11 февраля 2021 г. |
Дело N А56-10759/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Чуватиной Е.В., судей Сапоткиной Т.И., Сергеевой И.В.,
при участии от индивидуального предпринимателя Овсеенко Василия Георгиевича - Румянцева О.С. (доверенность от 30.01.2020),
рассмотрев 03.02.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Овсеенко Василия Георгиевича на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2020 по делу N А56-10759/2020,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Овсеенко Василий Георгиевич, ОГРНИП 319470400116336 (далее - Предприниматель), обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными решений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, адрес: 191311, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, ОГРН 1037843045734, ИНН 7815027624 (далее - Управление Росреестра), об отказе в государственной регистрации прекращения права собственности Овсеенко В.Г. на земельный участок с кадастровым номером 47:16:0650001:90 и регистрации его права собственности в отношении 61 вновь образованного земельного участка, а также об обязании Управления Росреестра произвести названные регистрационные действия.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", адрес: 107078, Москва, Орликов пер., д. 10, стр. 1, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.06.2020 заявление удовлетворено.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2020 данное решение отменено, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Предприниматель, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, просит отменить постановление от 03.11.2020 и оставить в силе решение от 24.06.2020.
Суд апелляционной инстанции, по мнению подателя жалобы, не учел, что вид разрешенного использования земельных участков, образуемых в результате раздела участка с кадастровым номером 47:16:065001:90, соответствует виду разрешенного использования исходного участка, отраженному в сведениях Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) и установленному Правилами землепользования и застройки Шумского сельского поселения Кировского муниципального района Ленинградской области.
В судебном заседании представитель Предпринимателя поддержал доводы кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, извещены в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о времени и месте рассмотрения дела, однако своих представителей в суд не направили, что в силу статьи 284 того же Кодекса не препятствует рассмотрению жалобы.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Овсеенко В.Г. является собственником земельного участка площадью 75 583 кв.м с кадастровым номером 47:16:0650001:90, находящегося по адресу: Ленинградская обл., Кировский р-н, ЗАО "Шумское" (далее - Участок).
В соответствии данными выписки из ЕГРН Участок относится к категории "земли сельскохозяйственного назначения".
В той же выписке указан вид разрешенного использования Участка - "для ведения дачного хозяйства", а в разделе "Особые отметки" отражено, что сведения о видах разрешенного использования имеют статус "Актуальные незасвидетельствованные", право на объект зарегистрировано с видом разрешенного использования "для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства" (т.д. 1, л. 39).
В заключении администрации муниципального образования Шумское сельское поселение (далее - Администрация) от 15.03.2016 N 56 приведена информация о нахождении Участка за границами населенного пункта и об отнесении территории, в пределах которой он расположен, в соответствии с генеральным планом Шумского сельского поселения к функциональной зоне С4 "зона дачных объединений".
Согласно выписке из Правил землепользования и застройки территории муниципального образования Шумское сельское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области, утвержденных решением Совета депутатов от 19.12.2012 N 51 (с учетом изменений, утвержденных решением Совета депутатов от 13.09.2013), Участок относится к территориальной зоне С5 "зона дачных хозяйств", для которой установлены требования к минимальной и максимальной площади земельных участков - 650 кв.м и 2000 кв.м соответственно.
Предпринимателем принято решение о разделе Участка с образованием в результате такового 61 земельного участка.
После проведения работ по разделу Участка Предприниматель обратился в Управление Росреестра с заявлениями о государственной регистрации прекращения его права собственности на Участок и государственной регистрации права собственности земельные участки, образованные в результате раздела Участка.
Уведомлениями от 13.01.2020 и 16.01.2020 Управление Росреестра отказало в осуществлении указанных регистрационных действий, указав на несоответствие сведений государственного кадастра недвижимости сведениям ЕГРН в части характеристик объектов (вида разрешенного использования) и несоблюдение требований применительно к использованию сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Считая отказ Управления Росреестра незаконным и нарушающим его права, Предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Суд первой инстанции пришел к выводу об установлении в отношении исходного земельного участка с кадастровым номером 47:16:0650001:90 на основании Правил землепользования и застройки территории муниципального образования Шумское сельское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области вида разрешенного использования - "для ведения дачного хозяйства", в связи с чем посчитал оспариваемые отказы Управления Росреестра незаконным и удовлетворил требования заявителя.
Апелляционный суд не согласился с выводами судами первой инстанции, отменил решение и отказал в удовлетворении заявления. При этом суд апелляционной инстанции исходил из того, что Участок относится к землям сельскохозяйственных угодий, в связи с чем изменение вида разрешенного такого Участка на основании градостроительного регламента, содержащегося в правилах землепользования и застройки поселения, не допускается.
Кассационная инстанция, исследовав материалы дела, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
В силу положений статей 198 и 201 АПК РФ для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 18 Федерального закона от 13.07.2015 "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) к заявлению о государственном регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления таких регистрационных действий.
Согласно пунктам 5, 7 части 1 статьи 26, статье 27 Закона N 218-ФЗ непредставление необходимых для государственной регистрации прав документов, несоответствие формы и (или) содержания представленных документов требованиям законодательства Российской Федерации и неустранение обстоятельств, послуживших основанием для приостановления осуществления государственной регистрации, по истечении срока приостановления являются основанием для отказа в осуществлении таких действий.
Применительно к земельным участкам к числу оснований для приостановления государственной регистрации в силу пункта 28 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ отнесено также несоответствие размера образуемого земельного участка установленным согласно федеральному закону требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков.
Как следует из содержания оспариваемых Предпринимателем решений Управления Росреестра, основанием для отказа в государственной регистрации прав послужило несоблюдение в отношении земельных участков, образуемых в результате раздела Участка, требований применительно к использованию сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно пункту 3 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу пункта 1 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Пунктом 2 статьи 7 ЗК РФ предусмотрено, что земли, указанные в пункте 1 этой статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей; в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются, в том числе сельскохозяйственные угодья (пункт 2 статьи 77 Кодекса).
В силу пункта 1 статьи 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Статьей 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) предусмотрено, что разрешенное использование земельных участков, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, определяется градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки.
При этом, как указано в части 6 статьи 36 ГрК РФ, для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительные регламенты не устанавливаются.
В соответствии с частью 7 статьи 36 ГрК РФ использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04.06.2014 (далее - Обзор от 04.06.2014), для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется; запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации"; до принятия специального законодательства о зонировании территорий для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности; изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) одним из принципов оборота земель сельскохозяйственного назначения является сохранение целевого использования земельных участков.
Пунктом 1 статьи 4 Закона N 101-ФЗ предусмотрено, что законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены минимальные размеры земельных участков, образуемых из земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно части 1 статьи 3 Закона Ленинградской области от 02.12.2005 N 107-оз "Об отдельных вопросах оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории Ленинградской области" минимальный размер образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на территории Ленинградской области не может быть менее 1 гектара.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, в том числе материалы землеустроительного дела, суд апелляционной инстанции установил, что Участок учитывался в качестве сельскохозяйственных угодий (пастибище культурное площадью 7,542 га), имел вид разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства".
Данное обстоятельство доводами кассационной жалобы не опровергнуто.
Поскольку Предприниматель не подтвердил, что Участок, из которого образуются спорные земельные участки, был переведен из категории земель сельскохозяйственного назначения в иную, апелляционный суд применительно к установленным по настоящему делу обстоятельствам, руководствуясь положениями статей 7, 77, 79 ЗК РФ, частей 6 и 7 статьи 36 ГрК РФ, а также учтя правовую позицию, изложенную в Обзоре от 04.06.2014, правомерно посчитал, что основания для распространения на Участок предусмотренного Правилами землепользования и застройки Шумского сельского поселения Кировского муниципального района Ленинградской области градостроительного регламента, в том числе в части видов разрешенного использования земельных участков, отсутствуют.
Исходя из количества земельных участков, образуемых в результате раздела Участка, требования пункта 1 статьи 4 Закона N 101-ФЗ и части 1 статьи 3 Закона N 107-оз о минимальных размерах земельных участков, образуемых из земель сельскохозяйственного назначения, в отношении спорных участков не соблюдены.
При таком положении апелляционный суд, не установив совокупности предусмотренных статьей 198 АПК РФ оснований для признания оспариваемых решений Управления Росреестра незаконными, правомерно отказал в удовлетворении заявленных Предпринимателем требований.
Учитывая изложенное предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемого постановления не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2020 по делу N А56-10759/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Овсеенко Василия Георгиевича - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Чуватина |
Судьи |
Е.В. Чуватина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку Предприниматель не подтвердил, что Участок, из которого образуются спорные земельные участки, был переведен из категории земель сельскохозяйственного назначения в иную, апелляционный суд применительно к установленным по настоящему делу обстоятельствам, руководствуясь положениями статей 7, 77, 79 ЗК РФ, частей 6 и 7 статьи 36 ГрК РФ, а также учтя правовую позицию, изложенную в Обзоре от 04.06.2014, правомерно посчитал, что основания для распространения на Участок предусмотренного Правилами землепользования и застройки Шумского сельского поселения Кировского муниципального района Ленинградской области градостроительного регламента, в том числе в части видов разрешенного использования земельных участков, отсутствуют.
Исходя из количества земельных участков, образуемых в результате раздела Участка, требования пункта 1 статьи 4 Закона N 101-ФЗ и части 1 статьи 3 Закона N 107-оз о минимальных размерах земельных участков, образуемых из земель сельскохозяйственного назначения, в отношении спорных участков не соблюдены."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 февраля 2021 г. N Ф07-16671/20 по делу N А56-10759/2020