15 февраля 2021 г. |
Дело N А56-12245/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Алешкевича О.А., Мунтян Л.Б.,
при участии от Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга Новикова А.В. (доверенность от 30.12.2020), от товарищества собственников жилья "Гражданский 36" Сметанина А.Л. (доверенность от 19.12.2019), от акционерного общества "Сервис-Недвижимость" Рыковой Д.А. (доверенность от 27.04.2020),
рассмотрев 08.02.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Гражданский 36" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.06.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2020 по делу N А56-12245/2020,
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья "Гражданский 36", адрес: 195220, Санкт-Петербург, Гражданский просп., д. 36, кв. 11, ОГРН 1127847172804, ИНН 7804482646 (далее - Товарищество, ТСЖ), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга, адрес: 195112, Санкт-Петербург, Малоохтинский пр., д. 68, лит. А, ОГРН 1037867000115, ИНН 7841000298 (далее - Инспекция, ГЖИ), о признании недействительным распоряжения от 05.11.2019 N 910-рл об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Санкт-Петербурга, об обязании в течение 10 дней после вступления решения суда в законную силу внести необходимые изменения в реестр лицензий Санкт-Петербурга по адресу: Санкт-Петербург, Гражданский просп., д. 36 в части исключения указанного дома (далее - МКД) из перечня домов, которыми управляет акционерное общество "Сервис-Недвижимость".
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "Сервис-Недвижимость", адрес: 197348, Санкт-Петербург, Богатырский пр., д. 2, лит. А, каб. 2.34, ОГРН 1077847491127, ИНН 7814379550 (далее - Общество).
Решением суда первой инстанции от 09.06.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 12.10.2020, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Товарищество просит отменить состоявшиеся судебные акты, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на то, что ТСЖ вправе осуществлять функции по управлению МКД с даты принятия решения собственниками, при этом наличие МКД в реестре лицензии управляющей компании не является предусмотренным законом основанием для отказа в реализации решения общего собрания собственников по изменению способа управления. Кроме того, ТСЖ не является лицензиатом и на него не распространяются требования Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок). По мнению ТСЖ, судами не учтено, что Общество отказывает в передаче технической документации на МКД; запрета на внесение изменений в реестр лицензий по итогам ранее проведенных собраний закон не содержит; проведение процедуры ликвидации юридического лица не отменяет ранее выбранный способ управления МКД, на момент подачи заявления в Инспекцию все процедуры по ликвидации ТСЖ были прекращены; собрание собственников 2020 года способ управления МКД не изменило, возможность подтверждения способа управления законом не предусмотрена.
В судебном заседании представитель ТСЖ поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представители Инспекции и Общества возразили против доводов жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Товарищество обратилось в Инспекцию с заявлениями от 11.07.2019, от 16.09.2019 о внесении изменений в реестр лицензий Санкт-Петербурга в части исключения указанного МКД из лицензий управляющей компании (Общества) и прекращении управления МКД данной управляющей компанией.
Инспекцией издано распоряжение от 05.11.2019 N 910-рл об отказе во внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с несоответствием заявления и документов требованиям Порядка, а именно:
- подпункту "б" пункта 5 Порядка: представленное Товариществом решение общего собрания собственников, проведенного с 19.09.2017 по 19.12.2017, оформленное протоколом от 25.12.2017 N 2/2017, не является последним решением собственников помещений в МКД. В соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) в Инспекцию поступило решение общего собрания собственников, проведенного с 23.10.2017 по 22.12.2017, оформленное протоколом от 22.12.2017 N 2, согласно которому собственниками принято решение о ликвидации ТСЖ. На запрос Инспекции от 01.10.2019 исх. N 08-11-19755/19-0-1 запрашиваемые документы и информация от ТСЖ не поступили;
- подпункту "в" пункта 5 Порядка: сведения о МКД размещены в разделе реестра, содержащем перечень адресов МКД, деятельность по управлению которыми осуществляет Общество. Заявлений о внесении изменений в реестр от лицензиата (Общества) не поступало.
Не согласившись с указанным распоряжением Инспекции, Товарищество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции с позицией суда первой инстанции согласился.
Суд кассационной инстанции, изучив доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
На основании пункта 5 Порядка в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения ряда условий, в том числе: достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка (подпункт "б"); отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям (подпункт "в").
Согласно пункту 9 Порядка основанием для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов являются, в том числе: несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "б" и "в" пункта 5 настоящего Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка.
Судами установлено, что Инспекцией проведена проверка заявлений ТСЖ от 11.07.2019 и от 16.09.2019 и представленных документов, в соответствии с которой было выявлено их несоответствие вышеназванным требованиям Порядка. В связи с тем, что в реестре лицензий имелись сведения об управлении МКД Обществом (на основании протокола общего собрания собственников помещений МКД от 29.09.2017 N 1 и распоряжения Инспекции от 20.03.2018 N 127-рл о включении сведений в реестр лицензий), и от Общества заявлений о внесении изменений в реестр лицензий не поступало, Инспекция, руководствуясь пунктами 10, 15 Порядка, приняла решение о приостановлении рассмотрения заявления ТСЖ и направлении запросов в Общество и ТСЖ.
В рассматриваемом случае приостановление рассмотрения заявления о внесении изменений в реестр носило временный характер и было необходимо органу государственного жилищного надзора для проведения проверки с целью внесения в реестр актуальных и соответствующих действительности сведений.
На запрос Инспекции о предоставлении сведений о мероприятиях по приему технической документации и иных связанных с управлением МКД документов согласно акту приема-передачи, представлении документов, подтверждающих направление уведомления о принятом на собрании решении, с подтверждением получения управляющей организацией такого уведомления ТСЖ в Инспекцию не предоставило.
В свою очередь, от Общества в ГЖИ поступили сведения о принятии собственниками помещений в МКД решения о ликвидации ТСЖ, что подтверждается протоколом общего собрания собственников помещений от 22.12.2017 N 2, проведенного в период с 23.10.2017 по 22.12.2017. Кроме того, Инспекции был представлен протокол от 25.07.2019 N 1, составленный по результатам общего собрания собственников помещений в МКД, проведенного в период с 16.04.2019 по 22.07.2019, согласно которому собственниками принят отчет ликвидационной комиссии о ликвидационных мероприятиях ТСЖ.
Таким образом, Инспекция пришла к выводу, что на момент рассмотрения заявления Товарищества выявлен факт недостоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 Порядка, а именно - разрешен вопрос о ликвидации ТСЖ, подавшего заявление на управление МКД, Инспекция исходила из последнего по дате волеизъявления собственников помещений МКД.
Об указанном Инспекция составила акт проверки от 25.10.2019 N 09/2249-р и заключение по результатам проверки заявления и документов от 05.11.2019.
Довод подателя жалобы о нераспространении на него требований Порядка был рассмотрен судами и отклонен, поскольку изменения в реестр лицензий в соответствии с пунктами 2 и 3 Порядка вносятся не только на основании заявления лицензиата, но и на основании представленного лицом, осуществляющим деятельность по управлению МКД, заявления о внесении изменений в реестр, которым может быть, в том числе и ТСЖ.
Довод Товарищества о том, что на момент подачи заявления в Инспекцию все процедуры по ликвидации ТСЖ были прекращены, не отменяет правомерность распоряжения Инспекции по иным основаниям. Заявитель не отрицал в судах наличие конфликта внутри ТСЖ и оспаривание полномочий председателя, а также то, что после внесения в Единый государственный реестр юридических лиц 08.02.2018 записи об отмене решения о ликвидации был составлен вышеназванный протокол от 25.07.2019 N 1 о принятии собственниками отчета ликвидационной комиссии о ликвидационных мероприятиях ТСЖ.
Кроме того, Общество представило в суд решение собственников помещений в МКД о подтверждении способа управления МКД - управляющей компанией и подтверждении полномочий Общества в качестве таковой (протокол внеочередного общего собрания собственников помещений от 20.07.2020 N 2).
По смыслу пункта 2 статьи 181.4 Гражданского кодекса Российской Федерации новое решение собрания, подтверждающее решение предыдущего собрания, может содержать исключительно формальное указание на подтверждение ранее принятого решения (пункт 108 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Довод Товарищества о том, что Инспекция не выполнила обязанность по направлению копий доказательств всем лицам, участвующим в деле, противоречит представленному скриншоту электронной почты, согласно которому Инспекцией 17.04.2020 документы направлялись участвующим сторонам, в той числе заявителю по адресу электронной почты, указанному в публичном доступе в карточке общей информации о ТСЖ на интернет-сайте по адресу https://dom.gosuslugi.ru.
Таким образом, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований. Вопреки мнению подателя жалобы получение и оценка судами доказательств произведены с учетом требований статей 9, 65-71, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу не допускается (пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Основания для изменения либо отмены обжалованных судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.06.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2020 по делу N А56-12245/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Гражданский 36" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На запрос Инспекции о предоставлении сведений о мероприятиях по приему технической документации и иных связанных с управлением МКД документов согласно акту приема-передачи, представлении документов, подтверждающих направление уведомления о принятом на собрании решении, с подтверждением получения управляющей организацией такого уведомления ТСЖ в Инспекцию не предоставило.
В свою очередь, от Общества в ГЖИ поступили сведения о принятии собственниками помещений в МКД решения о ликвидации ТСЖ, что подтверждается протоколом общего собрания собственников помещений от 22.12.2017 N 2, проведенного в период с 23.10.2017 по 22.12.2017. Кроме того, Инспекции был представлен протокол от 25.07.2019 N 1, составленный по результатам общего собрания собственников помещений в МКД, проведенного в период с 16.04.2019 по 22.07.2019, согласно которому собственниками принят отчет ликвидационной комиссии о ликвидационных мероприятиях ТСЖ.
Таким образом, Инспекция пришла к выводу, что на момент рассмотрения заявления Товарищества выявлен факт недостоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 Порядка, а именно - разрешен вопрос о ликвидации ТСЖ, подавшего заявление на управление МКД, Инспекция исходила из последнего по дате волеизъявления собственников помещений МКД.
...
Довод подателя жалобы о нераспространении на него требований Порядка был рассмотрен судами и отклонен, поскольку изменения в реестр лицензий в соответствии с пунктами 2 и 3 Порядка вносятся не только на основании заявления лицензиата, но и на основании представленного лицом, осуществляющим деятельность по управлению МКД, заявления о внесении изменений в реестр, которым может быть, в том числе и ТСЖ.
...
По смыслу пункта 2 статьи 181.4 Гражданского кодекса Российской Федерации новое решение собрания, подтверждающее решение предыдущего собрания, может содержать исключительно формальное указание на подтверждение ранее принятого решения (пункт 108 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации")."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 февраля 2021 г. N Ф07-15423/20 по делу N А56-12245/2020