14-03-2018.
Как следует из материалов дела, финансирование реконструкции Тренировочной площадки N 2 на 2018 год в размере 125 953,5 тыс. руб. было предусмотрено Законом Санкт-Петербурга от 31.10.2018 N 627-128 "О внесении изменений и дополнений в Закон Санкт-Петербурга "О бюджете Санкт-Петербурга на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов". В связи с указанным обстоятельством осуществленные за счет данного финансирования расходы не могли быть включены в отчет по состоянию на 30.09.2018. Расходование средств в сумме 120 081,70 тыс. рублей осуществлено в 4 квартале 2018 года, что подтверждается отчетом Комитета об исполнении условий предоставления иных межбюджетных трансферов за период с 2017 года по 31.12.2018. Обратного Управлением не доказано.
При таких обстоятельствах суды обеих инстанций обоснованно признали пункт 5 представления от 25.06.2019 N 72-22-15/7597 недействительным.
Доводы подателя жалобы не свидетельствуют о неправильном применении норм права, а по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств спора и представленных сторонами доказательств, которые были предметом рассмотрения и получили надлежащую правовую оценку.
С учетом изложенного следует признать, что суды правильно установили обстоятельства дела, всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные сторонами доказательства и дали им надлежащую правовую оценку, обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.02.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2020 по делу N А56-97247/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по г. Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Р. Журавлева |
Судьи |
О.Р. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.