09 февраля 2021 г. |
Дело N А56-130359/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Кудина А.Г., Соколовой С.В.,
при участии от Комитета государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области Егорченкова М.А. (доверенность от 12.01.2021),
рассмотрев 03.02.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.07.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2020 по делу N А56-130359/2019,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Всеволожские тепловые сети", адрес: 188643, Ленинградская обл., Всеволожский р-н, г. Всеволожск, шоссе Дорога жизни, д. 11, ОГРН 1074703003803, ИНН 4703096470 (далее - Общество, ОАО "Всеволожские тепловые сети"), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными предписаний Комитета государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области, адрес: 191311, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, ОГРН 1147847555107, ИНН 7842018964 (далее - Комитет), от 02.12.2019 N 51-19/1 (ЭА), N 51-19/2 (ЭА).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.07.2020, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2020, оспариваемые предписания Комитета признаны незаконными.
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, а также на неполное выяснение ими обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, просит отменить принятые судебные акты и отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, с момента введения в эксплуатацию общедомовых приборов учета тепловой энергии расчет платы за коммунальную услугу по отоплению собственникам помещений в спорных многоквартирных домах должен осуществляться Обществом исходя не из нормативов потребления коммунальных услуг, а из показаний общедомовых приборов учета, что следует из пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Общество надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания, однако своего представителя для участия в нем не направило, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в целях проверки обращений гражданина, проживающего по адресу: Ленинградская обл., г. Всеволожск, Межевая ул., д. 11 (далее - МКД 1), и гражданина, проживающего по адресу: Ленинградская обл., г. Всеволожск, ул. Связи, д. 2 (далее - МКД 2), в отношении ОАО "Всеволожские тепловые сети" Комитетом была проведена внеплановая документарная проверка, результаты которой оформлены актом проверки от 02.12.2019 N 51-19 (ЭА).
В указанном акте нашел отражение факт нарушения Обществом части 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и положений пункта 42(1) Правил N 354, выразившегося в начислении платы за коммунальную услугу по отоплению по нормативам потребления без учета показаний общедомового прибора учета тепловой энергии, а именно: по МКД 1 в период с мая по август 2019 г. плата начислялась по нормативу, тогда как 30.04.2019 в МКД 1 в эксплуатацию был введен общедомовой прибор учета тепловой энергии; по МКД 2 в период с июля по август 2019 г. плата начислялась по нормативу, тогда как 28.06.2019 в МКД 2 был введен в эксплуатацию общедомовой прибор учета тепловой энергии.
В связи с выявленными нарушениями Комитет выдал Обществу предписания от 02.12.2019 N 51-19/1 (ЭА) и N 51-19/2 (ЭА), которыми обязал ОАО "Всеволожские тепловые сети" произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по отоплению собственникам помещений названных МКД исходя из показаний приборов учета тепловой энергии.
Не согласившись с указанными предписаниями Комитета, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и указали на отсутствие у Комитета правовых и фактических оснований для выдачи оспариваемых предписаний.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу Комитета не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги регулируют Правила N 354.
В силу пункта 43 названных Правил объем потребленной в нежилом помещении многоквартирного дома тепловой энергии определяется в соответствии с пунктом 42(1) Правил N 354.
Согласно абзацу 2 пункта 42(1) Правил N 354 при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и отсутствии технической возможности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к названным Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 24.11.2010 N 313 утверждены Нормативы потребления коммунальных услуг по отоплению гражданами, проживающими в многоквартирных домах или жилых домах на территории Ленинградской области, при отсутствии приборов учета (далее - Нормативы N 313).
Согласно пункту 3 примечания к Нормативам N 313 в норматив отопления включен расход тепловой энергии исходя из расчета расхода на 1 кв. м площади жилых помещений для обеспечения температурного режима жилых помещений, содержания общего имущества многоквартирного дома с учетом требований к качеству данной коммунальной услуги за период, равный продолжительности отопительного сезона, деленный на 12 месяцев.
В соответствии с пунктом 5 примечания к Нормативам N 313 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется потребителям равномерно за все расчетные месяцы календарного года.
Постановлениями администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области от 27.09.2018 N 2954 и от 26.04.2019 N 105 утверждены даты начала и окончания отопительного сезона 2018 - 2019 гг.: 01.10.2018 и 30.04.2019 соответственно.
Постановлением администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области от 24.09.2019 N 3135 установлено, что датой начала отопительного сезона 2019 - 2020 гг. является 25.09.2019.
Судами установлено, что МКД 1 до апреля, а МКД 2 до июня 2019 г. не были оборудованы коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии.
В связи с этим, как правильно указали суды, начисление платы за коммунальную услугу по отоплению в отопительном сезоне 2018 - 2019 гг. правомерно производилось ОАО "Всеволожские тепловые сети" в соответствии с Нормативами N 313 равномерно за все расчетные месяцы календарного года: с 01.10.2018 по 25.09.2019 (до начала отопительного сезона 2019-2020 гг.).
Введение в эксплуатацию общедомового прибора учета после завершения отопительного сезона 2018 - 2019 гг. не может повлечь за собой изменение способа оплаты коммунальной услуги по отоплению за названный период. Корректировка платы в таком случае производится исполнителем коммунальных услуг после начала отопительного сезона 2019 - 2020 гг. и предоставления первых данных введенных в эксплуатацию приборов учета.
Принимая во внимание изложенное, суды двух инстанций пришли к правильному выводу о незаконности оспариваемых предписаний Комитета.
Поскольку фактические обстоятельства установлены судами первой и апелляционной инстанций на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений, в том числе предусмотренных статьей 288 АПК РФ, судами не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.07.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2020 по делу N А56-130359/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги регулируют Правила N 354.
В силу пункта 43 названных Правил объем потребленной в нежилом помещении многоквартирного дома тепловой энергии определяется в соответствии с пунктом 42(1) Правил N 354.
Согласно абзацу 2 пункта 42(1) Правил N 354 при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и отсутствии технической возможности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к названным Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 9 февраля 2021 г. N Ф07-15998/20 по делу N А56-130359/2019